Туристский рынок в Казахстане начал свое развитие с принятием Закона РК «О туризме» (в наст. время утратил силу) от 3.07.1992 г., определившего правовые, экономические, социальные и организационные основы туризма и туристской деятельности на территории РК, содержащего общие положения, основы управления отношениями в сфере туризма, особенности организации хозяйственной деятельности и финансирования в сфере туризма.
В 2001 году был принят новый закон «О туристской деятельности в РК», в который были включены принципы государственного регулирования туристской деятельности, внесены поправки компетенций Правительства РК, уполномоченных органов, изменения в правила лицензирования и сертификации предпринимательской деятельности в сфере туризма.
В 2006 году была разработана Государственная программа развития туризма в РК на 2007-2011 гг., реализация которой способствовала созданию в республике современной конкурентоспособной туристской отрасли и обеспечила развитие смежных секторов экономики. Программой был предусмотрен ряд значительных мер по совершенствованию инфраструктуры туризма, продвижению казахстанского туристского продукта, что, безусловно, отразилось на итогах развития отрасли туризма в последние годы. В течении действия программы стабильно увеличилось количество субъектов туристской отрасли, а 19 марта 2010 года утратила свою силу в связи с принятием Программы развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
|
|
В настоящее время вопросы развития туризма регулирует Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года, которая разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2013 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года в части развития туризма, как одного из важных социально-экономических направлений. Главный документ по территориальному развитию, разработанный Министерством экономики и бюджетного планирования под руководством К.Н. Келимбетова, «Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года» (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167), также предусматривает развитие туристских ресурсов, исходя из специфики каждого конкретного региона
Для успешной реализации данной Концепции, необходимо разделить все туристские кластеры на так называемые буферные зоны.
|
|
Под буферными зонами, мы предполагаем следующее: в каждом туристском кластере существует центр развития туризма, как известно, это крупные республиканские и областные города. К каждому центру развития туризма прилегают населенные пункты, как правило, города районного значения или поселки городского типа, села и аулы. Сегодня Президент РК и Правительство в качестве актуальных направлений развития указывают на возможности развития моногородов. Развитие туризма в таких городах – это один из возможных путей их возрождения.
Первый этап – начальная стадия. Необходимо подготовить туристские договора между туристскими фирмами и органами местного самоуправления на селе. Кроме того необходимо объявить конкурс среди местного населения на участие в данных программах, конкурс прикладного характера, например «Внутреннее убранство юрты», «Национальные обычаи и традиции», а на основе результатов конкурса разработать анимационные экскурсионные программы.
Второй этап - стадия развития. На втором этапе необходимо провести исследования, направленные на выявление характерных народных ремесел в регионах с целью разделения анимационных программ, согласно туристским кластерам. Далее провести маркетинговые мероприятия посредством социальной рекламы на телевидении, а также рекламировать туры в туристских фирмах.
Третий этап является завершающей стадией развития, в течение которого будет продолжаться реализация мероприятий, а именно апробация и проведение первых анимационных экскурсионных программ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие буферных зон в туристских кластерах будет стимулировать развитие предпринимательства на селе путем повышения экономической активности граждан, возрождение национальных традиций и обычаев, а также национальных промыслов, что даст возможность создания новых рабочих мест и возможность дополнительного заработка местному населению.