Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм

Характеристика игровой деятельности.

Развитие ребенка представляет собой усвоение им общественного опыта в процессе деятельности. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью

ребенка. В ходе игры ребенок овладевает накопленным людьми опытом.

Игровая деятельность готовит ребенка к переходу к следующей, более высокой ступени развития — к обуче­нию в школе. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них - серьезная форма воспитания»

Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребенка сюжетно - ролевые. В игровой деятельности реализуется потребность ре­бенка участвовать в жизни взрослых.

Игра - это воспроизведение детьми при помощи взятых на себя ролей и использования различных игро­вых предметов деятельности взрослых людей и их вза­имоотношений. В ходе игр «какие-либо реальные дейст­вия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся ребёнком в других, игровых обстоя­тельствах». Игры наполняют жизнь детей радостными пережива­ниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Игра — это форма отражения действительности. Сю­жетная ролевая игра является специфически человече­ской деятельностью ребенка, в корне отличной от тех аналогов игры, которые можно наблюдать у животных. Эта игра является социальной не только по 'Содержанию, но и по самой структуре, по своему механизму.

Мотив игровой деятельности своеобразен. Игровая деятельность в основном направлена не на ее продукт, а на самый процесс ее. Само осуществление этой деятель­ности, неизменно приносит ребенку удовлетворение и доставляет удовольствие. Это характерная особенность игровой деятельности, отличающая ее от других видов деятельности.

Л. С. Выготский подчеркивал, что под влиянием иг­ры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия — действиями игровы­ми, у ребенка развивается способность воспроизводить те или другие стороны действительности с помощью раз­личных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т. д.). Таким образом, в игре развивается та функция за­мещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе сло­весно-логического мышления. Вследствие этого игра имеет первостепенное значение для формирования спе­цифически человеческих процессов мышления, а также волевой, сознательной регуляции человеческих дей­ствий.

Игра, как показали исследования А. В. Запорожца, создает благоприятные условия для развития и совер­шенствования движений ребенка, в ходе игр совершенст­вуется его моторное развитие. В ходе сюжетно-ролевых игр дети используют раз­личные предметы, действуют с ними, сравнивают их, со­поставляют, отвлекаются от одних их качеств и домыс­ливают, достраивают воображением другие, употребля­ют одни предметы в качестве других.

Все это совершенствует ощущения и восприятия детей, способствует развитию их мышления, развивает и трени­рует их воображение. Сюжетно-ролевые игры уточняют и углубляют представления детей об окружающем, расширяют их знания. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно обогащать их знания, речевой запас и расширять значения слов. В ходе этих игр ребенок познает мир. Играя, дети легче и сознательнее овладевают норма­ми нравственного поведения. Воспроизводя жизнь взрос­лых, дети отражают и их отношения, познают их, усваи­вают. В игре происходит нравственное развитие ребенка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива. То, что пережито ребенком в игре, становится ему особенно - близким и понятным.. Пережитые в игре чувства и отношения к другим, взятые на себя обязанности и умение их выполнить, умение под­чинять свои желания правилам, — все это становится до­стоянием личности ребенка. Поэтому сюжетно-ролевая игра имеет особое воспитательное значение. Все сказанное об игре в полной мере относится и к глухим детям дошкольного возраста. Игровая деятельность имеет особо важное значение для их общего и речевого развития, так как формирующаяся в ней способ­ность замещения одного предмета другим как бы подготавливает овладение знаковой функцией слова и возмож­ность оперировать им в процессе речевого мышления. Игра является важнейшим условием всестороннего раз­вития глухих детей, одним из основных средств их ком­мунистического воспитания.

Для того чтобы игра могла выполнить свою роль в развитии и воспитании глухих детей, ею необходимо на­учиться управлять. А для успешного развития игровой деятельности глухих детей и эффективного управления ею нужно знать ее особенности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: