Условия необходимые для развития игр детей

Сюжетно-ролевые игры имеют неоценимое значение для всестороннего и речевого развития детей, поэтому не­обходимо, чтобы они по.праву заняли свое место в жиз­ни глухих дошкольников. В режиме дня специальных дет­ских учреждений им должно быть отведено определенное время, как и любому другому виду деятельности.

В детских учреждениях для глухих дошкольников должны быть созданы все условия для игр детей. Это значит, что, во-первых, время для,игр должно быть четко запланировано и не занято ничем другим; во-вторых, де­ти должны быть обеспечены необходимыми для игр иг­рушками и должны уметь ими пользоваться; в-третьих, необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей, которое включает в себя и обучение детей умению играть.

Рассмотрим эти три условия подробнее:

В дошкольных учреждениях для глухих детей соглас­но режиму игре отводится от 45 минут до 1 часа 50 минут в день (в то время как в массовых детских садах дети играют по 3 - - 3,5 часа в день). Из этого небольшого «фонда» надо выкроить время и на сюжетные, и на ди­дактические, и на подвижные игры, поскольку каждый из этих видов игр не может заменить собой другого. Но даже и то небольшое время, которое предусмотрено ре­жимом дня для игр детей, не всегда используется по на­значению. То небольшое время, которое отведено в режиме для сюжетно-ролевых игр, должно быть использовано только и исключительно для их подготовки и проведения. Нужно так заранее планировать и продумывать организацию игр, чтобы они приносили детям максимальную пользу и наполняли их жизнь радостными переживаниями.

 

Очень существенным условием для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. А. С. Макаренко называл игрушки материальным центром игры.

Игрушки должны быть расположены на видном ме­сте, так, чтобы было удобно ими пользоваться, чтобы де­ти сами могли,брать нужную им игрушку и, поиграв, ста­вить ее на прежнее место. Надо следить за использова­нием игрушек, за тем, чтобы они содержались в порядке. Воспитатель должен учить детей бережному обращению с игрушками. Необходимо проверять, как дети убирают их после игры, и не допускать, чтобы ребенок убирал только то, с чем играл сам.

В каждой группе нужно иметь несложные костюмы или элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр детей, так как это помогает им войти в роль, перевоплотиться. Значение имеет не только количество игрушек, имею­щихся в распоряжении детей. Сами по себе игрушки еще не побуждают детей к адекватным игровым действиям, не порождают игры. Дети часто не знают, что с ними де­лать, реагируют только на новизну предмета, а потом он быстро теряет привлекательность и выпадает из поля их игровых интересов. Для того чтобы игрушки стимулиро­вали игровые действия, дети должны знать, что и как с их помощью можно изображать, должны уметь ими поль­зоваться. Необходимо показывать детям всевозможные вариан­ты использования каждой игрушки. Воспитатель должен следить, чтобы дети не переходили от одной игрушки к другой, не исчерпав своего замысла, помочь им организо­вать игру с игрушками, показать разнообразные способы действия с ними. Каждую новую игрушку воспитатель должен обыграть с детьми. Нельзя показывать детям лишь один фиксированный способ употребления игрушки. Необходимо учить их мно­гообразно использовать в игре предметы, показывая, как использовать один предмет в разных ситуациях, опираясь то на одно его свойство, то на другое. Многообразное ис­пользование предмета в игре очень развивает игровую деятельность детей.

Необходимо учить детей использовать в ходе игр пред­меты-заменители (например, кубик вместо утюга); раз­ные предметы в одной роли (например, обруч или диск вместо руля); один и тот же предмет в разных значениях; действовать с воображаемыми объектами (копать вооб­ражаемой лопатой, открывать воображаемый кран и т. д.).

При введении в игру предметов-заменителей надо учитывать следующее:

1) знакомый предмет труднее принимается ребенком в роли заменителя, чем малознакомый (например, каран­даш в роли пипетки труднее принять, чем палочку);

2) пока ребенок не знает твердо названия заменяемо­го предмета, его «свойств и назначения, нельзя заменять его в игре условным предметом. Другими словами, пока ребенок не знает твердо, что такое, скажем, мыло, не­допустимо называть мылом кубик;

3) предмет-заменитель должен иметь некоторое пред­метное сходство с заменяемым им предметом;

4) предмет должен 'быть функционально пригоден к выполнению роли заменителя, т.е. должен обладать свой­ствами, позволяющими совершать те действия, которые выполнялись с заменяемым предметом;

5) предмет не должен содержать противоречащие за­меняемому предмету свойства.

Подводить детей к использованию в играх предметов-заменителей надо постепенно.

На первом этапе, кроме переименования предмета, не­обходимо показать способ действия с ним. Этому должен.предшествовать показ способа действия, выполняемого настоящим предметом.

На втором этапе называние предмета новым именем должно сопровождаться только показом (выполнения действия реальным предметом (без показа способа вы­полнения действия игровым предметом).

И наконец, на третьем этапе достаточно уже одного прямого указания на возможность использования пред­мета в роли другого предмета. Это указание будет содер­жаться в новом игровом имени предмета, которое на.этом этапе обусловит и новый способ действия с ним.

 

Для того чтобы у детей возникла игра, необходимо, во-первых, чтобы жизнь их была насыщена впечатления­ми, которые могли бы быть отражены в игре, явились бы ее содержанием, и, во-вторых, чтобы дети умели пользо­ваться игрушками и с их помощью отображать то, что почерпнули из окружающей их жизни, передавать твор­чески переработанные ими впечатления.

Обучение детей каждой новой игре состоит из несколь­ких этапов. Первым этапом является подготовка их к со­ответствующей экскурсии, цель которой - познакомить детей с тем, во что они потом будут играть.

Следующим звеном в подготовке к сюжетно-ролевой игре там, где это возможно, является проведение дидак­тической или подвижной игры с элементами сюжета. Совершенно необходимо обыграть с детьми те игрушки, которые они должны будут исполь­зовать в процессе сюжетно-ролевой игры, научить детей адекватно пользоваться ими. Затем надо организовать изготовление детьми игровых атрибутов (кошельков, би­летов, трубы, конвертов, одежды, медикаментов и т. д.) и научить детей способам их игрового использования. Систематизировать все впечатления и знания детей хорошо при рассматривании с ними рисунков, картин (ко­нечно, не тех, по которым уже проводились беседы), при просмотре диафильма соответствующего содержания. После совместного рассматривания рисунки, картины вы­вешивают в группе, чтобы дети при желании могли рас­смотреть их снова. Беседа о просмотренном диафильме, рисунках, картинах должна быть яркой, эмоциональной; только в этом случае она повысит интерес детей к игре, вызовет у них желание играть.

Только проделав предварительно всю описанную вы­ше работу, можно приступить к соответствующей сюжетно-ролевой игре.

В первых играх на новую тему, независимо от того, какой год дети обучаются, участие воспитателя в качест­ве одного из действующих лиц обязательно. В новой игре воспитатель поочередно исполняет все основные роли (один раз — продавца, второй — кассира, третий — по­купателя в игре в «магазин»; доктора, медицинской сест­ры, пациента в игре в «доктора» и т. д.). Делать это не­обходимо, так как детям нужно показать все игровые возможности каждой роли (какие игровые действия дол­жен производить играющий, в какие отношения с други­ми участниками игры вступать и т. д.).

Чтобы игры носили творческий характер, ими необхо­димо руководить на всех стадиях обучения детей. Формы руководства, разумеется, меняются в зависимости от про­должительности обучения. Так, например, на первом го­ду обучения руководство игрой осуществляется в форме совместных с ребенком действий, а на пятом году обуче­ния — в форме советов, предложений, помощи в разви­тии замысла игры и т. д. К проведению игры воспитатель должен готовиться так же, как к проведению занятия. Эта подготовка вклю­чает в себя подбор игровых атрибутов, которые должны использоваться в игре, и отбор того словаря, который необходим для проведения игры и общения детей.

Выбор игровых тем, упоминаемых в программе, обус­ловлен следующими факторами: во-первых, это те игры, в которые играют слышащие дети этого возраста, за ис­ключением тех игровых тем, которыми глухие дети не мо­гут сознательно овладеть; во-вторых, эти игры увязаны с другими разделами программы («Ознакомление с окру­жающим», «Обучение речи» и др.).

 

При правильном руководстве сюжетно-ролевыми иг­рами они принесут глухим дошкольникам неоценимую пользу. Без специального обучения игровая деятельность глухих детей развивается очень медленно и незначитель­но и не может стать ни условием их развития, ни средст­вом воспитания. Поэтому перед воспитателями, помимо общих воспи­тательных задач, стоят и специфические задачи, направ­ленные на развитие самой игровой деятельности, что должно способствовать преодолению последствий дефек­та. Эти задачи постепенно, от года к году усложняются. Так, если начинать эту работу надо с воспитания у детей интереса к игре и желания играть, то к концу пребыва­ния детей в детском учреждении их надо учить отражать в играх труд взрослых людей, их отношения и чувства, учить их формулировать в словесной форме замысел иг­ры и т. д.

 

 

Рассмотрим подробно каждый год обучения.

Первый год обучения

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем на первом году обучения, заключаются в том, чтобы:

1) вызывать у детей интерес к игрушкам, формиро­вать у них интерес к игре, желание играть;

2) учить детей пользоваться сюжетными игрушками; учить предметным действиям с ними;

3) учить детей (Переносить действие с одного предмета на другой;

4) учить детей после игры ставить игрушки на место.
Методические приемы: показ воспитателя; показ с привлечением детей; совместные с ребенком действия; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий с игрушками; называние предметов и действий; обыгрывание игрушек.

Глухой ребенок до тех пор, пока он не овладеет речью, развивается вне ее воздействия, что значительно услож­няет обучение его различным видам деятельности, в том числе и игровой. При поступлении в детский сад дейст­вия глухих детей с игрушкой, как правило, ограничива­ются простой манипуляцией.

Поэтому поступившего в детский сад глухого ребенка необходимо учить играть. "Сначала нужно вызвать у него интерес к игре, желание играть и создать привычку играть. Для этого прежде всего необходимо выделить в режиме дня четко фиксированное время для игр и обеспечить детям воз­можность играть в это время. Дети должны привыкнуть к тому, что всегда в одно и то же определенное время, например, после полдника, они могут играть. Они должны знать время игры так же четко, как время своей еды.

Вторым условием является выделение детям такого места, где бы они могли спокойно играть, не мешая ни взрослым, ни друг другу.

Третье условие — обеспечение детей достаточным ко­личеством необходимых для их игр и соответствующих их возрасту игрушек.

Так, в группе должны быть:

- куклы, одежда для них, мебель, соответствующая размерам ку­кол, посуда (крупная);

- игрушки, изображающие живот­ных (резиновые, пластмассовые, из папье-маше, мягкие);

- автомобили разных размеров;

- пирамидки, матрешки, на­бор крупного строительного материала (кубы, бруски, ци­линдры);

- настольный строительный материал, мячи, тележки, каталки, коляски, корзинки.

Игрушки должны быть крупными, яркими, привлекательными. Каждую из них нужно иметь в нескольких экземплярах, чтобы несколько детей одновременно могли пользоваться одинаковыми игрушками. Игрушки должны быть аккуратно и красиво расположены, чтобы привлекать к себе внимание детей и вызывать у них желание пользоваться ими.

Неряшливые, разбросанные кое-как игрушки не мо­гут заинтересовать детей. Игрушки должны быть разло­жены так, чтобы малышам было удобно ими пользовать­ся, чтобы они сами могли брать их для игры и, поиграв, класть на место.

Четвертое условие, необходимое для того, чтобы у маленьких детей появился интерес к играм и желание играть, — это обучение играм. Работая с двух­летними детьми, надо привлекать их внимание к окру­жающему, знакомить со свойствами игрушек, с возмож­ностью разнообразного использования их, длительно иг­рать с ними. Это достигается путем наглядно-действен­ного обучения, соучастия взрослого в выполняемом ребен­ком действии. Нужно обучать детей умению правильно пользоваться игрушками, действовать с ними, подражая педагогу. При этом следует начинать с обучения детей умению выполнять сопряженные с воспитателем дейст­вия, развивая этим способность детей к подражанию.

Постепенно от сопряженных действий воспитатель пе­реходит к обучению ребенка отраженным действиям, действиям по подражанию, развивая с их помощью его внимание, память, мышление.

В результате такого обучения ребенок должен на­учиться самостоятельно, выполнять отдельные простые действия.

К концу первого года обучения дети должны освоить ряд действий с игрушками, часть из которых они могут выполнять самостоятельно, а другие - по подражанию.

 

Воспитатель должен предупреждать возможность воз­никновения конфликтов между детьми, способствовать развитию дружеских отношений, учить детей совместным действиям.

Такая работа с детьми, проводимая ежедневно в те­чение всего года, приводит к тому, что у них появляется стойкий интерес к играм, потребность в них, положитель­ное к ним отношение.

 

 

Второй год обучения

Для развития игровой деятельности глухих детей на втором году обучения необходимо:

1) укреплять их интерес к игре;

2) расширять навыки использования игрушек; продол­жать учить детей играть с сюжетными игрушками, увели­чивая количество видов [последних;

3) обучать элементарным игровым действиям, элемен­там игры;

4) учить детей производить связанные между собой действия («цепочку» из двух действий);

5) учить изображению наблюдаемых действий;

6) воспитывать бережное отношение к игрушкам;

7) учить обозначать словом предметы и действия;

8)обучать выполнению элементарных игровых дейст­вий по словесной инструкции.

Методические приемы: обыгрывание новых игрушек; показ воспитателя; показ с привлечением детей; участие воспитателя в игре, совместная игра с ребенком; обуче­ние детей отраженным игровым действиям с немедлен­ным воспроизведением действия ребенком и игровым дей­ствиям по подражанию (когда действие ребенка следует не сразу за действием воспитателя, а через некоторое время); наблюдение за выполнением бытовых действий взрослыми; использование табличек со словами и слово­сочетаниями; общая оценка игры каждого ребенка.

 

Для того чтобы глухие дети научились играть, надо, что­бы они накопили как можно больше ярких, конкретных представлений, которые могли бы отображать в своих играх. Поэтому необходимо дать глухим детям возмож­ность получать разнообразные впечатления, которые порождали бы у них желание отразить их в игре. С этой целью необходимо систематически наблюдать с детьми во время прогулок и в помещении различные действия, выполняемые взрослыми.

На втором году обучения воспитатель продолжает обучать детей правильно пользоваться игрушками, иг­рать ими. Надо (показать детям все доступные им спосо­бы.использования той или иной игрушки и, вызывая их действия по подражанию, учить их разнообразно дейст­вовать с ними.

Игрушка лишь тогда вызывает стойкий интерес ре­бенка, начинает по-настоящему привлекать его, оживает для «него, когда ему покажут ее в действии, научат с ней играть, обыграют ее.

Непременный участник большинства сюжетно-ролевых игр — кукла. Для подготовки детей к сюжетным иг­рам нужно, чтобы они полюбили кукол, чтобы у них был к ним стойкий интерес и устойчивое желание играть ими.

Для того чтобы вызвать у ребенка интерес к куклам, любовь к ним, с успехом могут быть использованы неко­торые дидактические игры, которые при хорошей органи­зации и правильном руководстве, готовят детей к творческим играм, обогащая их целым рядом игровых умений и навыкав. Так, в «Программе воспитания и обу­чения глухих детей», указаны такие дидактические игры, как «Кукла хочет спать», «Утро куклы», «День куклы», «Комната куклы», «Накорми куклу», «Одень куклу». Каждая из этих игр преследует определенную дидак­тическую цель, но, кроме этого, содержит в себе и эле­менты сюжета, которые, будучи использованы при прове­дении игры, не только не помешают достижению этой ди­дактической цели, а, наоборот, будут способствовать этому.

Основная дидактическая цель игры «Кукла хочет спать» — закрепление у детей.навыка правильно, в оп­ределенной последовательности раздеваться и склады­вать свою одежду. Решая эту основную дидактическую задачу, воспитатель попутно преследует и другую цель — вызвать у детей любовь к кукле, интерес к ней. Проводя игру, он должен стремиться активизировать внимание де­тей и привлечь их к участию в игре.

Хорошая организация и умелое проведение этих игр, а также игр «День куклы» и «Утро куклы» вызывают у детей интерес к куклам и желание с ними играть. Тем не менее, если этот интерес воспитатель не поддерживает, он будет нестойким и может быстро исчерпаться. Проведе­ние дидактических игр с использованием имеющихся в них элементов сюжета для обучения детей элементам игры воспитатель должен сочетать с прямым, специально проводимым обыгрыванием кукол и других игрушек, ко­торые могут быть использованы при игре детей с кукла­ми.

Если работа по обыгрыванию кукол будет проводиться не эпизодически, не от случая к случаю, а систематически, куклы станут любимой игруш­кой детей, побуждающей их к разнообразным, творческим играм.

Имея более ограниченный, чем у слышащих сверст­ников, опыт, глухие дети меньше знают об окружающем. Волк в их представлении зачастую вовсе не грозный хищ­ник, которого все боятся, лиса — не хитрый и коварный зверь. Поэтому, организуя игры и обучая им детей, необ­ходимо дать последним хотя бы элементарное представ­ление об изображаемых персонажах. С этой целью сле­дует показать им картинки с изображением животных, эмоционально рассказать о них, показать, как они пере­двигаются.

В результа­те такой подготовки у детей сложатся четкие и правиль­ные представления о животных, что определит адекват­ное поведение их в игре: зайцы будут стараться спастись от волка, убежать от него, а не быть им пойманными, что может иметь место при неправильной организации игры.

По мере развития игровой деятельности глухих детей у них появляются первые игры отобразительного харак­тера.

В результате наблюдений за деятельностью взрослых и благодаря обучению элементам игры, игровым прие­мам дети начинают, играя, отражать различные бытовые действия: стирку белья, приготовление пищи, мытье по­суды, уборку комнаты, купание и кормление детей, про­гулку с ними, укладывание их спать. Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей объединять отдель­ные выполняемые ими сюжетные действия, отдельные элементы игры, которым их обучили, в простой сюжет.

Дети должны понять, что порядок не выбирается людьми произвольно, а диктуется смыслом выполняемо­го действия. Только правильно поняв это, дети смогут и в своей игре придерживаться определенного, такого, как в жизни, порядка. Так, если дети поймут, почему надо сначала мыть руки, а потом есть, они будут правильно передавать эту последовательность в процессе игры.

Итак, обучая детей играть в «семью» и в «детский сад» с игрушками, изображающими домашних живот­ных, нужно:

1) организовать наблюдение детей за отдельными действиями, которые выполняют взрослые, за домашни­ми животными;

2) учить детей выполнять наблюдаемые действия по подражанию, изображать их;

3) рассматривать с детьми картинки, изображающие те действия, которые они имели возможность наблюдать в жизни;

4) параллельно обучать детей пользоваться игруш­ками:

а) обыгрывать игрушки, в результате чего дети при­обретают умение самостоятельно воспроизводить дейст­вие с предметом, показанное прежде взрослыми;

б) учить детей переносить действие с одного предме­та на другой, аналогичный (если вы научите ребенка кормить мишку, он должен уметь кормить и куклу и т.д.);

в) учить детей производить действие с игрушкой по слову взрослого;

5) обучать детей отдельным игровым приемам и эле­ментам игры на основе приобретенного ими умения пользоваться игрушками и производить отдельные сюжетные • действия;

6) постепенно обучать детей объединять отдельные элементы игры, игровые приемы в несложный сюжет;

7) систематически помогать, детям проводить эти иг­ры, руководить ими, организуя дополнительные и пов­торные наблюдения тех или иных действий, которые мо­гут быть включены в игру.

 

На этом году обучения не следует ставить себе зада­чу объединять для совместных игр более трех детей. Од­нако в том случае, если у большого количества детей появляется желание играть вместе, если игра от этого обогащается, нельзя этому препятствовать. Надо помочь детям договориться и совместно действовать.

У детей этого года обучения еще не может быть под­линно ролевых игр. Даже у слышащих детей, вся дея­тельность которых формируется и протекает под контро­лем и руководством речи взрослых, первые ролевые игры появляются лишь к трем годам в связи с развитием речи и воображения.

Однако если работа по обучению глухих детей игро­вой деятельности и руководство ею осуществляется ре­гулярно в течение всего года, если для подготовки к сюжетно-ролевой игре воспитатель использует отдельные дидактические и подвижные игры, если жизнь детей на­сыщена впечатлениями, то уже к концу этого года дети оказываются в состоянии производить не только отдель­ные, изолированные действия, но и ряд взаимосвязан­ных между собой, вытекающих одно из другого или вы­полняемых одно ради другого действий. А это свиде­тельствует уже об определенной готовности детей к сюжетно-ролевым играм.

Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года:

1. Дидактические игры: Кукла хочет спать», «Утро куклы», «День куклы», «Комната куклы», «Накорми куклу», «Одень куклу» и д.р.

2. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Поезд».

 

Третий год обучения

 

В течение этого года для развития игровой деятель­ности детей нужно:

1) обучать игровым приемам (учить производить раз­вернутые действия; производить несколько связанных между собой действий, увеличивая цепочку действий; отражать правильную последовательность действий; рас­крывать содержание игры в действиях);

2) развивать игровые умения и навыки (учить нахо­дить нужный для игры предмет; использовать в игре предмет-заменитель);

3) учить отражать в игре увиденное на экскурсиях, прогулках;

4) учить брать роль и выдерживать ее до конца игры;

5) учить подчинять свои действия взятой роли, сю­жету;

6) учить играть вместе, подчиняясь правилам, дик­туемым сюжетом игры;

7) учить общаться, в ходе игры с помощью речи;

8) продолжать закреплять бережное отношение детей
к игрушкам.

Методические приемы: обыгрывание новых игровых предметов; широкое использование игрушек; введение в игру предметов-заменителей (1-й этап: показ действия, выполняемого реальным предметом, а затем - - предме­том-заменителем); наблюдения детей; объяснения; по­каз; экскурсии; рассматривание картин, рисунков; просмотр диафильмов с последующим обыгрыва­нием сюжетов; изготовление игровых атрибутов и их обыгрывание; участие в игре воспитателя в качестве од­ного из действующих лиц; использование табличек со словосочетаниями; помощь в ведении диалогов; оценка игры каждого ребенка; распределение ролей между детьми.

Дети этого года обучения в ходе игр производят очень простые игровые действия.

Руководя как старыми, так и новыми играми детей, воспитатель должен учить их в ходе этих игр детально отражать окружающую жизнь. Это значит, что, изобра­жая в игре то или иное явление окружающей жизни, де­ти должны передавать его с помощью развернутых, полных действий. Так, если ребенок хочет изобразить в сво­ей 'игре умывание, он должен открыть кран, намылить руки, положить на место мыло, смыть мыло с рук, за­крыть кран, взять полотенце, вытереться, повесить поло­тенце на место.

Умение развернуто передать в игре то или иное дейст­вие не надо смешивать с присущей глухим детям при недостаточном руководстве их играми ненужной детали­зацией, которая порой поглощает весь замысел, подме­няет собой всю игру. Такая детализация идет, как пра­вило, в ущерб содержанию игры, в то время как развер­нутое изображение действий раскрывает его. Для того чтобы дети овладели умением детально изображать в ходе игры то или иное действие, надо, организуя их наб­людение за выполнением этого действия, расчленять его, поясняя каждое из его звеньев.

Раскрывая содержание игры, дети должны уметь вос­производить несколько связанных между собой действий, так называемую цепочку действий. Так, изображая док­тора, ребенок не должен ограничиться только измерени­ем температуры. Ему следует, кроме того, дать больно­му лекарство и уложить в кровать.

Самое серьезное внимание должно быть обращено на взаимоотношения детей в процессе игр. Хотя играют они небольшими группами, их игра еще не является коллек­тивной. Для того чтобы игра была коллективной, необхо­димо, чтобы все ее участники делали что-то ради одной, общей цели. У детей этого года обучения еще нет общего замысла игры, и они чаще всего действуют автономно.

На этом году обучения надо начинать учить детей использовать в игре заменители нужных предметов, ви­деть в заменителе нужный предмет. Для этого дети дол­жны научиться, с одной стороны, отвлечься от ряда ре­альных качеств заменителя и вычленить в нем лишь те качества, которые дают основание уподоблять его заме­няемому им предмету, использовать его в качестве дру­гого, нужного предмета, а с другой стороны, домыслить, вообразить отсутствующие качества. При использовании предмета-заменителя на этом этапе обучения надо не только назвать его именем заменяемого им предмета, но и показать сначала способ действия, выполняемого настоящим предметом, а потом и способ использования предмета-заменителя.

Обучение детей использованию в играх предметов-за­менителей очень положительно сказывается как на раз­витии воображения детей, так и на развитии их игровой деятельности.

Специальные усилия воспитателя должны быть на­правлены на то, чтобы сделать игры детей устойчивыми и длительными. Часто дети, не имея определенного за­мысла или не умея его реализовать, развить, бросают игру, не доведя ее до конца. Если воспитатель не обра­щает на это внимания, у детей не вырабатываются стой­кие интересы, привычка доводить до конца начатое дело. Они бросают одно ради другого, с тем, чтобы некоторое время спустя опять переключиться на что-то новое. Поэтому нельзя допускать, чтобы дети начинали то одну, то другую игру, не доводя ни одну из них до конца. Если дети не знают, что делать в ходе игры, и готовы ее оста­вить, воспитатель должен включиться в игру, помочь до­вести ее до конца, отвлечь детей от нового замысла, сде­лать начатую 'игру привлекательной, внеся в нее новый предмет, подсказав новое действие, помогая развить ее сюжет. Только длительные, устойчивые игры приносят детям "пользу, способствуя формированию у них стойких интересов, оказывая положительное воспитательное воз­действие.

Дети этого года обучения, как правило, уже умеют бережно обращаться с игрушками, не бросают и не ло­мают их, а, поиграв, кладут на место. Однако нельзя ослаблять внимания к этому. Как и в предыдущие годы, воспитатель должен следить за тем, как дети пользуют­ся игрушками, убирают их после игры.

Нужно порицать небрежное отношение к игрушкам в присутствии всех детей и хвалить за аккуратное обраще­ние, за поддержание порядка, поощрять проявленное детьми желание убрать в игровом уголке, помогать им в этом. Каждый раз после окончания игры, когда воспи­татель дает оценку поведению детей, Если воспитатель си­стематически дает оценку игры детей, учитывая при этом и их обращение с игрушками, это имеет большое воспитательное значение, положительно сказываясь на выработке у детей как бережного отношения к предме­там, так и трудолюбия.

Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года:

«Магазин», «Автобус», «Троллейбус», «Шофер», «Театр», «Пароход».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: