Усадебные и дворцово-парковые комплексы

Русская усадьба оказывала огромное влияние на культурную и хозяйственную жизнь Российской провинции, являясь проводником и распространителем светской культуры в течение нескольких столетий. В XVIII - XIX веках в усадьбах происходило тесное переплетение всех видов и форм культуры - бытовой, художественной, хозяйственной, политической с религиозно-нравственной.

В советское время в 30-х годах во многих усадьбах были организованы музеи, в некоторых из них разместились здравницы или детские учреждения.

Музеи, во многом сохранив внешний облик усадьбы и литературно-художественные экспонаты, связанные с деятельностью определенной личности в русской истории, все-таки выполняли лишь часть функций, присущих усадьбам. Их деятельность сводилась к ознакомлению местного населения и туристов с узкой областью культуры, отраженной в музейной экспозиции.

Несколько шире были функции музеев-заповедников типа Пушкиногорья, Ясной Поляны и др., которые сохраняли не только внешний облик самой усадьбы, но и окружающего ландшафта. Однако музеефикация обширных территорий приводила к омертвлению процессов жизнедеятельности населения, проживающего в границах заповедной зоны.

Хуже обстояло дело с усадьбами, в которых разместили здравницы и детские учреждения, так как они подвергались существенной реконструкции, лишившей усадьбы первоначального внешнего и внутреннего облика. Это касалось как архитектурных памятников, существенно перестроенных, так и парковых и окружающих ландшафтов. Традиционна историческая деятельность в усадьбах при этом полностью утрачивалась.

Чтобы вдохнуть жизнь в умирающие культурные центры, существовавшие в русской усадьбе, в последнее время группой специалистов Российского международного фонда культуры была выдвинута концепция освоения уникальных исторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Эта перспективная концепция предполагает полифункциональное использование усадебных комплексов: научно-просветительское, туристско-экскурсионное и хозяйственное. Просветительская деятельность может охватывать помимо создания музея, организацию лицеев, постоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей истории и культуры, с именами которых связаны конкретные усадьбы.

Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как местное население, так и туристов. Необходимо, чтобы она осуществлялась в традициях дворянской усадьбы, для которой было типично широкое общение хозяев усадьбы с соседями и друзьями.

Возможно, создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым представлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийся встречами с местным населением и туристами.

Хозяйственная деятельность должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления: возрождение художественных промыслов и ремесел и сельскохозяйственное производство.

Первое сводится к воссозданию художественных школ и народного творчества, знакомству и местного населения и туристов с различными формами традиционного производства образцов художественных ремесел и обучению старинным технологиям.

Второе определяется созданием сельскохозяйственных комплексов по производству экологически чистых продуктов на основе традиционных, исторически выверенных и новейших технологий.

Сельскохозяйственная деятельность должна быть разнообразной: садоводство, огородничество, животноводство, пчеловодство, цветоводство, оранжерейное хозяйство, то есть все те виды, которые имеют корни в традиционной культуре хозяйствования дворянской усадьбы.

Важное место отводится также заготовке лесных ягод и грибов, изготовлению солений, варений и напитков по старинным рецептам. При значительных лесных угодьях возможна лицензированные охота и рыболовство.

Часть вырученных от хозяйственной и туристско-экскурсионной деятельности денег должна идти на реставрационные работы по восстановлению и поддержанию исторического памятника.

Дворянский особняк или дворцовый ансамбль целесообразно использовать только как живой музей с широкой культурной программой, являющийся местом общения интеллигенции. Все старые хозяйственные постройки усадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческим обликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном единстве с усадебным ансамблем. Особое значение следует придавать восстановлению исторического природного ландшафта

 

Монастырский природно-исторический парк включает монастырь и прилегающую территорию, закрепленную за монастырем непосредственно входящую в границы уникальной исторической территории.

Большинство сохранившихся в настоящее время монастырей возвращаются Церкви и начинают действовать. В них начинает возрождаться традиционное монастырское хозяйство. Вместе с тем монастыри остаются уникальными памятниками истории и культуры. Поэтому они привлекают большой интерес паломников и любителей историко-познавательного туризма. Каждый монастырь станет одним из очагов религиозного паломничества. Основная деятельность монастырей должна быть направлена на возрождение духовно-нравственной культуры народа.

Вопросы к разделу:

1. Какова роль историко-культурного потенциала в туризме?

2. Что входит в историко-культурный потенциал?

3. Какие существуют методы и принципы оценки культурных комплексов?

4. На каких территориях отмечается наибольшая концентрация культовых сооружений?

5. Какие существуют виды гражданской архитектуры?

6. Каковы основные принципы освоения культурных комплексов в туризме?

7. Какова роль малых исторических городов в туризме?

8. В каком виде может быть представлено в туризме этнографическое наследие?

9. В каких регионах отмечается особая концентрация различных видов народных промыслов?

10. Каково значение научных и технических комплексов и сооружений в туристской индустрии?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: