Этнографические памятники

В основном это музеи деревянного зодчества, где представлены образцы деревянной архитектуры, характерной для определенной территории, например Малые Корелы (под Архангельском), Витослявицы (Новгородская область), Василево (Торжок) и др. Как правило, в них свезены образцы из разных мест. Но существуют целые живые поселки, в которых сохранилась очень интересная народная архитектура, как деревянная, так и каменная - село Заплавье на Селигере. В таких центрах целесообразно устраивать этнографические деревни, в которых туристы знакомились бы с элементами народного быта, традициями, обрядами, промыслами и фольклором.

 

Народные промыслы.

 

 

Народные промыслы относятся исторически к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.

В крестьянском бытовом искусстве берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарства. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла охватывали целые районы и превращались в промыслы (Хохлома, Гжель, Крестецкая вышивка).

В городах зародились те виды народных промыслов, которые требовали богатого привелегированного заказчика: холмогорская резьба по кости, велико-устюжское черненское серебро. В помещичьих мастерских азвились особо изысканные виды вышивки - в виде мстерской белой глади или нижегородских гипюров.

Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое в мужских монастырях, там же иконопись и ювелирное дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр. С древнейших времен дошли до нас вышивки из мастерских Евпраксии Старицкой (тетки Ивана Грозного), выщшивки Горецкого и Новодевичьего монастырей. В более поздние времена на помещичьи и церковные промыслы большое влияние стали оказавать западноевропейские образцы прикладного искусства: станковая живопись и графика, фарфор, кружевоплетение, эмальерное искусство и миниатюра. Под их влиянием возникла лаковая миниатюра, русский фарфор, финифть, камнерезание. Вкус заказчиков влиял на содержание и характер назначения изделий. В каждой местности влияние деревенской и городской культуры по-свему преломлялось в местных промыслах. Некоторые из них сохранили наивность и простоту наодных изделий особенно там, где разсит труд мастеров-надомников, например Полхов-Майдан - расписные деревянные “тарарушки”, плетение из бересты в Вятской губернии, ткачеств узорных половиков. В других случаях промысел преобрел формы народного профессионального искусства - жестяные подносы, хохлома, дымковсая игрушка. И наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства: Гжельский фарфор, лаквая миниатюра, каслинское литье, павловские шали, в которых изделия создабтся по оригиналам художников.

Но народная традиция присутствует в любом из этих промыслов.

Интерес к народным промыслам появился во второй половине 19 века. Многие деятели русской культры стали собирать коллекции произведений народного творчества после ярмарок, прошедших в рамках промышленных и сельскохозяйственных выставок, которые появились в России в начле 19 века. В 1885г. по инициативе Московского губернского земства был организован Кустарный музей в Леонтьевском переулке для оказания практической помощи кустарным промыслам и кустарям-одиночкам. В советское время на его базе был создан Научный институт художественной промышленности. Некоторые виды прикладного искусства и народных промыслов были собраны в Этнографическом музее в Петербурге. Увлечение народными промыслами в конце 19 века привело не только к коллекционированию, на и к организации промыслов с обучением учеников из местных жителей. Известны абрамцевские мастерские художественных промыслов по дереву и керамике, созданные русскими художниками в имении Саввы Мамонтова. Школой ремесел руководили сестра художника Поленова Елена и жена Мамонтова Е.Г. Мамонтова. В Талашкинской усадьбе княгиня Тенишева также организовала художественные мастерские по вышивке.

В советский период многие промыслы были воссозданы заново, другие активно развивались и получили всемирное признание. В каждом краеведческом музее обязательно присутствует экспозиция, посвященная народным промыслам. Создан Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Существуют специализированные музеи в областных центрах, где развиты народные промыслы (в Твери, в Вятке и др.). Обширный материал собран в Историческом музее, музее Этнографии, Русском музее. Большинство центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обладают соответственными музеями (Федоскино, Семеново, Мстера и др.).

 

Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства - это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: