Ж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

(С.Я. Маршак)

Предлагает объяснить, что ещё объединяет эти слова.

 

Упражнение 167. Стр. 90

Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс.

ДЗ С. 90 упр.166

06.12.17

III. Актуализация знаний

Фронтальная работа

Чистописание

Зз Зэлемент З

- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

- Как найти в слове суффикс?

Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы - ик-, -ишк-, -ищ - жили за корнем, как и все остальные суффиксы, - ик - был очень ласковый, - ишк - обо всех говорил с насмешкой. - ищ - был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - написал -ик-.

«Большой дом»

«Домище», - писал - ищ -.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал - ишк -.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс - щик - рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс - щик -, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы - ик-, -ишк-, -ищ-, -щик - были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал - ик -.

- Тортишко, усмехнулся -иш к -,

- Тортище, - сказал - ищ -.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Наблюдения над ролью суффиксов в словах

- Прочитайте слова.

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы - ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь - всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы - ость-, -изн-, -от - указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы - арь-, -ист-, -щик - указывают на профессию, - ищ - - суффикс места.

Суффиксы - ик - (голубика, черника, клубника), - ин - (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Какое значение словам придают эти суффиксы?

Анализ смысловых значений суффиксов

- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

- Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

- Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

- Прочитайте суффиксы в рамочке.

- Найдите данные суффиксы в словах.

- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

- Назовите слова с таким суффиксом.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: