Охарактеризуйте правила территориальнойподследственности

Территориальный признак подследственности, в соответствии с которым определяется место производства предварительного расследования. По общему правилу территориальный (местный) признак подследственности обусловливается местом совершения общественно опасного деяния независимо от наступивших общественно опасных последствий. Судебная практика по данному вопросу свидетельствует о том, что местом предварительного расследования является место совершения преступления, под которым следует понимать окончание всех преступных действий независимо от того, где наступили общественно опасные последствия (см. Постановление Президиума ВС РФ от 21 марта 2001 г. N 103П2001ПР). Сама территория места совершения деяния, которая будет подследственна одноименным органам предварительного расследования, устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами самих ведомств, в которых предусмотрено производство предварительного расследования, с учетом административно-территориального деления (см. Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 4 "Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации"). При этом комментируемой статьей не разграничивается территориальная подследственность между следователями органов внутренних дел, следователями Следственного комитета РФ и т.д.

2. В том случае, если необходимо произвести следственные или розыскные действия вне территории, на которой производится предварительное расследование, следователь либо дознаватель, осуществляющий производство предварительного расследования, либо сам выезжает в другую местность для производства следственных или розыскных действий, либо дознаватель поручает произвести следственные или розыскные действия (дознаватель - дознавателю или органу дознания, а следователь - следователю или органу дознания). В этом случае процессуальное решение реализуется посредством вынесения соответствующего поручения. Такое поручение обязательно для органов дознания, дознавателя и следователя.

Срок исполнения поручения составляет 10 суток. При неисполнении поручения лицо, которому поручено исполнение, обязано поставить в известность следователя (дознавателя), давшего поручение. Если такое сообщение своевременно не поступило, следователь (дознаватель), давший поручение, ставит об этом в известность начальника органа дознания (если поручение исполняется полицией - то соответствующего руководителя ОВД). Недопустимо направлять поручения для производства таких следственных и розыскных действий, которые должен выполнить лично следователь (дознаватель), в чьем производстве находится уголовное дело, например предъявление обвинения и допрос обвиняемого, все следственные действия с участием обвиняемого, допрос подозреваемого, ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела. При поручении производства допросов указываются вопросы и последовательность их выяснения у свидетелей и других допрашиваемых лиц. В поручении следователь (дознаватель) вправе поручить производство обыска, выемки, наложение ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию и др. В этих случаях к поручению обязательно прилагаются соответствующие постановления о производстве следственных действий, санкционированные в случаях, предусмотренных законом. К поручению о производстве предъявления для опознания по фотографии следует приложить фототаблицу с фотографией опознаваемого лица. В случае необходимости к поручению могут прилагаться копии или подлинники протоколов допросов, фотокопии различных документов и т.п. Поручение подписывается следователем (дознавателем).

3. В качестве исключения, определяющего юрисдикцию территориального органа предварительного расследования не от места совершения деяния, учитываются следующие обстоятельства: 1) место окончания преступления, при условии, что оно начато на территории юрисдикции одного органа предварительного расследования, а окончено на территории другого <1>; 2) территория юрисдикции органа предварительного следствия, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них, но при условии, что имеется процессуальное решение вышестоящего руководителя следственного органа об определении территориальной юрисдикции органа предварительного следствия; 3) территория юрисдикции органа предварительного расследования, где находятся обвиняемый или большинство свидетелей, но при условии, что это обеспечит полноту, объективность и соблюдение процессуальных сроков предварительного расследования. Во всех случаях необходимо мотивировать принятие данного процессуального решения.

--------------------------------

<1> Положения данной нормы в некоторой степени противоречат ч. 1 ст. 152 УПК. По нашему мнению, необходимо каждый случай рассматривать индивидуально и по общему правилу приоритет определения территориальной юрисдикции органа предварительного расследования выбирать в зависимости от места совершения деяния, независимо от наступивших последствий.

 

4. Еще одно исключение из общего правила определения территориальной подследственности производства предварительного расследования связано с совершением преступления гражданином РФ вне территории РФ (ст. 12 УК), когда имеется запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию (ст. 459 УПК). В этом случае необходимо учитывать территорию юрисдикции органа предварительного расследования места проживания лица<1>, совершившего преступление, или места пребывания потерпевшего <2>, или места нахождения большинства свидетелей в России, если потерпевший проживает (пребывает) вне пределов России. По нашему мнению, в данной ситуации территорию юрисдикции органа предварительного расследования необходимо определять в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств. Но преимуществом обладает территория юрисдикции органа предварительного расследования, где проживает лицо, совершившее преступление.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 20 ГК местом проживания признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

<2> Место пребывания гражданина - место, в котором он находится временно (гостиница, дом отдыха и т.п.). В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

(Научно-практический комментарий к УПК.Лебедев)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: