Рассмотрим некоторые более конкретные аспекты земельных споров, встречающихся в работе судов общей юрисдикции

В частности, такие споры могут возникнуть в связи с отказом в предоставлении гражданину земельного участка либо прекращением его собственности, владения или пользования земельным участком. Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение о признании права истца на земельный участок. Данное судебное решение является основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).

Земельные споры возникают при нарушении местной администрацией порядка исполнения Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»1. В нем, например, установлено, что при передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам им бесплатно передаются в собственность земельные участки, занятые кустарником, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями и расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого земельного массива. А земельные участки, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, передаются бесплатно гражданам и юридическим лицам, получающим земельные участки впервые или дополнительно к имеющимся, для производства сельскохозяйственной продукции при условии финансирования ими не менее 50 % стоимости работ по освоению земель. Если гражданин или юридическое лицо встретят препятствия со стороны местной администрации в реализации названных земельных прав, они вправе обратиться с жалобой и защитой в судебные органы.

Аналогичные споры могут возникать при реализации Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами». Указ предусматривает право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь физическими и юридическими лицами-собственниками указанных объектов недвижимости. При отсутствии документов, подтверждающих права на земельный участок, он предоставляется в фактических границах существовавших (существующих) под приватизированными предприятиями на дату утверждения плана приватизации; под зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства— на дату вступления в силу права собственности на объект недвижимости.

Надо помнить также, что Пленум Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г., о котором мы сказали, подчеркнул также, что судам общей юрисдикции подведомственны требования граждан о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, законодательная и судебная практика идут по пути всестороннего рассмотрения и разрешения судами земельных споров.

Проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, суды выясняют, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, выясняют местоположение, размер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, и выявляется также реальная возможность предоставления истцу этого участка. Выполняя эти требования, предписанные судам постановлением Верховного суда РФ, районный суд возлагает на себя тем самым сложные землеустроительные функции, направленные на распоряжение землей, что, по мнению некоторых авторов, выходит за пределы его полномочий.

Аналогичную категорию конфликтов составляют споры по поводу жалоб граждан на отказ в регистрации и выдаче местной администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю либо на отказ в регистрации договора аренды земли. В эту группу входят также споры о признании неправомерными решений администрации в предоставлении служебного земельного надела либо о предоставлении земельных участков другим лицам с нарушением прав и законных интересов иных собственников либо землепользователей.

В судебной практике возможны иски членов сельскохозяйственных организаций о предоставлении им земельной доли в натуре. Право на владение земельной долей они получили в ходе аграрной реформы и реорганизации колхозов и совхозов.

Суд, рассматривая земельный спор, обязан принять решение в соответствии с законом. Это конституционное правило (ч.2 ст. 120 Конституции РФ) возлагает на суд обязанность сверять предписания всех иных подзаконных правовых актов с требованиями, сформулированными в законе. Если суд придет к убеждению, что закон противоречит Конституции РФ, он вправе разрешить дело по существу, руководствуясь соответствующими нормами Конституции. А в тех, случаях, когда возникают сомнения в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный и подлежащий применению по конкретному делу закон, суд вправе обратиться с соответствующим запросом в Конституционный суд РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Судам общей юрисдикции подведомственны многие виды земельных споров. Они рассматривают конфликты между членами дачных некоммерческих объединений, ставшими по новому законодательству собственниками дачи, о порядке пользования земельными участками, требования собственников жилых домов, считающих неправильным изъятие у них земельных участков для государственных нужд и снос в связи с этим их домов, требования об устранении препятствий в пользовании земельным участком в порядке защиты права пользования.

В городах и иных поселениях нередки споры по поводу разделов земельных участков.

При разрешении подобных споров следует подчеркнуть следующие правовые подходы. Действующее земельное законодательство разрешает гражданам и юридическим лицам образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев). Одновременно российское земельное законодательство не запрещает раздела земельных участков между сособственниками на самостоятельные объекты собственности. Однако размеры земельных участков, разрешенных для раздела, нормируются законодательством субъектов Российской Федерации. Например, решением Московского областного совета от 16 декабря 1992 г. № 4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области» установлено: при разделе между наследниками земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, минимальным размером признается участок в 0, 02 га2'

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, может быть разделен между ее участниками по соглашению между ними.

Участник общей долевой собственности на земельный участок вправе требовать выдела своей земельной доли из земельного участка в натуре (на местности).

При не достижении участниками общей долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего земельного участка или выдела земельной доли одного из них, участник общей долевой собственности на земельный участок вправе требовать выдела своей земельной доли из общего земельного участка в натуре (на местности) в судебном порядке.

Если выдел земельной доли в натуре не допускается законом или невозможен без причинения вреда земельному участку, находящемуся в общей собственности, и всему, что прочно с ним связано, собственник имеет право на выплату компенсации, соразмерной стоимости земельного участка.

В случае если определенная в праве общей собственности земельная доля не может быть выделена в натуре в установленном размере, собственник вправе требовать компенсации этой разницы.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Систему этих судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Полномочия названных арбитражных судов указаны в ст. 10, 26, 36 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации». Они конкретизированы в Постановлении Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 и изложены также в ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях предусмотренных федеральными законами, другими организациями и гражданами (ст. 28 АПК РФ).

В порядке административного судопроизводства арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В арбитражной практике встречаются споры в связи с залогом земельных участков и ряд других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: