Тема 9. Культурно-исторический потенциал

 

 

Культурно-исторический потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха откладывает свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где дольше жили люди хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

· памятники археологии;

· культовая и гражданская архитектура;

· памятники ландшафтной архитектуры;

· малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

· музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;

· объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

· технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы целиком, включая в них архитектурный облик столиц, малых городов и сельской местности сих историей, традициями и современной жизнью.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, особенности озеленения домов и улиц; в сельской местности оформление приусадебных участков; в старинных усадьбах и монастырях ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта существенно нарушает аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма - организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.

Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

· ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре - производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

· по необходимому и достаточному времени для осмотра - этот метод позволяет сравнивать различные территории по величине историко-культурного потенциала для туризма.

Следует оговориться, что оба метода во многом субъективны. Не всегда культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объекта в известной степени зависит от построения экскурсионных маршрутов и от доступности объекта. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образованности, национальных особенностей экскурсантов, контингент которых в основном ориентируется на яркие экзотические памятники культуры или на широко известные, знакомые им по публикациям в средствах массовой информации и рекламе. Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве случаев модой.

Для культурных комплексов, так же, как и для природных важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурных комплексов обуславливается двумя факторами:

* устойчивостью к рекреационным нагрузкам;

* устойчивостью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов.

Остро стоит вопрос о применении современных технических средств по повышению устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, Парижу, Санкт-Петербургу и прочим). Вместе с тем целый ряд туристских объектов, наиболее посещаемых в советский период в России, например, многочисленные ленинские места, утратили интерес для туристов с изменением идеологических установок в обществе. Из этого примера следует, что одной из основных задач организаторов туризма является не только выявить тот или иной культурный комплекс для туризма, но и сохранить его на достаточно длительный исторический период.

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию.

Этот фактор зависит от:

* аттрактивности объекта осмотра;

* психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

 

 

 

На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много (например в Московской области их в каждом районе насчитывается до нескольких десятков - курганы, захоронения и др.). Но в целом интерес туристов к ним ограничен. В основном археологические памятники представляют интерес для специалистов. А туристов привлекают наскальные рисунки. Сохранились они в нескольких местах: в Карелии, Закавказье, Средней Азии и на Алтае.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: