Глава II.Традиционные ремёсла в селе и духовная культура

Одним из занятий в селе Прокопьевка было гончарное дело. Самодельная глиняная посуда встречается повсеместно по сей день. Известными мастерами своего дела считались братья Потаповы Андрей Фёдорович и Михаил Фёдорович, проживавшие на улице Совхозной. Брали глину возле дома, смачивали водой и разминали ногами. Добавляли туда же песок или обожженный толчёный камень из русской печки. На доске делали дно сосуда и на него выкладывали глиняные жгуты по спирали, выравнивая руками. Края сосуда ровняли тряпочкой, смоченной в воде. Затем высушивали и обжигали в русской печи. Если горшок давал трещину, его погружали в подготовленную опару (мука, размешанная в кипятке) и ставили в печь до полного испарения опары. Внутри готовую посуду обмазывали раствором из расплавленной дроби, получалось наподобие лакирования. Для прочности глиняные горшки перетягивали берестяными жгутами.

Братья Потаповы изготовляли разные корчаги для приготовления сусла, горшки для приготовления пищи, кринки, плошки, сковородки. В колхозе держали кроликов, и для них делали небольшие глиняные корытца.Посуду продавали в близлежащих сёлах, увозили в Вятку.

Колхоз для своих хозяйственных нужд для населения делал кирпич. Небольшое дощатое здание стояло на горе у гаража. Глину брали на месте. Раствор месили лошади, а женщины вручную укладывали его в формы, потом обжигали в печи.

Распространено и по сей день в Прокопьевке катание валенок из овечьей шерсти. Этим ремеслом владеют и мужчины и женщины. История возникновения этого ремесла такова. Пользовались сначала услугами заезжих мастеров из Вятской волости. Такой пимокатчик становился на постой к хорошо знакомому по прежним заездам крестьянам, привозил свой инструмент и делал валенки на месте. Вскоре отхожий промысел нашёл последователей и среди прокопьёвчан. Уже после войны прижился в селе «отходник» из вятской деревни Заимка по прозвищу Чотысь Вась. Женился на местной вдове Марии Константиновне. От него научились катать валенки супруги Лобановы Николай Петрович и Аксинья Ефимовна, а от них – Потапов Иван Григорьевич.Занимались этим ремеслом ныне Вологжанины Михаил Романович и Василий Романович, Осипов Василий Николаевич, Потапов Михаил Алексеевич, Коснырев Анатолий Алексеевич, Коснырев Анатолий Леонидович, Ичёткины Николай Петрович и Мария Алексеевна, Гущины Лидия Ивановна и Сергей Михайлович и другие.Также в селе были и дёгтекуренные заводы, на которых работали сам хозяин и наёмные работники. Заводы имели Сухогузов Сергей Федулович и братья Вожеговы, у которых в период коллективизации в 30-ых гг. имущество было обобществлено.

Занимались в Прилузье и производством домашних тканей повсеместно, работали, как правило, на себя. Сеяли лен и коноплю, собирали урожай, сушили, трепали, расчесывали, пряли и ткали – в каждом доме был свой мини-завод по производству ткани. Вплоть до середины ХХ века каждое единоличное хозяйство высевало лен для внутреннего использования. Ткали однотонные ткани и из цветных нитей. В каждой избе был свой станок, за которым садились женщины в марте, чтобы работу завершить к пасхе. На ткацком станке вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, белоснежный холост для рубах, узорные полотенца. Полотенце носило глубокий ритуальный смысл. Его подносили новорожденному, встречали гостей, икона в переднем углу всегда была окаймлена полотенцем. Полотенце провожало в последний путь, «в мир иной», на нем спускали гроб, после чего резали полотенца на равные части и раздавали копателям могилы.

Каждый деревенский дом украшали домотканые пестрые половики. Ткались они из разрезанных ленточек пестрых тканей на льняном или хлопчатобумажной основе. У каждой мастерицы была своя цветовая гамма. Особенности ткачества передавалось из поколения в поколение. Присутствовало и нестаночное ткачество. Несколькими способами ткали пояса, которые были непременным атрибутом, которые использовались для украшения одежды.

Особенности прилузских поселений является уличная планировка, не типичная в прошлом для других народов Коми края. Возле домов, как правило, имелось много зелени, в том числе кустарников и деревьев, что тоже не характерно для других районов. Старились дома, люди, а деревья служили верой и правдой не одному поколению людей.

В деревнях распространены срубные избы с двухскатной крышей (велт), состоящее из жилой и хозяйственной части. Как правило, жилой дом (керка) и холодные сени (посведз) одинаковой величины. Обе половины тесно примыкают друг к другу. Сени огорожены на две перегородки, в первой половине был вход в избу, во второй половине располагалась хозяйственная часть, где хранилась кухонная утварь: кадушки, корыта, кое-какие продовольственные запасы длительного хранения. В сенях, кроме наружного входа, имелся выход на внутренний двор.

К задней части избы примыкает особая пристройка – санник (улич), состоящий из сарая для хранения сена и различной хозяйственной утвари: саней, сбруи, различных деревянных заготовок, граблей, лопат, черенков и так далее. В сарае также вывешивалась ненужная зимняя одежда, висели веники и высушенные травы. В нижней части двора располагаются хлева-четырех-стенки (гид) для содержания домашнего скота: коровы, теленка (между ними была перегородка из досок), овец. Свиней, как правило, содержали отдельно. Тут же выделялось место для хранения дров. Сообщение между двумя частями двора снизу вверх и наоборот происходит через деревянную лестницу. Таким образом санник (улич) был двухэтажным сооружением, где на втором этаже располагался сарай под сено и хозяйственную утварь, а на первом этаже размещались помещения для содержания скота и птицы.

В селениях комплекс построек была житница (житнича) – так называлась срубная постройка без окон для хранения зерна и муки. Житница примыкала к хозяйственным строениям или стояла отдельно, имела отдельный вход и закрывалась на ключ. Возле дома часто делали отдельную постройку – погреб (пӧгреб) со льдом для хранения продуктов. Она состояла из верхней части, где хранилась различная хозяйственная утварь, и нижней – самого погреба с ледником.

Сзади к дому примыкал огород, в котором в стороне от дома находилась баня (пылсян). Она состояла из небольшого предбанника, самого простого устройства из бревен или дощатой пристройки, и самой баней с каменной печкой. Все постройки и огород обносили изгородью из жердей, а со стороны улицы рядом с домом часто устраивали высокие ворота.

Народное декоративно-прикладное искусство изготовления изделий из природных материалов - результат творчества многих поколений мастеров-умельцев, часть народной художественной культуры, развивающейся в нашей стране на протяжении столетий. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с использования материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное из глубины веков в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил. Народное искусство тесно связано с природой и бытом.

Мастера из народа использовали окружающие их природные материалы: дерево и глину, камень и кость, кожу и мех, солому и лозу в разных предметах украшений быта. Особенно часто использовалась древесина в связи с ее доступностью и легкостью обработки.

Умение использовать естественные качества материала воплотились в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: художественная обработка дерева, кости, камня, металла, ковроделие, гончарство.

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, украшают жилище. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента, текстура самого материала характеризует эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органическое единство духовное и материальное начало творчества.

Мир этой области обширен. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, игрушка в виде птицы сделанная из самого древнего материала – дерева, подвешенная над колыбелью ребенка, сопутствовала его судьбе, счастью – так и называлась птицей счастья.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях.

Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни человека. А небольшие удобные к перевозке сувениры, например птица счастья – символические знаки из национальной культуры Коми народа и народов Севера России.

Приобщение учащихся к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс системы школьных и внешкольных образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. Современная Концепция художественного образования и эстетического воспитания подчёркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.

В последние годы с появлением государственных региональных программ возрождения народной художественной культуры, возникает множество фольклорных центров и обществ, повсеместно в общеобразовательных школах и вне их организуются кружки, студии, факультативы, где учащиеся могут ближе познать мир национального народного творчества.

В таком замечательном селе как Прокопьевка нельзя не обойтись и без календарных праздников. Они празднуются в Коми традициях и обычаев. Уникальные явления приобретают рождественские игрища.

Описание: рождественские игрища в селе Прокопьевка - одно из немногих сохранившихся на сегодняшний день живых фольклорных явлений, которое является ярким примером консервации севернорусской календарной обрядности и музыкально-поэтической культуры, характерной для контактных зон коми-русского пограничья. Хороводно-игровой комплекс состоит из «зачина» и 6 разновидностей хороводов. После завершения хороводов могут проводиться игры увеселительного и испытательного характера, не сопровождающиеся пением, а также пляски под частушки и плясовые песни. Специфическим явлением этой традиции является исполнение «плясовых» протяжных лирических песен.

В начале 1990-х гг., после некоторого перерыва, рождественские игрища стали устраивать в сельском Доме культуры с сохранением традиционного сценария и приуроченности к празднику Крещения (Богоявления) – 19 января. Новый вариант организации рождественских молодежных собраний вызвал определенные изменения в организации и проведении хороводно-игрового действа, тем не менее, именно он дал новый импульс к возрождению этой культурной традиции.

Исключительность/ценность: рождественские игрища села Прокопьевка - исключительное явление современного народного творчества в силу самого факта сохранности аутентичной традиции до настоящего времени. Будучи типичным вариантом традиционных зимних молодежных собраний, по своему происхождению, содержанию и функциям рождественские игрища села Прокопьевка имеют оригинальные черты (они проявляются в особенностях композиции праздничного действа, разыгрывания отдельных хороводных сюжетов, на уровне вербального и музыкального текстов и других). Как особая форма праздничного общения всего деревенского коллектива эти игрища имеют большое значение для социализации молодежи и передачи социально-ролевых установок, выработанных традицией.

Лингвистический аспект: тесные хозяйственно-экономические и культурные контакты местных жителей с русским населением Вятского края привели к ярко выраженному двуязычному характеру прокопьевской фольклорной традиции.

Риск исчезновения: как явление традиционной культуры рождественские игрища села Прокопьевка подвержены риску искажения (сценарной, музыкально-поэтической и пр. обработке), а в контексте современных процессов урбанизации и глобализации – и риску полного исчезновения.
Социологический аспект: в процессе бытования хороводные игры постепенно утрачивают свое ритуально-магическое значение и становятся частью молодежной (предсвадебной) игровой культуры, выполняя функцию «смотрения» женихов и невест и игрового общения молодежи. Хотя основными действующими лицами в них была холостая молодежь, в организацию и проведение вовлекались представители всех половозрастных групп. Наравне с молодежью активное участие в игрищах принимали женщины старшего возраста. Именно они исполняли песни и являлись своего рода ведущими всего действа.

Несмотря на трудности жизни, люди не унывали. Трудились много и веселились от души. В короткие часы отдыха собирались вместе и пели песни. «Нигде так не пели, как в Ивановке и Вавиловке. Идя на работу и обратно – всё время пели», - вспоминают старожилы.

В зимние вечера в больших деревенских домах устраивали посиделки, где играли, пели старинные песни (кузьсьыланкывъяс), частушки, сочинённые самими. Анна Ефимовна, Надежда Ефимовна, Надежда Матвеевна Лобановы знали много старинных песен, припевок.Пели и плясовые песни, одни пели, другие плясали и наоборот.

В Рождество наряжались ряжеными, ходили по домам, и кто чем мог, угощали ряженых, гадали, проказили. А в Масленицу блины пекли, катались. В Пасху ходили на пляски. Анна Андреевна Югова вспоминала, как напрядут, наткут по весне разного полотна, как покрасят да сошьют сарафаны, как выйдут в хоровод и веселятся далеко за полночь, забыв обо всех трудностях. Тут же женихались, чтобы по осени свадьбы играть. Летом ходили на гулянки. На гулянке девки ходили со своими гармонистами. На гармошках играли Лобанов Василий Андреевич, Лобанов Михаил Алексеевич, Лобанов Иван Павлович, братья - Трофимовы Алексей Андреевич и Василий Андреевич, Югов Павел Григорьевич, Лобанов Николай Данилович, а у Югова Дмитрия Васильевича играли также и сыновья: Вова, Коля, Вася – целая династия.

Собирались в одной избе (Параш керкаын) и веселились. Затем, когда появился в Ивановке клуб, или как сами называли ожидалка, стали ходить туда в кино и на танцы. Танцевали под гармонь при свете ламп. Гармонисты сменяли друг друга поочередно. Гармошек переливистых звон не умолкал до утра. Не только танцевали, но и играли в разные игры. Кино показывал Коснырев Анатолий Алексеевич. Как вспоминают старожилы, дети смотрели с полатей и тут же засыпали. Только проснувшись, шли домой.

В Прокопьевке отмечали первый летний праздник -Девята, в девятую пятницу от Пасхи. Приезжали в этот день родс­твенники из других сел и шли по гостям.Второй праздник, который широко отмечается в прокопьевских селениях - это Пречиста, праздник уро­жая, который приходится на 21 сентября. Праздновали три дня. Все эти дни продолжалось застолье. Гости ходили по деревне, славили хозя­ев и хвалили урожай. Третий праздник в Прокопьевке отмечают зимой - это Рождество, он имеет свои отличительные черты. Только в Прокопьевке проходили и проходят до насто­ящего времени рождественские игрища. Игрища - это игра со своеобразными веселыми и шуточными песня­ми и хороводами.

До революции в селе Прокопьевка люди сплошь были неграмотные: не умели ни читать ни писать. Первая начальная школа помещалась в простой деревенской избе. Первые учителя Иван Васильевич Коснырев и Василий Андреевич. Учились в Халтурине, затем прибыли в родное село и стали обучать детей. Затем отобрали двухэтажный дом у кулака Петруня и стали обучать детей, учились здесь до 60-х годов XIX века. После этого здание перевезли к верхней школе и построили одноэтажное здание начальной школы. Обучали больше мальчиков, девочек было мало.

Первая настоящая школа была построена в 1910 году. Архитектором и инженером был раскулаченный Вожегов Иван Васильевич. Учились до пятого класса. Главным предметом был Закон Божий. Иногда некоторые учились только один год, чтобы только научиться читать и писать. Только в 1938 году открылся пятый класс. Люди жили бедно, поэтому не все могли ходить в школу - им пришлось зарабатывать на жизнь.

С 1963 года школа стала восьмилетней, а в 1968 году был первый выпуск восьмого класса – шестнадцать человек. Люди стали более образовательными. Уезжали учиться в города, продолжали учиться в училищах, техникумах, получали профессии воспитателя, учителя, работников связи, медицины и так далее. Для начальной школы были построены два здания, впоследствии в двухэтажном здании были библиотека и столовая. В 1969 году возле школы построили мастерскую и физзал. Физзал был построен очень кстати. Там проходили не только уроки физкультуры, но и появилась возможность проводить школьные праздники. Но постепенно пошел спад в количестве учащихся.

В 1978-79 годах обучалось уже до 75 учеников. В 1990 году школа стала неполной средней. 13 октября 2000 года состоялось частичное открытие новой школы. В ней зазвучали голоса 55 учеников. Пришлось учиться только в части зданий новой школы, так как продолжались строительные работы. На данный момент школа называется МБОУ «Основная общеобразовательная школа» и она была закрыта из-за нехватки бюджетных средств на содержание большой школы для маленького количества учащихся.

Отношения в семье и какова была роль женщины. Все женатые братья жили в одном доме, пока не окрепнут и не начнут строить свои дома. Этот патриархальный уклад долго сохранялся в коми деревне. Ссоры и скло­ки, как правило, не выносились из избы. Возникающие серьезные разногласия, неизбежные при совместном проживании нескольких семей, решались главой хо­зяйства в единоличном порядке.Традиционно устраивались общие трапезы, где во главе стола сидел глава хозяйства. Общая еда была важным элементом в жизни крестьян.

Женщина играла большую роль в семье, как хра­нительница очага. Мужчины надолго покидали дом, в поисках заработков уходили зимой на лесозаготовку в соседние области. Традиционно была уважаема и почитаема свекровь в доме. Невестки работали в поле, выполняли работы по ведению хозяйства, а забота о детях была на бабуш­ке.Сыновья, уже взрослые, всегда прислушивались к мнению матери и слушались ее, сами уже имея взрос­лых детей. Дочерям, выданным замуж, давалось на­ставление «во всем слушать мужа, уважать свекровь (энька мам) и свекра (айка бать)».

Традиции общинной жизни в селе были распространены обще­ственные «помочи»: помощь друг другу в объемных и значимых работах - в строительстве домов, хозяйс­твенных построек, посеве и уборке сельскохозяйс­твенных культур. От просьбы в оказании помощи никто не отказывался, так как эта помощь была взаимообраз­ной. При посеве и жатве тоже оказывали друг другу по­мощь. Также коллективно, всем миром трудились во время сенокоса. На таких общих работах кормил тот, у кого делались работы. После работы, как правило, подавалось пиво.

Обычаи из древности были свои, которые уходят корнями вглубь веков. Дома в коми деревнях не запирались; если ухо­дили из дому, ставили палку-знак (пас). Всегда присутс­твовало уважение к дому соседа, было полное доверие друг к другу. От «сглазу» в каждом доме были еловые палочки - вуджöр, которыми прикрывали молоко в кринках, воду - «вуджöртiсны», буквально - «ставили тень». Уходящего в дальний путь всегда благословляли крестом.Вся жизнь коми крестьянина была связана с прави­лами и требованиями христианства и древними пове­рьями. От языческой культуры осталось обращение к природе как к живому существу.

 

 

Заключение

Данная работа является исследование и выделению этнографических групп коми-зырян на основе особенностейхозяйственно-культурного типа. В отдельную этнографическую группу были выделены прилузскиекоми села Прокопьевка.

Анализ фольклорных источников показал, что село Прокопьевка идентифицируют себя в бассейнах рекЛетки и Прокопьевки. Основанием длявыделения этнографических групп коми-зырянсела Прокопьевки выступают не просто отдельные элементы культуры и языка, а комплексы характерных черт традиционной культуры, предопределенные природно-климатическими, социально-экономическими факторами и этнокультурными контактами.

Формирование специфики традиционной культуры было во многом обусловлено особенностями этнической истории лузско-летскихкоми. Начиная с эпохи средневековья население ЛузскойПермцы, выступающее основой формирования лузско-летскихкоми, контактировало с прибалтийско-финскими и поволжско-финскими племенами. Важным фактором, повлиявшим на процесс складывания особенностей традиционной культуры этих локальных групп, являлась русская колонизация, которая, начиная с ХIX-ХХ вв., приобрела массовый характер.

Хозяйственно-культурный тип этой группы складывался в особых природно-климатических условиях: мягкий по сравнению с северными территориями климат способствовал сложению в Прилузье земледелия с трехпольной системой севооборота, наряду с которой до начала XX в. сохранялись перелог и подсека. Лузско-летскимикоми быстрее осваивалась более прогрессивная агротехника, сельскохозяйственные орудия труда, что было связано с влиянием земледельческой культуры соседнего русского населения.

В тесной связи с земледелием развивалось и животноводство, в котором выделялись такие отрасли, как свиноводство и птицеводство. Также характерным исключительно для хозяйственного комплекса прилузскихкоми является пчеловодство.

Земледельческий тип хозяйства предопределил специфику традиционной культуры лузско-летскихкоми. Особенностями ландшафта, характеризующегося неразвитой речной сетью, а также необходимостью освоения земель, пригодных для земледелия, было обусловлено гнездовое расположение селений, имевших к началу XX в. преимущественно уличную планировку, менее распространенную у других групп коми-зырян. Характерной особенностью домостроительства прилузскихкоми являлись многоизбные дома, состоящие из четного количества отдельных изб (срубов), поставленных по мере увеличения большой семьи, ведущей общее хозяйство, связанное с земледелием.

В практике домостроительства лузско-летскихкоми фиксируются определенные типологические и конструктивные различия, связанные с двумя архитектурными традициями, оказавшими влияние на Прилузье. У прокопьевскихкоми имеют распространение небольшие по размерам дома-четырехстенки, состоящие из одной избы с сенями, покрытые двускатными с залобком или четырехскатными крышами. Типологически они близки постройкам центральных и северных районов Вятского региона. С влиянием севернорусских традиций связываются особенности домостроительства, для которых характерны большие дома под двускатной крышей, состоящие из нескольких комнат.

При общих чертах традиционной системы питания, обусловленной земледельческим типом хозяйства, выделяются локальные различия: в рацион питания лузскихкоми чаще включались продукты рыболовства, в традиционной системе питания шире использовались семена технических культур (лен и конопля), в частности в выпечке, что не характерно для других групп коми-зырян.Сельскохозяйственные культуры, известные своими лекарственными свойствами, широко включались в медицинскую практику. В ассортименте лечебных средств животного происхождения продукты охоты и рыболовства были заменены продуктами животноводства.

Люди села Прокопьевка имели собственный праздничный календарный круг, основу которого составляла традиция престольных праздников, приуроченных к началу или окончанию основных крестьянских занятий. Земледельческий характер культуры предопределил ряд особенностей в календарной и семейной обрядности. Высоким ритуальным статусом в обрядах и обрядовых элементах наделялись продукты сельскохозяйственного производства — выпечка, каша, пиво, характерным атрибутом календарных (особенно связанных с началом посевных работ) и семейных обрядов выступало куриное яйцо.

В рассматриваемый период в семейной обрядности сформировались локальные варианты свадебного и погребального ритуалов. Обряды прилузскихкоми, как и сысольского, вымского населения, обнаруживают близкие параллели ритуалам севернорусского населения и карел. Обряды же прокопьевскихкоми, обладающие большей спецификой, имеют общие черты с обрядами коми-пермяков, марийцев, удмуртов и соседнего русского населения. В погребально-поминальной обрядности прокопьевскихкоми просматривается влияние старообрядческих традиций. На традиционную культуру прилузскихкоми сильное влияние оказывалось со стороны соседнего севернорусского и среднерусского населения, что нашло отражение практически во всех культурных компонентах и зафиксированных в языке в виде многочисленных заимствований русской терминологии.

Зафиксированные в Прилузье традиции, территориально локализованные в бассейнах рек Летка и Луза, имеют разную степень устойчивого бытования специфических черт, что обусловлено, главным образом, сравнительной замкнутостью группы прокопьевскихкоми. У прокопьевскихкоми до настоящего времени сохраняются многие элементы свадебного обрядового комплекса, система общедеревенских прозвищ, имеющих особое значение для самоидентификации группы, тогда как на Лузе данный пласт культуры оказался практически полностью утраченным. В Прокопьевке более прочными остаются традиции престольных праздников, народной медицины, связанные, в частности, с лечением детских болезней.

Дальнейшее всестороннее и детальное исследование этнографических и локальных групп способствует решению целого ряда вопросов, в числе которых находятся проблемы этнической идентичности, межэтнического взаимодействия, этногенеза, путей формирования и закономерностей трансформации различных культурных элементов.

 

Библиографический список:

1. Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное / [авт. предисл. А. А. Сидорова]. - [Б. м.]: [б. и.], 2006 (КОГУП "Кировская обл. тип."). - 72 с.

2. Белицер В.Н. “Очерки по этнографии народа Коми”, М., 1958

3. Коми - зыряне (историко-этнографический справочник). - Сыктывкар, 1993.

4. Коноков П.И. “Традиционная культура народа Коми”, Сыктывкар, 1994

5. Ю.П. Шабаев. Народная одежда коми – Сыктывкар,1997.

6. В.Э. Шарапов. Одежда и обувь//Коми-зыряне. Коми-пермяки. Народы Поволжья и Приуралья.М.,2000.

7. Савельева, Г.С. Традиция рождественских игрищ села Прокопьевка Прилузского района Республики Коми / Г.С. Савельева // STUDIA JUVENALIA.: Сборник работ молодых ученых Института языка, литературы и истории Коми НЦУрО РАН. - Сыктывкар, 2005. Выпуск 2.

8. Канева, Т.С. Краеведческие материалы П.Г. Сухогузова в контексте изучения фольклорной традиции села Прокопьевка Прилузского района Республики Коми / Т.С. Канева // Личность в фольклоре: исполнитель, мастер, собиратель, исследователь. Славянская традиционная культура и современный мир. Выпуск 11. Сб. научных статей. - М., 2008. - С. 261.

9. Сухогузов, П. Записки о Прокопьевке; Село Прокопьевка: обычаи, верования, суеверия, игры, праздники // ФА СыктГУ РФ 13001-1; 13001-2.

10. Плесовский, Ф.В. Свадьба народа коми / Ф.В. Плесовский. - Сыктывкар, 1968.

11. Савельева, Г.С. Традиция рождественских игрищ села Прокопьевка Прилузского района Республики Коми / Г.С. Савельева // STUDIA JUVENALIA.: Сборник работ молодых ученых Института языка, литературы и истории Коми НЦУрО РАН. - Сыктывкар, 2005. Выпуск 2. - С. 123-134.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: