Работа по учебнику
Упр. 172 (с. 92).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
- Какое значение придают эти суффиксы словам?
Упр. 173 (с. 93).
- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка.)
Упр. 174 (с. 93).
- Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)
- Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?
- А кто помнит мораль басни? Расскажите.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.
- Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.
Упр. 175 (с. 94).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
- Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.
|
|
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
VIII. Рефлексия
Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов
- От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.
Учить, читать, строить, водить, воспитывать.
- Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)
Игра «Хитрые вопросы»
-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)
- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)
- Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что общего между суффиксом и приставкой?
Домашнее задание
Упр. 176 (с. 94).
Дополнительный материал
Суффикс -ёр-
Жил-был суффикс - ёр -. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда - ёр - надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс - ёр -, дублёр понадобился — а - ёр - уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса - ёр -?
- А как назывался бы мастер - ёр -, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?
07.12.17