Система отбора в различных видах спорта

Специфика факторов спортивной подготовленности обусловливает необходимость разработки системы отбора для каждого отдельного вида или группы видов спорта.

Рассмотрим в качестве примера особенности составления системы от­бора на одной из них, предназначенной для спортивных видов гимнастики как представителя ациклических комбинационных упражнений. Из имею­щихся нескольких вариантов более обоснован и чаще всего используется тот, в котором выделяют три этапа спортивного отбора: начальный, основной и заключительный.

Начальный этап отбора проводится с 5-7 лет по ходу предварительной спортивной подготовки. Задачи этой подготовки состоят главным образом в нейтрализации влияния предварительной обученности на результаты тести­рования и в получении дополнительной информации об обучаемости отби­раемых детей. В зависимости от постановки задачи объем и характер подго­товки многовариативны: от 6 занятий, предусматривающих специальную стандартную тренировку к тестирующим упражнениям, до 3-6-месячного этапа предварительной спортивной подготовки. После ее окончания дети, отобранные для занятий этим видом спорта, приступают к начальной специа­лизированной подготовке, а остальные продолжают занятия упражнениями общей физической подготовки (ОФП).

На начальном этапе отбора используют критерии двух видов: средне­срочного прогноза по модели юного спортсмена-разрядника и долгосрочного прогноза по модели спортсмена экстра-класса, хотя этот прогноз еще весьма ненадежен в раннем возрасте.

Отбираемый прежде всего должен обладать хорошим здоровьем, без которого невозможна полноценная адаптация к большим тренировочным на­грузкам. Важное значение придается антропометрическим и функциональ­ным показателям (табл. 4).

 

Таблица 4

Критерии отбора по этапам подготовки в сложнокоординационных видах спорта

Этапы отбора Этап спортивной подготовки Критерии отбора
текущий планируемый
1.Началь­ный Предвари­тельный Начальная спортивная специализация Состояние здоровья, размеры и пропорции тела, гибкость, координация движений, вес­тибулярная устойчивость, свойства ВНД, спортивная мотивация.
2. Основ­ной Начальная спортивная специализа-ция ­ Углубленная спортивная подготовка Уточнение критериев 1-го этапа, склонность к жироот­ложению, обучаемость, рост спортивных результатов, пе­реносимость специальная физи­ческая подготовленность тренировочных нагрузок,
3. Заключи-­ тельный Углубленная спортивная подготовка Совершенст­вование спор­тивного мас­терства Уточнение критериев 1-го и 2- го этапов, признаков ретарда­ции физического и полового развития, уровень и стабильность спортивных результа­тов, функциональная подготовленность ­

 

Среди отбираемых для занятий спортивной гимнастикой предпочте­ние отдается детям с ретардированным типом физического развития (низкие или ниже средних длина тела и весо-ростовой индекс), среди девочек - торакально-астенической, а среди мальчиков - мезоморфной конституции.

Важное значение в качестве критериев отбора имеют двигательно-координационные способности и тесно связанные с ними свойства ВНД и сенсорных систем, такие, как возбудимость и лабильность нейронов высших отделов ЦНС, динамичность (способность к формированию условных реф­лексов).

Во всех спортивных видах гимнастики уже на начальном этапе отбора в качестве критериев берутся показатели тестов на координацию. Признавая справедливость использования этих тестов, следует учитывать предваритель­ную обученность.

Рекомендуется принимать в расчет объем внимания в корректурном тесте, чувствительность двигательной и вестибулярной сенсорных систем.

Поскольку определение вестибулярной чувствительности технически недос­тупно, используют тесты на вестибулярную устойчивость, высоко коррели­рующую с чувствительностью.

Эмпирические методики отбора предполагают в качестве критериев показатели двигательных качеств. Однако такие показатели, как общая лов­кость, координация рук, статическая мышечная сила, локальная выносли­вость и другие, имеют малую долю генетической обусловленности, и ис­пользование этих показателей при отборе снижает его эффективность. А уро­вень гибкости, как и выраженность спортивной мотивации, могут быть кри­териями начального этапа отбора.

Основной этап отбора в видах спортивный гимнастики обычно про­водится в возрасте 9-10 лет, перед этапом углубленных тренировок (по про­грамме КМС включительно). Критерии начального этапа повторно исполь­зуются у повзрослевших детей (уточняется соответствие уровня проверяемых показателей возрастным нормам). Дополнительно вводится ряд новых крите­риев: склонность к накоплению жировой ткани, обучаемость спортивной тех­нике, переносимость больших тренировочных нагрузок. Своевременным и эффективным считается тестирование специальной физической подготовлен­ности с помощью двигательных тестов специальной физической подготовки (СФП). Можно рекомендовать также полидинамометрию - измерение силы ведущих мышечных групп и их статической выносливости.

Заключительный этап отбора предполагает прогнозирование вы­дающихся спортивных способностей и отбор для подготовки спортсменов высшего класса. Проводится он перед этапом совершенствования спортивно­го мастерства. Организуется повторная проверка по критериям начального и основного этапов отбора, выявляются новые антропологические признаки -ретардация полового и физического развития. Положительным признаком у девочек-гимнасток в 13-14 лет является выраженная корреляция между био­логическим возрастом и уровнем технического мастерства. Для гимнасток предпочтительнее ретардация полового созревания, о чем ориентировочно можно судить по возрасту менархе у их матерей. В качестве благоприятного прогностического признака рассматривается отсутствие "скачка роста" у де­вочек до 12-13 лет и у мальчиков —до 14-15 лет.

На заключительном этапе отбора ведущее значение в прогнозирова­нии спортивной одаренности приобретают уровень и стабильность спортив­ных соревновательных результатов. Определенное прогностическое значение имеет и уровень функциональной подготовленности, поскольку от нее зави­сит проявление специфической выносливости.

Методика отбора в циклических видах спорта отличается рядом осо­бенностей, так как для них характерно совершенствование разнообразных проявлений выносливости (бег на средние и длинные дистанции, плавание).

Для бегунов на средние дистанции характерна способность поддер­живать относительно длительное время высокую скорость бега. Факторная структура работоспособности складывается из общей выносливости (аэроб­ная работоспособность - около 45% выборки) и уровня готовности к длинному спринту, что характеризует анаэробную производительность. С целью от­бора юных бегунов на средние дистанции и прогноза их способностей надо отдать предпочтение таким интегральным критериям, как темп прироста ре­зультатов в беговых тестах, сумма рангов в беговых тестах, характеризующих проявление общей выносливости. У бегунов II-III разрядов обнаруживается высокая корреляция показателей задержки дыхания в покое и при динамиче­ской работе со спортивным результатом на 1000 м. Прогнозировать способ­ности подростков к бегу на выносливость можно только после полутора лет специализированных занятий, предусматривающих выявление не только уровней общей и спортивной выносливости, но и темпов их прироста. Очень важно тестирование параметров мощности и емкости аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, а также их эффективности. Среди таких по­казателей следует отдать предпочтение методам прямого и косвенного опре­деления МПК и времени его удержания, или "критической скорости", опре­делению показателя максимальной анаэробной мощности (МАМ), скорости накопления лактата и его максимальной величины, определению величины максимально доступного кислородного долга и его быстрой (алактатной) и медленной (лактатной) фракции, определению ПАНО и других комплексных показателей эффективности работы (табл. 5).

 

Таблица 5.

Схема комплексной оценки уровня функциональной экономизации

Контрольный результат теста Величина содержания молочной кислоты в крови Оценка, баллы
Высокий (< Х - σ) Малая  
Средняя  
Большая  
Средний (X ± σ) Малая б
Средняя  
Большая  
Низкий (> Х + σ) Малая  
Средняя  
Большая  

 

Существенные особенности имеет методика отбора в плавании. Пловцы высоких спортивных разрядов имеют хорошее физическое развитие:

высокий рост, пропорциональное телосложение, большую ЖЕЛ, что обеспе­чивает хорошие гидродинамические качества. Успехи в плавании в значи­тельной степени обусловлены уровнем силовой подготовленности спортсме­нов, которая определяется величиной развиваемых в воде тяговых усилий. К числу тестов для оценки силовых возможностей относят: вертикальный прыжок, прыжок в длину с места, измерение статической силы тяги мышц, несу­щих основную нагрузку при гребке с различными положениями рук. Оценка скоростно-силовой выносливости в 30-секундной работе на тренажерах и си­ловой выносливости - в 3-минутной работе на тренажерах, измерение силы тяги в воде на привязи одними руками, одними ногами и с полной координа­цией, после чего рассчитываются коэффициенты использования силовых возможностей и коэффициент координации. Важную роль при этом играет подвижность в суставах, обеспечивающая возможность наиболее полно раз­вивать силовые возможности, быстроту, выносливость, овладевать рацио­нальной техникой плавания. Так, подвижность в плечевых суставах опреде­ляется по минимальной ширине хвата при выкруте назад.

К числу наиболее стабильных (консервативных) признаков, которые дают возможность прогнозировать спортивные способности к плаванию, сле­дует отнести тотальные и другие скелетные размеры тела, подвижность в суставах, физическую (аэробную и анаэробную) работоспособность, гидро­динамические качества, силовые показатели, психологические особенности личности.

На различных этапах отбора следует ориентироваться на так назы­ваемые конечные модели физической подготовленности пловцов высокого класса, степень стабильности показателей, входящих в эти модели, а также на особенности биологического развития.

Первый этап отбора следует проводить еще до начала тренировок, по важнейшим морфометрическим признакам. После начального курса обучения плаванию (36 уроков) определяются плавучесть, обтекаемость, равновесие. Уровень развития выносливости в специфических тестах можно выявить только после 1,5-2 лет занятий плаванием.

Второй этап отбора проводится после двух лет занятий. На этом этапе придается значение не столько абсолютным показателям, установленным при тестировании, сколько динамикеих роста по сравнению с данными первого тестирования. В программу тестирования дополнительно включаются изме­рение силы тяги в воде на привязи, оценка суммарного времени проплывания 4х50 м с укорачивающимися интервалами отдыха (45, 30, 15 с) с макси­мальной скоростью. В качестве критерия отбора целесообразно определять параметры аэробной производительности. Обязательно тестирование на МПК прямыми или косвенными способами, причем для плавания лучше опреде­лять МПК не во время проплывания дистанции, а в первые 15-20 с после тес­та с последующим пересчетом на 1 мин. По принципу методики PWCno ре­комендуется определять скорость плавания при пульсе 170 уд/мин (Vno) с помощью 2-3 нагрузок с повышающейся скоростью (например, 3 х 200 м за 150. 140 и 130 с) с последующим определением Vi7o. Определение величины лактата крови дает возможность рассчитать величину ПАНО, хорошо отра­жающую эффективность аэробного механизма, а определение его после теста 4х50 м с максимальной скоростью и 15-секундными интервалами отдыха дает возможность судить о гликолитической емкости.

Наибольшую ценность для отбора представляют показатели, которые хорошо коррелируют с высокими спортивными результатами и при этом об­ладают достаточной стабильностью. К ним относятся: сила тяги при нулевой скорости и сила тяги в гидроканале при скоростях потока 0,6-0,8 м/с, являю­щиеся показателями не только специальной силы, но и плавательной одарен­ности. Особое место в отборе принадлежит расчету длины плавательного "шага", что может служить методом оперативного контроля. С 10 лет для де­вочек и с 12 - для мальчиков в тестовые программы могут включаться такие показатели, как £ t 4х50 м, являющийся механическим эквивалентом гликолитической мощности; показатель избытка выделения СО^ (Ехс СОз) при вы­полнении стандартной субмаксимальной работы; расчет показателей функ­циональной эффективности и экономичности (табл. 5).

В возрасте 11-13 лет для девочек и 13-15 - для мальчиков наиболее важным критерием отбора становится уровень биологической зрелости. Предпочтение следует отдавать детям, имеющим высокий уровень физиче­ского и функционального развития на фоне нормальных или замедленных темпов полового созревания.

Тестовые программы, как и на заключительном этапе отбора, должны включать антропометрические и гидродинамические критерии, показатели мощности, емкости и эффективности аэробного, гликолитического и алактатного механизмов, полученные с помощью прямых физиологических методик или их эргометрических аналогов (коэффициенты выносливости, результаты в специальных плавательных тестах).

Спортивная перспективность юных пловцов определяется на основе суммарной количественной оценки физического развития, силовой подготов­ленности и специальной работоспособности, для чего разработаны специаль­ные нормативные стандартные шкалы.

Отбор на этапе спортивного совершенствования выявляет наиболее одаренных пловцов, способных достичь результатов международного уров­ня. Прогноз физических и функциональных потенций на данном этапе отбора обладает высокой надежностью. Однако уровень спортивных достижений в значительной степени зависит от психологической надежности спортсмена в экстремальных условиях серий соревнований различного ранга. Тестовые программы на данном этапе включают те же показатели, что и на предыду­щем этапе. При этом оцениваются уровни развития отдельных показателей, а затем суммарные оценки морфометрических, силовых и функциональных по­казателей по данным лонгитудинальных исследований, которые обладают более выраженной индивидуальной стабильностью. Частные прогнозы сво­дятся в прогноз общей плавательной перспективности.

Отбор в спортивных играх (на примере волейбола) включает следую­щие основные аспекты.

Морфологические. Для волейболистов особое значение имеют длиннотные размеры тела; при этом ростовое преимущество сохраняется и у взрослых спортсменов. Определенное влияние на уровень игры оказывает длина руки и кисти ("длиннорукость"). Учитываются также компоненты тела, размеры и форма стопы и т.д.

Психофизиологические. На всех стадиях отбора следует оценивать перцептивно-интеллектуальные (оперативное мышление, кинестетическую чувствительность и др.) и эмоционально-волевые процессы (целеустремлен­ность, настойчивость, эмоциональную устойчивость). Психофизиологические качества составляют основу игровой деятельности, а хорошие темпы их ди­намики предопределяют успешность как технико-тактической подготовки, так и игровой эффективности.

Физическая подготовленность. Уровень физической кондиции опре­деляется в стандартных тестах: бег на 30 м с высокого старта и "челночный бег" (6х5 м); бег по площадке к шести точкам со сменой направлений по системе "елочка" (92 м); быстрота и скоростная выносливость определяются в тесте на скорость перемещения по волейбольной площадке (тест 9-3-6-3-9); прыжок вверх с места (по Абалакову) и с разбега; метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке с места (скоростно-силовые качества); серийные прыжки (специальная выносливость) и т.д. На начальных этапах отбора эти значения тестов нельзя переоценивать, так как идет про­цесс научения.

Технико-тактическая подготовленность на начальных стадиях отбо­ра определяется как комплекс навыков и умений, а не как выявление призна­ков одаренности. На последних этапах этот вид подготовленности - один из наиболее значимых критериев.

Оценка соревновательной деятельности имеет значение на всех эта­пах отбора; при этом учитываются эффективность действий в атаке и оборо­не, количество и логичность взаимодействий, бойцовские качества.

Педагогические аспекты включают интегральную оценку выносливо­сти, спортивной пригодности или способности к волейболу в зависимости от стадий отбора, наблюдения за поведением занимающихся в игре и на трени­ровках, педагогические исследования различных сторон подготовленности и эффективности игровой деятельности.

Социологические аспекты заключаются в оценке команды как коллек­тива с присущими ему проблемами группового развития, совместимости, ли­дерства и др. Медицинские аспекты заключаются в анализе состояния здоро­вья, определении биологического возраста.

Таким образом, при отборе в каждом виде спорта существуют специ­фические батареи тестов, характеризующие факторы, лимитирующие работо­способность.


ТЕМА 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: