Памятники культовой архитектуры

 

Наиболее древние памятники, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.

Россия - многонациональная страна, поэтому и культур и религий на ее территории

 

 

Буддизм (Бурятия, Калмыкия), мусульманство (Северный Кавказ, Башкирия, Татарстан, Средняя Азия), католичество и лютеранство (Прибалтика, Западная Украина).

Первые храмы на Руси появились в X веке. Самые ранние до нашего времени не дошли. Сохранились каменные храмы, построенные Ярославом Мудрым: Новгородская и Киевская Софии, Юрьев монастырь (Новгород) и Киево-Печерская Лавра. Эти первые храмы являлись центрами русской культуры, так как с ними началось распространение письменности, живописи в виде иконографии и фресок, стала развиваться каменная архитектура - сначала по образцам, заимствованным из Византии, а потом стало проявляться свое русское видение, и в строительстве, и в живописи.

До наших дней сохранилось довольно много древних монастырей и соборов. Монастыри - это образцы полифункциональных образований: это в первую очередь мощные фортификационные сооружения, так как в средние века все монастыри выполняли оборонительные функции, а многие содержали даже полки; это хозяйственным центры, в которых занимались сельским хозяйством, а также самыми разнообразными видами ремесел; это и центры духовности, прекрасные архитектурные ансамбли, они обладали большими библиотеками, там собиралось много ценных предметов искусства: фрески, иконы, резные иконостасы, прекрасные ювелирные изделия (кресты, потиры, оклады икон и книг); в Предуралье и в Тверской области (при Селигере) применялись скульптурные изображения святых, художественное ткачество и вышивка (одежда служителей). Многое из этого сохранилось до наших дней.

В стенах монастырей вершилось судопроизводство: в средние века все гражданские дела (семейные споры, споры между соседями) разрешались только в монастырях.

Монастыри привлекали множеств людей, которые шли на паломничество.

Самым большим скоплением монастырей отличаются большие древние города: Новгород, Псков, Старая Русса, Вологда, древние города Поволжья - Тверь, Кострома, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Москва и другие. Есть и в Сибири, но более поздние по времени основания (времен экспансии). Богаты памятниками культовой архитектуры и малые города России: Торжок, Суздаль, Старица, Торопец, Гороховец, Вязники, Каргополь, Углич. В одном Подмосковье 150 культовых сооружения, из них 50 монастырей. Есть города, в которых не один, а несколько монастырей: Коломна (4), Серпухов (2). Многие монастыри являются центрами русского паломничества: Псково-Печерская Лавра, Валаамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Иверский монастыри, Нилова Пустынь, Оптина Пустынь, Оршин, Ипатьевский монастыри, Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Девеева Пустынь.

В настоящее время паломничество снова активизируется. И другие монастыри становятся целью паломнических путешествий. Посещение культовых сооружений может производится разными группами с разными целями.

Экскурсионные поездки - знакомство с монастырями как с архитектурными ансамблями, с их историей, декором, могут рассматриваться как крепостные сооружения. Посещают и взрослые, и школьники.

Религиозный тур - предполагается экскурсия верующих людей, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужении.

Собственно паломничество - религиозные люди совершают паломничество в святое место, где они пребывают несколько дней, в течении которых паломники поселятся в монастыре, питаются в трапезной, помогают монахам в работах (реставрационных или по хозяйству), совершают вместе с монахами богослужение и постоянно общаются со священнослужителями.

Такие путешествия предполагают, чтобы в монастыре имелись условия для приема паломников (гостиница, большая трапезная). В дореволюционное время такие условия были в каждом монастыре. Так как за годы светской власти большинство монастырей было закрыто и они использовались не по назначению, то большинство гостиниц и братских корпусов оказались разрушенными и в настоящее время требуется их восстановление.

Русские люди не столько поклонялись святым древней Византийской церкви, сколько своим собственным (в массовом варианте). Наибольшей популярностью пользовались Сергий Радонежский и его ученики и последователи, основатели множества монастырей: Стефан Пермский (Великий Устюг), Ферапонт Лужецкий (Можайск), Александр Свирский (Валаам), Зосима и Савватий Соловецкие, Афанасий Высоцкий (Серпухов); в более поздние времена к лику святых боли причислены церковные просветители Иосиф Волоцкий, Нил Сорский и Трифон Вятский. В 17-19 вв. В развитии русского православия огромную роль сыграли Серафим Саровский и старцы Оптиной Пустыни. Нарядц с ними было множество местных святых; среди них особо почитаемыми были Никола Можайский и Нил Столбенский.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: