Земельный кодекс РФ не дает понятие земельного спора. В нем есть лишь одно предписание: земельные споры рассматриваются в судебном порядке (п. 1 ст. 64 ЗК РФ)

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Тема №8 "Разрешение земельных споров "

 

Учебные вопросы:

Понятие земельных споров.

Органы, уполномоченные разрешать земельные споры и их компетенция.

Отдельные виды земельных споров рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

 

Содержание учебных вопросов:

Понятие земельных споров.

При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Причиной споров бывают действительные действия (бездействия) либо заблуждения одной из сторон по поводу своих прав, обязанностей, интересов, неправильного их понимания. В этой связи и земельные правонарушения, и земельные споры могут быть как действительными, так и мнимыми. В первом случае земельный спор разрешается путем восстановления нарушенных прав и интересов, во втором — путем разъяснения сторонам их истинных правомочий.

Нельзя считать земельным спором разногласия о принадлежности земельного участка к тому или иному административно-территориальному образованию (району, селу и т. д.), в границах которого осуществляются полномочия той или иной местной администрации. Территория — категория государственного права, когда речь идет о государственной границе субъекта Российской Федерации, либо административного права, когда речь идет о полномочиях органа государственного управления на подведомственной ему территории. Все вопросы о территориальной принадлежности земельного участка решаются вне процедуры земельного спора.

Земельный кодекс РФ не дает понятие земельного спора. В нем есть лишь одно предписание: земельные споры рассматриваются в судебном порядке (п. 1 ст. 64 ЗК РФ).

Это предписание сформулировано в императивном смысле. Оно устанавливает судебный порядок разрешения споров без обязательного предварительного обращения к органам государственного управления земельными ресурсами или органам местного самоуправления.

Под земельными спорами правильнее понимать конфликты, возникающие по поводу нарушения земельного законодательства. Обычно различают три категории таких споров. Конфликты, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан и юридических лиц на землю, включая права по владению, пользованию и распоряжению землей. Это так называемые собственно земельные споры. Вторую категорию составляют земельно-имущественные споры, когда нарушение земельного законодательства тесно связано с возмещением убытков, вызванных земельным правонарушением. Третья группа споров охватывает имущественные конфликты, возникающие из земельных отношений, в которых отсутствует спор по поводу пользования, владения или распоряжения землей.

Земельный спор возникает с момента обращения заинтересованной стороны в судебный орган, полномочный рассматривать и разрешать подобные конфликты.

В советское время существовал административный порядок разрешения земельных разногласий. Он был недемократичен и оставлял реализацию земельных прав граждан и юридических лиц на усмотрение исполнительных органов государственной власти. Действующее российское земельное законодательство отдает предпочтение судебному разрешению таких конфликтов.

Можно согласиться с тем, что земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

Мы бы со своей стороны дополнили это определение указанием, что предметом земельного конфликта могут быть не только права заинтересованных сторон, но и исполнение возложенных на них земельных обязанностей, в том числе обязанностей по сбережению, рациональному использованию, поддержанию экологического качества земельного участка, предоставленного субъекту.

Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Когда создаются препятствия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в осуществлении гражданами своих земельных прав, они, действуя в порядке, предписанном законом, вправе обратиться в суд с жалобой на действия виновных лиц и потребовать устранения в полном объеме допущенных нарушений их земельных и имущественных прав на землю.

Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ). При этом гражданско-процессуальное законодательство устанавливает равную обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ). Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, пока — знаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ст. 55 ГПК РФ).

Не требуют доказательств в земельном споре общеизвестные факты и преюдициональные. Первыми, например, являются стихийные бедствия, произошедшие в период и местности, совпадающие с обстоятельствами земельного спора. Вторые устанавливаются вступившими в законную силу приговором или решением судебных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: