Специфика факторов спортивной подготовленности обусловливает необходимость разработки системы отбора для каждого отдельного вида или группы видов спорта.
Рассмотрим в качестве примера особенности составления системы отбора на одной из них, предназначенной для спортивных видов гимнастики как представителя ациклических комбинационных упражнений. Из имеющихся нескольких вариантов более обоснован и чаще всего используется тот, в котором выделяют три этапа спортивного отбора: начальный, основной и заключительный.
Начальный этап отбора проводится с 5-7 лет по ходу предварительной спортивной подготовки. Задачи этой подготовки состоят главным образом в нейтрализации влияния предварительной обученности на результаты тестирования и в получении дополнительной информации об обучаемости отбираемых детей. В зависимости от постановки задачи объем и характер подготовки многовариативны: от 6 занятий, предусматривающих специальную стандартную тренировку к тестирующим упражнениям, до 3-6-месячного этапа предварительной спортивной подготовки. После ее окончания дети, отобранные для занятий этим видом спорта, приступают к начальной специализированной подготовке, а остальные продолжают занятия упражнениями общей физической подготовки (ОФП).
На начальном этапе отбора используют критерии двух видов: среднесрочного прогноза по модели юного спортсмена-разрядника и долгосрочного прогноза по модели спортсмена экстра-класса, хотя этот прогноз еще весьма ненадежен в раннем возрасте.
Отбираемый прежде всего должен обладать хорошим здоровьем, без которого невозможна полноценная адаптация к большим тренировочным нагрузкам. Важное значение придается антропометрическим и функциональным показателям (табл. 4).
Таблица 4
Критерии отбора по этапам подготовки в сложнокоординационных видах спорта
Этапы отбора | Этап спортивной подготовки | Критерии отбора | |
текущий | планируемый | ||
1.Начальный | Предварительный | Начальная спортивная специализация | Состояние здоровья, размеры и пропорции тела, гибкость, координация движений, вестибулярная устойчивость, свойства ВНД, спортивная мотивация. |
2. Основной | Начальная спортивная специализа-ция | Углубленная спортивная подготовка | Уточнение критериев 1-го этапа, склонность к жироотложению, обучаемость, рост спортивных результатов, переносимость специальная физическая подготовленность тренировочных нагрузок, |
3. Заключи- тельный | Углубленная спортивная подготовка | Совершенствование спортивного мастерства | Уточнение критериев 1-го и 2- го этапов, признаков ретардации физического и полового развития, уровень и стабильность спортивных результатов, функциональная подготовленность |
Среди отбираемых для занятий спортивной гимнастикой предпочтение отдается детям с ретардированным типом физического развития (низкие или ниже средних длина тела и весо-ростовой индекс), среди девочек - торакально-астенической, а среди мальчиков - мезоморфной конституции.
Важное значение в качестве критериев отбора имеют двигательно-координационные способности и тесно связанные с ними свойства ВНД и сенсорных систем, такие, как возбудимость и лабильность нейронов высших отделов ЦНС, динамичность (способность к формированию условных рефлексов).
Во всех спортивных видах гимнастики уже на начальном этапе отбора в качестве критериев берутся показатели тестов на координацию. Признавая справедливость использования этих тестов, следует учитывать предварительную обученность.
Рекомендуется принимать в расчет объем внимания в корректурном тесте, чувствительность двигательной и вестибулярной сенсорных систем.
Поскольку определение вестибулярной чувствительности технически недоступно, используют тесты на вестибулярную устойчивость, высоко коррелирующую с чувствительностью.
Эмпирические методики отбора предполагают в качестве критериев показатели двигательных качеств. Однако такие показатели, как общая ловкость, координация рук, статическая мышечная сила, локальная выносливость и другие, имеют малую долю генетической обусловленности, и использование этих показателей при отборе снижает его эффективность. А уровень гибкости, как и выраженность спортивной мотивации, могут быть критериями начального этапа отбора.
Основной этап отбора в видах спортивный гимнастики обычно проводится в возрасте 9-10 лет, перед этапом углубленных тренировок (по программе КМС включительно). Критерии начального этапа повторно используются у повзрослевших детей (уточняется соответствие уровня проверяемых показателей возрастным нормам). Дополнительно вводится ряд новых критериев: склонность к накоплению жировой ткани, обучаемость спортивной технике, переносимость больших тренировочных нагрузок. Своевременным и эффективным считается тестирование специальной физической подготовленности с помощью двигательных тестов специальной физической подготовки (СФП). Можно рекомендовать также полидинамометрию - измерение силы ведущих мышечных групп и их статической выносливости.
Заключительный этап отбора предполагает прогнозирование выдающихся спортивных способностей и отбор для подготовки спортсменов высшего класса. Проводится он перед этапом совершенствования спортивного мастерства. Организуется повторная проверка по критериям начального и основного этапов отбора, выявляются новые антропологические признаки -ретардация полового и физического развития. Положительным признаком у девочек-гимнасток в 13-14 лет является выраженная корреляция между биологическим возрастом и уровнем технического мастерства. Для гимнасток предпочтительнее ретардация полового созревания, о чем ориентировочно можно судить по возрасту менархе у их матерей. В качестве благоприятного прогностического признака рассматривается отсутствие "скачка роста" у девочек до 12-13 лет и у мальчиков —до 14-15 лет.
На заключительном этапе отбора ведущее значение в прогнозировании спортивной одаренности приобретают уровень и стабильность спортивных соревновательных результатов. Определенное прогностическое значение имеет и уровень функциональной подготовленности, поскольку от нее зависит проявление специфической выносливости.
Методика отбора в циклических видах спорта отличается рядом особенностей, так как для них характерно совершенствование разнообразных проявлений выносливости (бег на средние и длинные дистанции, плавание).
Для бегунов на средние дистанции характерна способность поддерживать относительно длительное время высокую скорость бега. Факторная структура работоспособности складывается из общей выносливости (аэробная работоспособность - около 45% выборки) и уровня готовности к длинному спринту, что характеризует анаэробную производительность. С целью отбора юных бегунов на средние дистанции и прогноза их способностей надо отдать предпочтение таким интегральным критериям, как темп прироста результатов в беговых тестах, сумма рангов в беговых тестах, характеризующих проявление общей выносливости. У бегунов II-III разрядов обнаруживается высокая корреляция показателей задержки дыхания в покое и при динамической работе со спортивным результатом на 1000 м. Прогнозировать способности подростков к бегу на выносливость можно только после полутора лет специализированных занятий, предусматривающих выявление не только уровней общей и спортивной выносливости, но и темпов их прироста. Очень важно тестирование параметров мощности и емкости аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, а также их эффективности. Среди таких показателей следует отдать предпочтение методам прямого и косвенного определения МПК и времени его удержания, или "критической скорости", определению показателя максимальной анаэробной мощности (МАМ), скорости накопления лактата и его максимальной величины, определению величины максимально доступного кислородного долга и его быстрой (алактатной) и медленной (лактатной) фракции, определению ПАНО и других комплексных показателей эффективности работы (табл. 5).
Таблица 5.
Схема комплексной оценки уровня функциональной экономизации
Контрольный результат теста | Величина содержания молочной кислоты в крови | Оценка, баллы |
Высокий (< Х - σ) | Малая | |
Средняя | ||
Большая | ||
Средний (X ± σ) | Малая | б |
Средняя | ||
Большая | ||
Низкий (> Х + σ) | Малая | |
Средняя | ||
Большая |
Существенные особенности имеет методика отбора в плавании. Пловцы высоких спортивных разрядов имеют хорошее физическое развитие:
высокий рост, пропорциональное телосложение, большую ЖЕЛ, что обеспечивает хорошие гидродинамические качества. Успехи в плавании в значительной степени обусловлены уровнем силовой подготовленности спортсменов, которая определяется величиной развиваемых в воде тяговых усилий. К числу тестов для оценки силовых возможностей относят: вертикальный прыжок, прыжок в длину с места, измерение статической силы тяги мышц, несущих основную нагрузку при гребке с различными положениями рук. Оценка скоростно-силовой выносливости в 30-секундной работе на тренажерах и силовой выносливости - в 3-минутной работе на тренажерах, измерение силы тяги в воде на привязи одними руками, одними ногами и с полной координацией, после чего рассчитываются коэффициенты использования силовых возможностей и коэффициент координации. Важную роль при этом играет подвижность в суставах, обеспечивающая возможность наиболее полно развивать силовые возможности, быстроту, выносливость, овладевать рациональной техникой плавания. Так, подвижность в плечевых суставах определяется по минимальной ширине хвата при выкруте назад.
К числу наиболее стабильных (консервативных) признаков, которые дают возможность прогнозировать спортивные способности к плаванию, следует отнести тотальные и другие скелетные размеры тела, подвижность в суставах, физическую (аэробную и анаэробную) работоспособность, гидродинамические качества, силовые показатели, психологические особенности личности.
На различных этапах отбора следует ориентироваться на так называемые конечные модели физической подготовленности пловцов высокого класса, степень стабильности показателей, входящих в эти модели, а также на особенности биологического развития.
Первый этап отбора следует проводить еще до начала тренировок, по важнейшим морфометрическим признакам. После начального курса обучения плаванию (36 уроков) определяются плавучесть, обтекаемость, равновесие. Уровень развития выносливости в специфических тестах можно выявить только после 1,5-2 лет занятий плаванием.
Второй этап отбора проводится после двух лет занятий. На этом этапе придается значение не столько абсолютным показателям, установленным при тестировании, сколько динамикеих роста по сравнению с данными первого тестирования. В программу тестирования дополнительно включаются измерение силы тяги в воде на привязи, оценка суммарного времени проплывания 4х50 м с укорачивающимися интервалами отдыха (45, 30, 15 с) с максимальной скоростью. В качестве критерия отбора целесообразно определять параметры аэробной производительности. Обязательно тестирование на МПК прямыми или косвенными способами, причем для плавания лучше определять МПК не во время проплывания дистанции, а в первые 15-20 с после теста с последующим пересчетом на 1 мин. По принципу методики PWCno рекомендуется определять скорость плавания при пульсе 170 уд/мин (Vno) с помощью 2-3 нагрузок с повышающейся скоростью (например, 3 х 200 м за 150. 140 и 130 с) с последующим определением Vi7o. Определение величины лактата крови дает возможность рассчитать величину ПАНО, хорошо отражающую эффективность аэробного механизма, а определение его после теста 4х50 м с максимальной скоростью и 15-секундными интервалами отдыха дает возможность судить о гликолитической емкости.
Наибольшую ценность для отбора представляют показатели, которые хорошо коррелируют с высокими спортивными результатами и при этом обладают достаточной стабильностью. К ним относятся: сила тяги при нулевой скорости и сила тяги в гидроканале при скоростях потока 0,6-0,8 м/с, являющиеся показателями не только специальной силы, но и плавательной одаренности. Особое место в отборе принадлежит расчету длины плавательного "шага", что может служить методом оперативного контроля. С 10 лет для девочек и с 12 - для мальчиков в тестовые программы могут включаться такие показатели, как £ t 4х50 м, являющийся механическим эквивалентом гликолитической мощности; показатель избытка выделения СО^ (Ехс СОз) при выполнении стандартной субмаксимальной работы; расчет показателей функциональной эффективности и экономичности (табл. 5).
В возрасте 11-13 лет для девочек и 13-15 - для мальчиков наиболее важным критерием отбора становится уровень биологической зрелости. Предпочтение следует отдавать детям, имеющим высокий уровень физического и функционального развития на фоне нормальных или замедленных темпов полового созревания.
Тестовые программы, как и на заключительном этапе отбора, должны включать антропометрические и гидродинамические критерии, показатели мощности, емкости и эффективности аэробного, гликолитического и алактатного механизмов, полученные с помощью прямых физиологических методик или их эргометрических аналогов (коэффициенты выносливости, результаты в специальных плавательных тестах).
Спортивная перспективность юных пловцов определяется на основе суммарной количественной оценки физического развития, силовой подготовленности и специальной работоспособности, для чего разработаны специальные нормативные стандартные шкалы.
Отбор на этапе спортивного совершенствования выявляет наиболее одаренных пловцов, способных достичь результатов международного уровня. Прогноз физических и функциональных потенций на данном этапе отбора обладает высокой надежностью. Однако уровень спортивных достижений в значительной степени зависит от психологической надежности спортсмена в экстремальных условиях серий соревнований различного ранга. Тестовые программы на данном этапе включают те же показатели, что и на предыдущем этапе. При этом оцениваются уровни развития отдельных показателей, а затем суммарные оценки морфометрических, силовых и функциональных показателей по данным лонгитудинальных исследований, которые обладают более выраженной индивидуальной стабильностью. Частные прогнозы сводятся в прогноз общей плавательной перспективности.
Отбор в спортивных играх (на примере волейбола) включает следующие основные аспекты.
Морфологические. Для волейболистов особое значение имеют длиннотные размеры тела; при этом ростовое преимущество сохраняется и у взрослых спортсменов. Определенное влияние на уровень игры оказывает длина руки и кисти ("длиннорукость"). Учитываются также компоненты тела, размеры и форма стопы и т.д.
Психофизиологические. На всех стадиях отбора следует оценивать перцептивно-интеллектуальные (оперативное мышление, кинестетическую чувствительность и др.) и эмоционально-волевые процессы (целеустремленность, настойчивость, эмоциональную устойчивость). Психофизиологические качества составляют основу игровой деятельности, а хорошие темпы их динамики предопределяют успешность как технико-тактической подготовки, так и игровой эффективности.
Физическая подготовленность. Уровень физической кондиции определяется в стандартных тестах: бег на 30 м с высокого старта и "челночный бег" (6х5 м); бег по площадке к шести точкам со сменой направлений по системе "елочка" (92 м); быстрота и скоростная выносливость определяются в тесте на скорость перемещения по волейбольной площадке (тест 9-3-6-3-9); прыжок вверх с места (по Абалакову) и с разбега; метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке с места (скоростно-силовые качества); серийные прыжки (специальная выносливость) и т.д. На начальных этапах отбора эти значения тестов нельзя переоценивать, так как идет процесс научения.
Технико-тактическая подготовленность на начальных стадиях отбора определяется как комплекс навыков и умений, а не как выявление признаков одаренности. На последних этапах этот вид подготовленности - один из наиболее значимых критериев.
Оценка соревновательной деятельности имеет значение на всех этапах отбора; при этом учитываются эффективность действий в атаке и обороне, количество и логичность взаимодействий, бойцовские качества.
Педагогические аспекты включают интегральную оценку выносливости, спортивной пригодности или способности к волейболу в зависимости от стадий отбора, наблюдения за поведением занимающихся в игре и на тренировках, педагогические исследования различных сторон подготовленности и эффективности игровой деятельности.
Социологические аспекты заключаются в оценке команды как коллектива с присущими ему проблемами группового развития, совместимости, лидерства и др. Медицинские аспекты заключаются в анализе состояния здоровья, определении биологического возраста.
Таким образом, при отборе в каждом виде спорта существуют специфические батареи тестов, характеризующие факторы, лимитирующие работоспособность.
ТЕМА 9