И ребёнок – ёжик.
(С.Я. Маршак)
Предлагает объяснить, что ещё объединяет эти слова.
Упражнение 167. Стр. 90
Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс.
ДЗ С. 90 упр.166
06.12.17
III. Актуализация знаний
Фронтальная работа
Чистописание
Зз Зэлемент З
- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.
- Как найти в слове суффикс?
Словарный диктант
Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.
IV. Самоопределение к деятельности
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-
Суффиксы - ик-, -ишк-, -ищ - жили за корнем, как и все остальные суффиксы, - ик - был очень ласковый, - ишк - обо всех говорил с насмешкой. - ищ - был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.
|
|
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», - написал -ик-.
«Большой дом»
«Домище», - писал - ищ -.
«Старый, дряблый дом».
«Домишко», писал - ишк -.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс - щик - рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс - щик -, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы - ик-, -ишк-, -ищ-, -щик - были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
- Тортик! - закричал - ик -.
- Тортишко, усмехнулся -иш к -,
- Тортище, - сказал - ищ -.
- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Наблюдения над ролью суффиксов в словах
- Прочитайте слова.
Лисица, лисичка, лисонька, лиса.
- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Суффиксы - ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь - всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы - ость-, -изн-, -от - указывают на принадлежность слова к женскому роду.
|
|
Суффиксы - арь-, -ист-, -щик - указывают на профессию, - ищ - - суффикс места.
Суффиксы - ик - (голубика, черника, клубника), - ин - (баранина, свинина, телятина).
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
Работа по учебнику
Упр. 168 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
- Какое значение словам придают эти суффиксы?
Анализ смысловых значений суффиксов
- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)
- Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.
(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
- Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.
Работа по учебнику
Упр. 169 (с. 91).
- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
- Прочитайте суффиксы в рамочке.
- Найдите данные суффиксы в словах.
- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
- Назовите слова с таким суффиксом.
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
Упр. 170 (с. 92).
- Прочитайте.
- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
VI. Физкультминутка