double arrow

Становление конституционной юстиции в России

Судьба конституционного контроля в России была не­простой. До 1918 г. вопрос о конституционном контроле даже не поднимался, поскольку как таковой Конституции не было. Интерес к проблеме конституционного контроля возник после образования СССР, когда потребовалось при­вести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в СССР. Органом, на который Кон­ституцией СССР 1924 г. была возложена функция контро­ля за соблюдением норм Конституции, стал Верховный Суд СССР. В этих целях указанный суд тщательно изучал все правовые акты союзного уровня, копии которых ему в обя­зательном порядке посылались. За первые пять лет его со­трудниками было изучено 24 тыс. актов. Но с начала 30-х гг. прошлого столетия активность Верховного Суда в связи с изменением политической обстановки, а также вследствие субъективных причин в области конституционного контро­ля значительно упала, а затем и полностью исчезла.

Только начиная с конца 60-х гг. прошлого века в совет­ском правоведении начала обсуждаться идея независимого органа конституционного контроля, но воплотилась она в реальность лишь в период «горбачевской перестройки».

К середине 1989 г. стали предприниматься конкретные шаги по возрождению контроля за соблюдением Конститу­ции СССР. В результате был создан Комитет конституци­онного надзора СССР — квазисудебный орган, неразрывно связанный с парламентом. В декабре 1989 г. был принят об­щесоюзный Закон «О конституционном надзоре в СССР», на основании которого был избран первый состав Комитета конституционного надзора в составе председателя и 25 чле­нов, в том числе по одному от каждой союзной республи­ки, сроком на 10 лет. Комитет функционировал менее двух лет. Его решения в области конституционной защиты прав человека были впоследствии высоко оценены юристами и общественностью. Комитет конституционного надзора:

прекратил практику издания секретных нормативных правовых актов, влияющих на права граждан;

постановил, что прописка ограничивает право на сво­боду передвижений граждан;

признал, что принудительное лечение лиц от алкого­лизма и наркомании нарушает фундаментальные нормы, и др.

Однако многие решения Комитета так и остались не­выполненными до конца 1991 г., когда он прекратил свое существование.

Образование Комитета конституционного надзора сти­мулировало создание своего органа по защите Конститу­ции в России. 15 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного Суда РФ, затем был принят подробный (89 статей) закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г. За два года (с ноября 1991 г. по октябрь 1993 г.) суд принял ряд реше­ний, имевших большое общественное значение. Среди них: решения о конституционности Указа Президента РФ о пре­кращении деятельности КПСС; о защите прав работников прокуратуры, вкладчиков Сбербанка, нанимателей жилых помещений и др. В то же время несудебная деятельность некоторых судей Конституционного Суда РФ получила не­однозначную оценку в обществе.

В первый период своей деятельности в 1992—1993 гг. Кон­ституционным Судом РФ было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по ходатайствам о проверке конституционности право­вых актов, а 8 — по индивидуальным жалобам граждан.

После принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, а затем и Федерального конститу­ционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституцион­ном Суде Российской Федерации» количественный состав и полномочия Конституционного Суда РФ претерпели зна­чительные изменения. Вместо имевшихся 13 в его состав вошли уже 19 судей, т.е. необходимо было доизбрать еще шесть новых членов Конституционного Суда РФ. Процесс этот оказался непростым в связи с тем, что Совет Федера­ции отклонил многих представленных ему Президентом РФ кандидатов. Завершилось избрание судей Конституци­онного Суда РФ только в феврале 1995 г. С этого момен­та реформированный Конституционный Суд РФ получил возможность возобновить свои заседания и приступить к осуществлению своей непосредственной функции консти­туционного контроля.

Основными целями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федера­ции» являются:

- конкретизация статуса Конституционного Суда РФ и установление правил конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства;

- развитие гарантий, препятствующих превращению дан­ного судебного органа в элемент политического влияния;

повышение роли Конституционного Суда РФ в защи­те прав и свобод граждан;

- совершенствование структуры и организации деятель­ности суда, направленное на повышение его эффективности;

- расширение коллегиальных начал в деятельности Кон­ституционного Суда РФ.

Усовершенствованная структура Конституционного Суда РФ позволила ему уже в первый год его деятельности с февраля 1995 г. рассмотреть 23 дела.

В соответствии с Федеральным конституционным за­коном «О судебной системе Российской Федерации» была предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах РФ. Они учреждаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкова­ния данной конституции (устава). Система этих судов не подчиняется Конституционному Суду РФ и финансирует­ся за счет средств бюджета субъекта РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности Кон­ституционного Суда РФ в настоящее время определяются Конституцией РФ — ст. 125 и Федеральным конституцион­ным законом «О Конституционном Суде Российской Феде­рации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: