В течение этого года обучения деятельности детей воспитатель должен
1) помогать детям развивать замысел игры с окружающий-
4) добиваться, чтобы овладевали нормами игры
5) учить детей действовать с воображаемыми объектами
Игры детей, как освоенные ими в предшествующие годы, так и те, которыми они овладевают на протяжении этого года обучения, должны протекать под наблюдением воспитателя, с его помощью и участием.
Старые игры детей необходимо видоизменять, развивать, внося в них новое содержание. Нужно учить детей объединять разные, хорошо знакомые или простые сюжеты в более сложные.
Для обогащения игр, их преобразования надо советом, предложением помочь детям развить замысел игры и развернуть в соответствии с ним сюжет.
У детей этого года обучения замысел игры, хотя и появляется, но часто бывает случайным, возникающим уже в ходе самой игры, а потому не определяет собой ее хода.
Для того чтобы замысел игры определял собой ее ход, чтобы она строилась в соответствии с замыслом, надо, чтобы он предшествовал началу игры, т. е. чтобы, приступая к игре, дети уже знали, что и как они будут изображать и что для этого они должны по ходу игры делать. Выяснив у детей, во что они хотят играть, следует помочь им конкретизировать их замысел.
|
|
Такой план, предложенный воспитателем, поможет детям строить игру. Иногда бывает необходимо помочь им наметить последовательность игровых действий. Конечно, не следует все придумывать за детей предлагать им готовый вариант игры. Нужно активизировать воображение детей, направлять их мышление на самостоятельные поиски решения. Оказываемая помощь должна быть такой, чтобы дети, благодаря ей могли чему то научиться, что пригодиться им и для развития других игр.
Такая систематическая работа воспитателя очень положительно сказывается на развитии содержания игр, делая их творческими, полностью изживая свойственное детям механическое воспроизведение одной и той же игры в неизменном виде, с одними и теми же действиями и словесным содержанием.
Дети этого года обучения в своих играх должны отражать уже не только то, в чем они сами непосредственно участвовали, что сами пережили, но и то, что выходит за рамки их жизни в семье и в детском саду, то, о чем они узнали, что увидели во время экскурсий, на занятиях, из сопровождающих их наблюдения объяснения взрослых. Только уяснив цель каждого трудового действия, ребенок по подражанию сможет овладеть способом его выполнения в игровых условиях, научиться детально, изображать его в своей игре.
При этом следует помнить о присущей игре глухих детей тенденции к излишней детализации отдельных действий и не допускать, чтобы она заслоняла собой сюжет игры, поглощала ее.
|
|
На этом году обучения дети в своих играх уже не должны ограничиваться изображением только предметных действий. В несложной форме они должны передавать и характерные для той или иной деятельности взаимоотношения взрослых людей. Так, например, изображая врача, ребенок должен не только воспроизвести все действия, совершаемые врачом, но и передать его отношение к больному, его заботу о нем.
Дети этого года обучения еще не умеют самостоятельно распределять роли. Воспитатель должен помогать им в этом.
Это необходимо делать по трем принципам: во-первых, потому что детям еще трудно договориться с другом, они не всегда могут довести свою мысль до такой степени ясности, чтобы, она была понята остальными участниками игры.
Во-вторых, потому что иначе самые привлекательные для детей роли будут всегда исполнять одни и те же более активные дети, которые, подавляя других детей, каждый раз будут главенствовать в игре, между тем более застенчивые, медлительные, замкнутые дети будут постоянно довольствоваться второстепенными ролями. Между тем именно этим застенчивым, малоактивным детям и надо почаще поручать первые, главные роли в игре, чтобы таким образом, через игру помочь ребенку изменить занимаемое им в группе положение, дать ему почувствовать уверенность в своих силах.
И наконец, в-третьих, воспитатель должен помогать детям распределять роли, потому что склонные к механическому воспроизведению уже освоенных игр в неизменном виде, они стремятся при этом повторять и имевшееся в прошлых играх распределение ролей, фиксируя определенные роли за определенными детьми. Каждый ребенок в группе должен уметь исполнять любую роль в освоенной игре.
На этом году обучения необходимо учить детей широко использовать в играх одни игровые предметы в качестве других.
Надо по-прежнему, как и в предыдущие годы, учить детей использовать в качестве игровых предметов то, что они изготовляют во время занятий изобразительной деятельностью.
На этом году обучения в играх обычно участвует одновременно несколько детей. Коллективная игра не может протекать без общения. Воспитатель всеми силами должен добиваться, чтобы это общение осуществлялось в словесной форме, на базе языка слов. Само собой разумеется, обучение детей речевому общению в процессе игр не должно подчинять себе все стороны игры, не должно убивать ее замысла, превращаться в простые речевые занятия.
В тех случаях, когда дети, забыв нужное слово, начинают прибегать к помощи жестов, воспитатель тотчас же должен подменить их нужным по ходу игры словом, выражением. Надо либо напомнить детям забытое слово, выражение, либо познакомить их с новым, которое потом, употребляясь в других ситуациях (в быту, на занятиях), обрастает полноценным содержанием.
На этом году обучения, играя, дети уже должны называть не только игровые предметы и производимые по ходу игры действия. Они должны уметь назвать игру, в которую играют, ответить на вопрос о том, что каждый из них в ходе игры будет делать, знать роли -свою и товарищей по игре.
Для развития игровой деятельности детей на этом году обучения следует проводить драматизацию хорошо знакомых им сказок. Это помогает детям их усваивать и вместе с тем, становясь основой игр, способствует их развитию. Не касаясь здесь вопроса о влиянии драматизации на усвоение детьми содержания сказок, мы остановимся лишь на том, как драматизация может изменить и обогатить творческие игры детей.
Как правило, в своих первых играх-драматизациях дети стараются слепо копировать все, что делал педагог. Однако такие игры все равно полезны, так как, во-первых, в них дети закрепляют то, что они узнали из сказки, а во-вторых, это подражание впоследствии становится основой их творчества.
|
|
Как и в предыдущие годы, надо очень тщательно следить за тем, чтобы каждую игру дети доводили до конца, играли «устойчиво», длительно. Необходимо оказывать детям существенную помощь в развитии замысла игры. Советом, напоминанием, предложением, своим участием можно сделать интерес детей к теме игры стойким.
Воспитателю следует ежедневно оценивать игру каждого ребенка группы. При этом он не должен ограничиваться тем, что хвалит одних и порицает других («Толя играл плохо, а Витя играл хорошо»). Оценка должна анализировать деятельность детей. Мало сказать ребенку, хорошо он играл или плохо, необходимо, чтобы дети поняли, что же именно было в игре Толи плохого, а в игре Вити хорошего. Нужно, чтобы не только сам Толя или ' Витя, но и все дети группы смогли это уяснить, сделать для себя выводы. Только в этом случае оценка игры будет иметь положительное воспитательное значение.
Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года:
Игра в «Летчиков», «Зоопарк», «Поликлиника», «Доктор», «Парикмахерская», «Строительство».
Пятый год обучения
В течение последнего года обучения в детском саду следует:
1) учить детей творчески отражать в играх новые знания, полученные во время занятий, чтения, экскурсий, при рассматривании картин, просмотре диафильмов;
2)учить детей развивать сюжет и замысел игры;
2) учить детей раскрывать содержание игры в действиях и речи;
3) продолжать учить отражению в играх труда взрослых людей, их отношений, чувств;
4) продолжать развивать в ходе игр и с их помощью речь детей; учить использовать в играх словарь, усвоенный на занятиях и в общении; расширять «Специфический словарь», связанный с сюжетами игр;
5) укреплять в ходе игр и с их помощью дружеские отношения детей;
6) продолжать учить детей использовать в играх предметы в условной роли (заменители).
|
|
Методические приемы: широкое использование предметов-заменителей (3-й этап: введение в игру новых предметов в условной роли, называние их именем заменяемого предмета); действия с воображаемыми объектами; широкое использование как специальных поделок детей, так и продуктов их изобразительной деятельности; многообразное использование предметов в играх; подготовка к экскурсиям; экскурсии; показ; объяснение; напоминание, оживление опыта детей; совет; участие в игре воспитателя в качестве действующего лица; помощь в развитии замысла; драматизация; рассматривание картин, рисунков и составление рассказов по их содержанию с последующим разыгрыванием рассказанного; просмотр диафильмов; контроль за распределением ролей, помощь в распределении ролей; использование текстов, помощь в ведении диалогов; привлечение детей к проведению анализа игры и оценке деятельности каждого из ее участников.
Для решения поставленных задач воспитателю на протяжении года предстоит проделать очень большую работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей.
При правильно организованном руководстве игры детей этой группы содействуют их сплочению в коллектив, развитию у них дружбы, формированию познавательных и художественных интересов, самостоятельности, инициативности, целеустремленности, дают выход их творческой активности.
Чтобы игры детей носили коллективный характер, надо помогать им объединяться для общей игры. С этой целью воспитатель ненавязчиво, в форме совета подсказывает тему игры, в которой можно вычленить несколько ролей, например: «Можно в «больницу» играть: нужен доктор, медицинская сестра, няня, больные дети». Если дети сами придумали тему игры, но не знают, как включить в нее нескольких участников сразу, и не принимают из-за этого в игру всех желающих, воспитатель помогает детям вычленить новые роли.
Полезно предложить ребенку несколько вариантов, чтобы он сам мог выбрать наиболее для него привлекательный, так как в этом случае он сам может придумать какие-то детали, подробности, развивающие игру, чего, конечно, не будет, если ребенку навязать какой-то обязательный, мало его заинтересовавший план игры. Это видоизменение, развитие сюжетов освоенных игр должно происходить за счет использования в них новых знаний.
Все, что заинтересовало детей, эмоционально захватило их, все это неизбежно отразится в их играх. Поэтому, если новые знания интересны, доступны и сообщаются детям в яркой, эмоциональной форме, они находят воплощение в их играх, - порождая новые и видоизменяя старые. Слышащие дети отражают в своих играх все, что узнают. Они летают на космических кораблях, запускают спутники, участвуют в трудных и опасных арктических экспедициях, охотятся на китов. Надо стремиться к тому, чтобы и глухие дети в своих играх обыгрывали все то, о чем они узнают. Часто дети самостоятельно не умеют отразить в игре новые знания и нуждаются в помощи взрослого. В некоторых случаях эта помощь может быть совсем незначительной.
Новые знания дети получают не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, при просмотре диафильмов, рассматривании картин, чтении. В условиях игры создаются наиболее благоприятные условия для усвоения нового. Все пережитое в игре, эмоционально окрашенное, становится прочным достоянием ребенка, входит в арсенал его опыта. Многие знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях по развитию 'речи, изобразительной деятельностью, они переносят в игру и используют в ней.
В старшей группе источником развития игр является и чтение: знания, получаемые детьми из книг, тоже входят в их игру, преобразуя ее.
Полученные детьми знания об окружающем и их стремление быть похожими на взрослых реализуются в тех играх, где отражается труд взрослых людей, где дети подражают взрослым, беря на себя роли врача, парикмахера, рабочего, кассира и т.д.
Игра является наиболее благоприятной почвой для развития воображения, без которого невозможно школьное обучение.
Если в предыдущие годы были пройдены все этапы обучения использованию предметов-заменителей, то в этом году достаточно уже одного прямого указания на возможность использовать.предмет в роли другого предмета. Это указание содержится в новом игровом имени предмета, которое на этом этапе обусловливает и новый способ действия с ним.
Как и в предыдущие годы, воспитатель должен содействовать развитию речи детей в ходе игр.
Дети часто еще не могут самостоятельно сформулировать замысел игры. Задача воспитателя — помочь им в этом.
В старшей группе дети в известных" им играх обычно умеют самостоятельно распределять роли. Знакомя детей с новой игрой, на первых порах воспитатель должен помогать им в распределении ролей. После того как дети поймут, какие действия и поступки характерны для каждого персонажа, можно предоставить им возможность самостоятельно распределять роли в игре. Однако воспитатель должен постоянно держать это под своим контролем даже тогда, когда дети играют в хорошо знакомую им игру. Это необходимо, потому что, повторяя свои прежние игры, дети стремятся сохранить и имевшееся в прошлом распределение ролей.
Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года: «Школа», «Почта», «Улица», «Библиотека», «Ателье».
Выбор игровых тем обусловлен одной из очень важных задач, стоящих перед педагогом и воспитателем на этом году обучения, — подготовкой детей к школе. Необходимо вызвать у них интерес и положительное отношение к школе, любовь к книге, научить их бережно обращаться с книгами, выработать умение вести себя на улице (не бегать, правильно и только в определенных местах переходить улицу, уступать дорогу идущему транспорту, не толкать пешеходов).
Планирование и учет работы по обучению детей игровой деятельности.
Все время, отведенное для игр режимом дня, распадается на несколько игровых периодов: два в младших группах, три - в старших. Эти игровые периоды имеют разную длительность, что необходимо учитывать при планировании игр. Если согласно режиму игровой период длится 10 — 15 минут, то нецелесообразно проводить сюжетно-ролевые игры. Следует употребить это время на дидактические или подвижные игры или же на подготовку к сюжетной игре.
Нецелесообразно разрешать им использовать это время для игры в кукольном уголке или с сюжетными игрушками по многим причинам. Во-первых, необходимо дать ребенку отдохнуть от первого занятия, дать ему подвигаться. Во-вторых, в коротком перерыве между занятиями дети не успевают развернуть игру - все это время у них идет лишь на подготовку к ней. В-третьих, поскольку детей отрывают, когда они только начали входить в игру, они зачастую неохотно идут заниматься. Кроме того, когда прерывают их игру, дети идут на второе занятие, оставив беспорядок в кукольном уголке, что недопустимо, так как они не могут понять, почему в одном случае можно не; убирать, а в другом — нельзя не убирать за собой: если можно оставлять беспорядок в одном случае, то можно и нe убирать и в другом. И наконец, отрывая детей от только что начатой игры, мы тем самым разрушаем и без; того хрупкую игровую ситуацию, как бы невольно поощряем ребенка в перескакивании от одного дела к другому, не воспитываем в нем целеустремленности, устойчивости интереса.
При составлении плана работы со слышащими детьми в массовом детском саду сюжетно-ролевые игры не планируются. Принято считать, что такое планирование лишает детей инициативы, творчества и по существу навязывает детям какую-то тему, которая может их и не привлекать, не интересовать. Предполагается, что игры слышащих детей должны возникать по их собственному замыслу.
Глухие дети из-за более ограниченных, чем у слышащих, возможностей познания окружающего имеют меньший опыт и не могут самостоятельно, без помощи взрослых, познать многие стороны действительности. Это является одной из причин, по которым глухих детей необходимо обучать игровой деятельности, гак как обучение включает в себя ознакомление детей с различными видами деятельности взрослых людей и с их взаимоотношениями в процессе труда. В результате такого обучения расширяется и обогащается опыт детей, пополняются их знания об окружающем, которые, будучи эмоционально пережиты, отражаются в их сюжетных" играх. Со временем у детей накапливается определенный игровой «репертуар». Игры по собственному замыслу у глухих детей могут возникать лишь тогда, когда они уже овладели, по крайней мере, несколькими играми. В этом случае у них появляется возможность выбора игровой темы, они могут предпочесть одну тему другой. Следовательно, у глухих дошкольников лишь в результате обучения игровой деятельности, по мере овладения ею, могут возникнуть игры по собственному замыслу, которые являются показателем определенной «игровой зрелости» детей. Таким играм обязательно нужно уделять определенное время- и место, так как необходимо считаться с игровыми интересами детей. Эти игры также нуждаются в руководстве со стороны воспитателя. Для них надо оставлять время после проведения намеченной планом игры.
Планирование сюжетно-ролевых игр - сложное дело. Оно не сводится к выбору воспитателем темы игры и отбору программного материала.
Подготовка к новой игре ведется в часы, отведенные для игр, во время прогулок. Она занимает много времени. Планирование подготовки начинается примерно за две недели до введения новой игры. Подготовка к игре включает в себя:
1) подготовку к экскурсии;
2) проведение экскурсии;
3) беседа по картине
4) закрепление результатов экскурсии в беседе по картине
5) рисование по теме экскурсии
6) проведение дидактической или подвижной игры
7) обыгрывание сюжетных игрушек
8) изготовление и обыгрывание игровых атрибутов
9) повторная экскурсия (при наличии возможности)
10)ведение игры с участием воспитателя в главной роли
Подготовительная работа не должна занимать все игровое время: примерно половину его (20 минут) следует использовать на подготовку к новой игре, а вторую половину (20—25 минут) — на свободные игры детей.
Игры проводят после занятий и полдника.