Тема 4. Методологическая роль юридической науки в научном познании и исследовании

Учебные вопросы:

Юриспруденция (законоведение, правоведение) - совокупность наук о праве и его практическом применении (отрасли национальной системы права, прикладные юридические науки), практическая деятельность юристов. Право и государство как объекты исследований с позиций юриспруденции. Методология истории учений о праве и государстве. Взаимосвязи преемственности и новизны в истории учений о праве и государстве. Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Функции юридической науки в научном познании. Диалектическая методология как универсальная методика научного исследования. Диалектический метод в обосновании научного исследования.

 

Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: ее направлений и методов, например, диалогический м. (Сократ, Платон), индуктивный м. (Фрэнсис Бэкон), рационалистический м. (Рене Декарт), антитетический м. (Иоганн Готлиб Фихте), диалектический м. (Георг Вильгельм Гегель, Карл Маркс), феноменологический м. (Эдмунд Гуссерль) и т. д. Поэтому методология тесно связана с философией, с такими ее разделами как гносеология (теория познания) и диалектика.

Как известно, философия науки – это философское направление, исследующее наиболее общие особенности и закономерности научно-познавательной деятельности. Называют такие особенности соотношения философии и истории (юридической) науки, как метафизический подход - абсолютизация одной из сторон познания; диалектический подход - исследование противоречивых сторон познания в единстве; исторический подход - исследование сторон познания в развитии.

Метафизический тип философствования: натурфилософия, философия истории, позитивизм и т. д. Так, философия науки как особое направление была представлена в форме позитивизма(лат. positivus положительный), эмпириокритизма (ХIX в.), неопозитивизма[24] (ХX в.), постпозитивизма.

Современное информационное общество и компьютерная эпоха потребовали не только более строгого анализа элементов, форм мысли и языка, чем главным образом занимались неопозитивисты, но и таких целостных образований, как тексты, документы (документированная информация). Как предвосхищение объективной потребности научно-информационного аспекта культуры и проблем практики (создания поисковых и интеллектуальных систем, автоматического перевода, интерфейса «человек-компьютер») в таком анализе стала философия в рамках герменевтики и структурализма, формирование которых протекало почти одновременно с кибернетикой[25].

Структурализм – общее название ряда направлений преимущественно в социо-гуманитарном познании XX в., связанных с выявлением структуры изучаемых систем и разработкой структурных методов исследования в лингвистике, литературоведении, психологии, теории этнографии при переходе от преимущественно описательно-эмпирических к абстрактно-теоретическим исследованиям. Основной акцент - выявление структуры как совокупности скрытых отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях и зависящих от нее системоприобретенных свойств. Одной из главных задач постструктурализма стала критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка.

Методологической основой юридических исследований могут служить и различные философские направления: неокантианство, неогегельянство, определенная религиозная идеология, позитивизм, экзистенциализм, утилитаризм и т. д.Философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем. Поэтому используются различные приемы сбора, обработки, осмысления научной информации, так называемые частнонаучные методы исследования - правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования.

В настоящее время выделяют следующие особенности научного познания:

обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. основная задача;

предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов;

объективная истина – непосредственная цель и высшая ценность научного познания;

системность - существенный признак познания;

методологическая рефлексия - постоянное осознание методов и приемов исследования;

• строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

• принципиальная возможность эмпирической проверки научного знания;

• сложный процесспроизводства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и пр.;

• субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, временный научный коллектив, «коллективный субъект».

К числу характерных признаков научного метода относят: воспроизводимость, эвристичность, объективность, необходимость, конкретность и другие. Напомним, метод(греч. methodos) - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия; в широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Классификация методов (по критерию): методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения, и т. п. в зависимости от роли и места в процессе научного познания; методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук - в зависимости от содержания изучаемых наукой объектов.

Методы исследования, применяющиеся в научной деятельности:

философские методы: диалектический, метафизический; аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.;

общенаучные подходы и методы:исторический и системный подход, структурно-функциональный, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.;

• ч астнонаучные методы:сбора, обработки и анализа информации, статистические, социологические, … и т. д.

Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Предметом диалектики является взаимодействие и изменение (все виды и степени взаимодействия, все изменения)[26]. Диалектическийметод познания: рассматривает все явления и процессы во взаимосвязи, в развитии и взаимообусловленности, со всех сторон, с учетом всего человеческого опыта.

Важнейшие принципы диалектического метода описаны в литературе[27]:

1. Объективность - философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данного принципа представляют в виде требований: исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия; исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований; умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее; рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций; подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

2. Всесторонность - философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования: вычленение предмета исследования и проведение его границ; его целостное "многоаспектное" рассмотрение; изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства. Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.

3. Конкретность (лат. concretus сгущенный) - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности, включающий ряд требований: "вывести" данное явление из его субстанционального признака (существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое; проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного; рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

4. Историзм - философский, диалектический принцип, или методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Он включает в себя требования: изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к основным требованиям: выявление предметного противоречия; всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; исследование другой противоположности; рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них; определение места противоречия в системе иных противоречий предмета; прослеживание этапов развития данного противоречия; анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения. Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от логических, которые выражают непоследовательность мысли, запрещены законами формальной логики.

Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Само слово «диалектика» (происходит из древнегреч. философии) и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Развивая диалектический метод исследования, Гегель проанализировал все важнейшие и основные категории философии, и сформулировал три основных закона диалектики: 1) перехода количества в качество, и наоборот; 2) единства и борьбы противоположностей (взаимопроникновения); 3) «отрицание отрицания»[28].

Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. К. Поппер[29] объясняет эту схему, сравнивая её с научным методом проб и ошибок, который отбраковывает не подтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определенной области человеческого мышления с какой-то одной идеи-тезиса, открытого для критики, которая “создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок»[30]. Для современного состояния науки ряда стран характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под иными названиями (системный подход; синергетика[31]).

Функции философии и истории юридической науки в научном познании. Функции науки - основные направления научной деятельности, выражающиеся в ее задачах, целях. Очевидно, главная функция юридической науки - производство, приращение, обогащение научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. Ее можно назвать гносеологической (познавательной) функцией. В рамках общего направления выделяют функции конкретного характера. Так, эмпирико-описательная функция юридической науки соответствует эмпирическому уровню познания, логически первоначальному этапу научного исследования. Функция объяснения - относится к теоретическому уровню познания государства и права. Главной и единственной задачей функции объяснения является раскрытие сущности исследуемых объектов, осуществляемое через познание отношений и связей этой сущности с другими сущностями или через познание ее внутренних отношений. Вскрывая существенные, закономерные связи и отношения изучаемых объектов, юридическая наука тем самым объясняет саму сущность этих объектов. В сфере государственно-правовых явлений возможны разные связи и отношения (атрибутивные, причинно-следственные, функциональные, структурные), которым соответствуют и определенные виды объяснений (атрибутное, генетическое, функциональное, структурное).

Закономерности развития методологии науки в условиях глобализации мировых процессов. Став одним из источников глобальных кризисов цивилизации, современная наука взяла на себя ответственность за преодоление этих кризисов. Именно ученые пришли к выводу, что усиление антропогенного влияния на окружающую среду, технологического давления на мир обусловило начало эпохи глобальных кризисов. Антагонистический характер приобрели не только противоречия техногенной деятельности человека и адаптивных возможностей природных циклов, направленных на утилизацию отходов производственного процесса, но и рост материально-энергетических потребностей человечества при ограниченных ресурсах природных экосистем. Обилие обрушившейся на человека негативной информации при интенсивности процессов информатизации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, к различным психическим расстройствам вплоть до массовой агрессии.

К глобальным проблемам современности относят проблемы, отражающие жизненно важные факторы человеческого существования — экономические, технические, информационные, экологические, демографические; проблемы кризиса культуры, войны и мира, терроризма. Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных противоречий, активизацию сотрудничества, направленного на реализацию международных юридических норм природопользования, мер по достижению глобального равновесия.

Неоднозначна оценка объективной роли науки в современном обществе и будущем: она колеблется между сциентизмом (лат. scientia наука, знание) и анти-сциентизмом. Сциентизм – позиция придания науке большей, по сравнению с религией, искусством, иными формами общественного сознания, роли в культуре и обществе в целом. Наиболее полно эта позиция выражена в философии позитивизма и неопозитивизма, рассматривающих науку как высшее благо и высшую ценность, как средство достижения общественно значимых целей (экономического благоденствия, создания новых средств коммуникации, информационной безопасности). Признавая естественнонаучное знание как эталон, сциентизм негативно оценивает иные способы познания, смыкается с технократическим взглядом на развитие общества. Сциентистский оптимизм порождает веру, что на основе научных выводов можно построить «правильное» общество, дарующее человеку благополучие и счастье. Основатель позитивизма (и сциентизма) Огюст Конт провозгласил науку новой формой религии: безоговорочной верой в научное познание. Карл Ясперс называл ее «научным суеверием».

Негативные последствия естественной и социально-гуманитарной наук, а также технического прогресса обнаружились в XX в.: возник глобальный экологический кризис; не удался социальный эксперимент внедрения научной теории социализма; стала ясна неспособность наук разрешить сложные проблемы жизнедеятельности людей (социально-экономической, политической, духовно-нравственной). Осознание того факта, что посредством науки нельзя «внести порядок в мир в целом», сформулировать цели жизни, постичь истины природного и общественного бытия, что наука излишне упрощает и схематизирует изучаемые природные и общественные явления, породило антисциентизм, которыйсчитает, что неудачи науки обусловлены отрывом от жизненных интересов человека. Антисциентизм многолик.

Так, постпозитивист П. Фейерабенд[32] сформулировал следующие выводы: наука формально должна быть отделена от государства (как и церковь), а мнения ученых по общественно важным проектам - проходить экспертизу общественных деятелей; влияние ученых необходимо уравновешивать (священниками, магами, астрологами), что вынудит ученых отстаивать свою позицию; следует также существенно изменить образование. В современной науке практически господствуют всеобъемлющие рациональные теории, претендующие на статус научных мифов; значит, важно развивать в молодых людях способность не принимать на веру теории, формировать способность разрабатывать самостоятельную позицию.

Юридическое познание (как и всякое научное познание) объективного мира - это изучение его с помощью понятия права (понятийно-правовое осмысление), его теоретическое конструирование, моделирование как системы юридических понятий, как юридической действительности, как правового мира[33]. В процессе научного познания юридический метод постигает и выражает объект науки как ее предмет, преобразует эмпирический объект в теоретический предмет. Само понятийно-правовое постижение и определение соответствующего круга эмпирических явлений (объектов) в качестве, (напр., действующего позитивного) конституционного права или гражданского права, или уголовного права и т. д., - результат познавательных, системообразующих и структурообразующих функций метода юридического, с помощью которого осуществляется конкретизация и преломление общего понятия права применительно к познанию особенностей данных объектов. Этим и обусловлены особенности/специфика юридического метода в сфере отдельных юридических наук.

Юридический метод познавательно овладевает объективной действительностью, и в процессе конкретизации единого понятия права с учетом особенностей объектов (в процессе объектной конкретизации предмета юридической науки) формирует систему, конкретизированных юридических понятий, определений, свойств, взаимодействий, и отношений, словом, систему юридического знания, мир права.

Юридические науки (правоведение, юриспруденция) –общественные науки, изучающие право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю права и государства, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука структурно дифференцирована на ряд отраслей: государственное право, гражданское право, уголовное право, международное право, история государства и права, история политических учений. Особое место занимает общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права, иные общие вопросы юридической науки. Отраслевые и специальные юридические дисциплины, как правило, занимаются исследованием какой-либо одной области, направления или сферы государственной и/или правовой жизни. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства.

Весь комплекс юридических наук по достаточно устоявшейся в науке схеме делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические дисциплины. Существуют и другие классификации. К примеру, по своему характеру отрасли права подразделяют на две разновидности: отрасли материального права и отрасли процессуального права.

В качестве основания деления права на отрасли возможны и предмет, и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, предмет образовательного права – образовательные правоотношения, связанные с педагогической деятельностью. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения.

Заметным достижением постсоветской юриспруденции является формирование и функционирование ряда новых научных дисциплин и исследовательских направлений (по преимуществу в сфере частного права, но также и в области публичного права), отвечающих актуальным потребностям и задачам радикальных преобразований в стране в духе правовой демократии, рыночной экономики, политического плюрализма и конституционно-правовой государственности[34].

Вместе с тем остается во многом неясной и неопределенной сама концепция (и парадигма) развития юриспруденции в современной России. Еще одна проблема, по мнению ряда специалистов[35] в области права, - это переход от понятия «правоведение» к понятиям «юриспруденция» и/или «юридическая наука». И для преодоления кризиса теоретического правосознания и правосознания в целом потребуется создание целостной интегративной юриспруденции, объясняющей весь механизм существования права.

Юриспруденция — (лат. juris право, prudentia знание) законоведение, правоведение; совокупность наук о праве и его практическом применении (отрасли национальной системы права, прикладные юридические науки), практическая деятельность юристов.

Специальность «Юриспруденция» имеет четыре принятых УМО основных вида специализаций: государственно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая, международно-правовая. Специфика работы в разных сферах деятельности юриста может значительно различаться, в том числе по объекту или предмету исследования.

Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Юридическая наука дифференцирована на ряд отраслей: наука гражданского права, наука уголовного права, теория государства и права, история права и правовых учений и т.д. Прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.

Важным направлением развития юридического познания, по мнению отдельных авторов[36], является формирование на стыке со смежными науками таких юридических дисциплин, как философия права, социология права, юридическая логика, юридическая антропология, юридическая политология, правовая кибернетика, правовая статистика, правовая информатика и др. В рамках юриспруденции все они являются юридическими дисциплинами общенаучного профиля и статуса.

Научное значение отдельных юридических дисциплин, характер их взаимосвязей и отношений между собой и взаимодействия с юридической наукой в целом, определяется их местом в структуре целостного юридического знания и функцией в общей системе юридической науки. При этом специфические теоретико-познавательные свойства и особенности юридической науки в целом с ее единым предметом и методом определяют предмет и метод, научно-познавательный статус и научные свойства отдельных юридических дисциплин.

 


[1]Эпистемология(греч. episteme знание, logos учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

[2] Демина Н. В. Концепция этоса науки: Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм // Социологический ж-л. N 4. 2005.

[3]Одним из позволяющих осуществить эту оценку критериев является индекс цитированияScienceCitationIndex. В основу созданной(в начале 60-хг. ХХ в.) Филадельфийским институтом системы научной информацииSCI положены связи между документами по прямым, обратным и перекрестным ссылкам (цитированию).Индекс цитирования, несмотря на дискуссии по поводу адекватности оценок публикаций с помощью данного метода, признан одним из самых эффективных при ранжировании ученых по степени значимости их открытий.

[4] Например, монографий, учебников, статей, обзоров, словарей и т. д.

[5]Институционализа́ция — процесс превращения каких-либо социальных отношений в социальный институт, то есть в форму социальных отношений с установленными (письменно или устно) правилами, нормами, санкциями.В научном дискурсе (культурологическом, социологическом, политологическом, экономическом, искусствоведческом) «институализация» и «институционализация» используются параллельно и имеют одно значение.

[6] Установление на основании определенных признаков тождества различных объектов (от лат. identificare отождествлять, identifico отождествляю).

[7]Об утв. Номенклатуры специальностей научных работников. Приказ Минобрнауки РФ от 25.02.2009 №59 (в ред. от 10.01.2012 №5 – в силу с 01.06.2012 г.). Считаются действительными сданные до 01.01.2013 кандидатские экзамены по программам, входившим в Номенклатуру специальностей научных работников до вступления в силу приказа Минобрнауки России от 10.01.2012 N 5.

[8] Дополнение 12.00.07 внесено п. 8 приложения к приказу Минобрнауки Россииот 10.01.2012 N 5. Вместе с тем был доступен проект приказа (12.05.2015- измен.пр.N5.pdf), отменяющий этот п. 8 изменений в Номенклатуре специальностей научных работников.

[9] Новиков А.М. Методология образования. Изд.2-е. – М.: «Эгвес», 2006. – 488 с. - С. 19; Новиков А.М., Новиков Д.А [Электронный ресурс]www.methodolog.ru/method.htm

[10]Интерсубъективныйидеперсонифици́рованный(безличностный), то есть имеющий общий для всех индивидов протокольный язык. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Философия для аспирантов: учеб. пособие. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с. (Серия "Высшее образование") [Электронный ресурс]http://dshesterin.narod.ru/articles/Kohanovsky.htm

[11] ЮдинЭ.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978; Методологические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978.

[12]Заметим, что философия – вид деятельностии отрасль науки, что позволяет распространить на нее методологию научной деятельности наряду с методологией философской деятельности.

[13] Кохановский В. П., Лешкевич Т.Г. и др. Указ. соч. С. 372.

[14] См.: Е.Н. Яркова. История и методология юридической науки: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. – 354 с. - С. 12.

[15] Так данный философский термин трактовался в марксистской литературе.

[16] Термин "герменевтика" первоначально означал искусство толкования изречения оракулов, древних текстов, знаков смысла чужого языка и т. п.; в древнегреческой мифологии посредником между богами и простыми смертными был Гермес (истолковывал повеление богов и просьбы людей).

[17] Кохановский В.П. Указ. соч. С. 305.

[18] Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования.

[19] Бройль Л. де. По тропам науки. - М., 1962. - С. 179.

[20] См.: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Указ соч. Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с. Глава 5. Методология научного исследования. 5.5. Общенаучные методы и приемы исследования.

[21]Его общая схема: объект В обладает признаками а, b, с, d; объект С обладает признаками b, с, d; следовательно, объект С, вероятно, обладает признаком а.

[22] Возможно, негласный, зашифрованный, разведывательный опрос как в теории оперативно-розыскной деятельности.

[23]Название " алгоритм " произошло от лат. формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми – Algorithmi.

[24]Неопозитивизм возник в силу необходимости осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией и формализацией научных исследований, отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Его разновидности: логический позитивизм, семантический позитивизм, или лингвистическая философия (философы аналитического направления).

[25] Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в системах любой природы и сложности (машины, живые организмы, общество). Винер, Н. Кибернетика, илиуправлениеисвязьвживотномимашине. 2-еизд. – М.: Наука; Главнаяредакцияизданийдлязарубежныхстран, 1983. – 344 с.

[26] Еще Гераклитутверждал: все течет, ничего не стоит на месте; или «все течет, все изменяется».

[27] Кохановский В. Указ. соч. С.314-315; и др. авторы.

[28]Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Наука логики; Энциклопедия философских наук и др. труды.

[29] Поппер Карл Райдмунд, брит. философ, один из родоначальников эволюционной эпистемологии.

[30] Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. - 1995. N 1. С. 118 - 138.

[31]Синерге́тика (др.-греч. συν- приставка со значением совместности, ἔργον деятельность) - наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. В ней подробно разработаны закономерности перехода от количественных изменений к качественным.

[32] ФейерабендПол Карл, амер. философ и методолог науки, отстаивал позиции теоретического и методологического плюрализма, относительность критериев рациональности в познании и деятельности.

См.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского. — М.: Прогресс, 1986. - 542 c.

[33] Брызгалов А.И. Юридическая наука сегодня: теоретико-методологические проблемы, которые ждут решения // Журнал российского права, 2001, N 6.

[34] Брызгалов А.И. Указ. соч. // Журнал российского права, 2001, № 6

[35] Раянов М. От правоведения к юриспруденции // Государство и право, 2003, N 9, С. 5 – 9.

[36] Брызгалов А.И. Указ. соч. // Журнал российского права. 2001, № 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: