Тема 2.Методология научного познания и научного исследования

Учебные вопросы:

Основные уровни научного познания. Методология научного поиска и обоснования его результатов. Научная проблема. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем. Методы теоретического познания. Научные законы и их классификация. Общая характеристика и определение научной теории. Научная теория и ее структура. Классификация научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий. Гипотеза как форма развития научного знания. Логическая структура гипотезы. Вероятностных характер гипотезы. Эвристические принципы отбора гипотез. Понятие метода и методологии. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Понимание и объяснение. Задачи научного исследования, виды, классификация, этапы и составные части исследовательской работы. Разработка методики исследования как его важнейшая часть, определяющая правильность решения поставленной задачи.

Методологические концепции исследования действительно разнообразны:

• диалектика (греч. искусство спорить, вести рассуждение) - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления;

• метафизика (др.-греч. то, что после физики) - противоположный диалектическому методу способ познания и исследования,[15]; раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового;

• феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности - возможное, априорное в сознании. Методы осуществления феноменологического исследования: созерцание непосредственное, или очевидность - первый методический принцип, критерий действительности чего-либо; редукции феноменологические – понятия, связанные с процессом освобождения сознания от установки естественной (натуралистической), что дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса;

• герменевтика[16] - искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов; центральный методологический принцип герменевтики - для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. В философии науки так назыаемый герменевтический круг разрабатывается как взаимообусловленность теории и факта: факты, на которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретации обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать;

• общая теория систем (теория систем) - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системное образование. Систе́ма (др.-греч. целое, составленное из частей; соединение) - множество упорядоченных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определённую целостность, единство. Системный подход – способ мышления по отношению к организации и управлению.

Предмет, теория, метод. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, процедур, которые возвращаются в теорию (а через нее в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам. Впроцессе научного познания метод выступает как единство объективного и субъективного. Субъективная сторона метода выражается в том, что определенные принципы, правила, регулятивы формулируются на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности); носителем каждого метода является конкретный индивид - субъект, которому, по сути, данный метод и предназначен. Метод не навязывается предмету познания или действия, он изменяется в соответствии с их спецификой. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Теория же, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т.п., которые возвращаются в теорию (через нее - в практику), т.к. субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Заметим, что основные различия теории и метода заключаются в следующем[17]:

теория - результат предыдущей деятельности; метод - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

• функции теории – предсказание и объяснение (отыскание причин, закономерностей); функции метода - регуляция и ориентация деятельности;

теория - система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод - система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

теория нацелена на решение проблемы - что собой представляет данный предмет; метод - на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Основная функция научного метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (методика) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

В зависимости от роли и места в процессе научного познания выделяют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Известна классификация методов:философские, общенаучные, частнонаучные; дисциплинарные методы[18] и интегративные методы междисциплинарного исследования.

В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня: методы эмпирического исследования; методы теоретического познания; общелогические методы и приемы исследования.

Методы эмпирического исследования. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным (встроенное наблюдение социальных явлений) и опосредованным различными техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью иных методов (эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов (например, расшифровка показаний приборов).

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затуманивающих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде".

Особенности эксперимента: более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. Так, по функциям различают исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов выделяют социальные, биологические, химические, физические и др. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство (отличие) объектов (ступеней развития одного и того же объекта), их тождество или различие. Оно имеет смысл только в отношении совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по существенным для данного рассмотрения признакам. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, по иному признаку могут быть и несравнимы.

Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода, суть которого выявление общего и особенного в познании различных периодов развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов наблюдения, эксперимента (опыта) с помощью принятых в науке определенных систем обозначения. Измерение – совокупность выполняемых при помощи технических средств операций или процедура оценивания опытным путем величины с целью нахождения числового значения отношения ее к другой однородной величине, принятой за единицу.

Методы теоретического познания. Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализованный язык создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (знаковые системы компьютерных наук, математики, логики, химии и другие). Использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов естественного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, компьютеризации научно-технического и других форм знания.

Главное в процессе формализации то, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация - обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с различной степенью полноты. Но, как показал Курт Гедель, австрийский логик и математик XX века, в содержательной теории всегда остается не выявленный или не формализуемый остаток. Все более углубляющаяся формализация содержания знания не достигает абсолютной полноты, так как никогда не прекращается развитие (изменение) предмета познания и знаний о нем. Значит, формализация внутренне ограничена в своих возможностях. Не существует всеобщего метода, позволяющего любое рассуждение заменить вычислением (computing). Теоремы Геделя дали достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного знания в целом.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладут некоторые исходные положения (аксиомы, постулаты), все остальные утверждения этой теории выводят из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Значит, доказательство в аксиоматическом методе - некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.

Аксиоматический метод - лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. Так, известный фр. физик Луи де Бройль обращал внимание на то, что "аксиоматический метод может быть хорошим методом классификации или преподавания, но он не является методом открытия"[19].

Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, в конечном счете, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Общая структура гипотетико-дедуктивного метода: ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Иначе, выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов; оценка основательности и серьезности предположений, отбор наиболее вероятного из множества их; выведение (дедуктивным путем) из гипотезы следствий с уточнением ее содержания; экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. При этом гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.

Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода можно считать математическую гипотезу, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний. Изменяя их, составляют иное уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к новым явлениям. Гипотетико-дедуктивный метод (как и аксиоматический) является не столько методом открытия, сколько способом построения и обоснования научного знания, поскольку он показывает каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.

Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции ("начало" - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве предпосылки метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их "закреплению" в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному - движение от единичного к общему, здесь преобладают логические приемы: анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному - это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему, здесь доминируют иные приемы: синтез и дедукция. Такое движение познания есть диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий[20].

Общелогические методы и приемы исследования. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части; и синтез - их объединение в единое органическое целое. Результат синтеза - совершенно новое образование. Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир закономерностей и свойств (молекула, атом). Во-вторых, разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (аналитическая философия) или синтетическими (синергетика).

Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления, с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (существенных). В результате этого процесса получаются "абстракции" - отдельно взятые понятия и категории (развитие, противоречие, мышление и др.) или их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными - главный вопрос абстрагирования. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается в зависимости от природы изучаемого предмета, от конкретных задач исследования.

Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета; оно тесно связано с абстрагированием. При этом могут быть выделены признаки: любые (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).

Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, в действительности не осуществимых принципиально (абсолютно черное тело). Данные объекты не есть "чистые фикции", но весьма сложное и опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализированный объект, в конечном счете, выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав (с помощью идеализации) теоретические конструкты, в дальнейшем оперируют ими в рассуждениях как с реально существующей вещью, а для глубокого их понимания строят абстрактные схемы реальных процессов.

Теоретические утверждения, как правило, непосредственно относятся не к реальным, но к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми позволяет устанавливать существенные закономерности и связи, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений.

Индукция (лат. inductio наведение, побуждение) - движение мысли от единичного (опыта, факта) к общему (обобщению их в выводах); и дедукция (лат. deductio выведение) - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют вероятностный (проблематичный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы).

Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, полную (неполную), научную и математическую. В логике рассматриваются также индуктивные методы установления причинных связей - каноны индукции (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля). К ним относятся методы: сходства и различия, единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и метод остатков. Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному. Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.

Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии[21]. При этом не достоверное, но вероятное знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта (математической или информационной модели), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект (негативное социальное явление).

Моделирование - метод исследования объекта путем воспроизведения его характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) - в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам. При материальном (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал.

При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т. п. В настоящее время широкое распространение получило математическое и информационное (компьютерное) моделирование.

Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем, системных образований. К числу этих требований относятся: выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Важным понятием системного подхода является понятие "самоорганизация". Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, отношения или связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер.

В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики, общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как "назначение" каждого из элементов данной системы (функции государства, функции теории и т.д.).

Основные требования (процедуры) структурно-функционального метода как разновидности системного подхода: изучение строения, структуры системного объекта; исследование его элементов и их функциональных характеристик; анализ изменения этих элементов и их функций; рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом; представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой "работают" на поддержание этой гармонии.

Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая "пробивается" через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Вероятность - количественная мера (степень) возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности - от нуля (невозможность) до единицы (действительность). Указанные методы основаны на различении динамических и статистических законов по такому критерию (основанию), как характер вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер. В статистических законах предсказания носят вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых и выражается необходимость.

Вероятностно-статистические методы широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явлений случайного характера (синергетика, социология и др.).

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "характера промежуточного" они опосредствуют взаимопереход знания философского и частнонаучного (и соответствующих методов). Названные методы потому и называются общенаучными, что применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания природных, социальных и духовных явлений.

Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается, "вживается" в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события "изнутри". В психологии давно применяются такие формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия - проникновение в переживания других людей, стремление понять их внутренний мир - их чувства, мысли, желания и т. д.

Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания. Такой подход сегодня все более широкое применение находит в этнографии, социальной антропологии, социологии и культурологии.

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.

В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой подход получил в педагогической психологии название формирующего эксперимента.

Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и принципов. Здесь важно "не навредить". Главная особенность социальных экспериментов: в "способности служить орудием проникновения в тайники интимно человеческого" (В.В. Ильин).

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы, операции, обусловленные особенностями предмета этих наук. Например, идиографический (idios своеобразный, особенный, grapho пишу) метод - описание индивидуальных (уникальных) особенностей единичных исторических фактов и событий; номотетический метод (nomo-teteo устанавливать законы) - способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закон; диалог (вопрос-ответ); понимание и рациональное (интенциальное) объяснение; изучение, анализ документов – качественный и количественный (контент-анализ); опрос – массовый (в социальной сети, по электронной почте, по телефону) и специализированный[22] (опрос респондентов, экспертов в форме беседы, интервью, анкетирования).

Проективные методы (характерные для психологии) - способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Тестирование (в психологии и педагогике) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т. п.). Выделяют две основных группы тестов - тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ) и тесты достижений (профессиональных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред.

Биографический и автобиографический методы. Метод социометрии - применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении "малых групп" и межличностных отношений в них. Игровые методы - применяются при выработке управленческих решений - имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Среди игровых методов выделяют психо- и социо- драму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации.

Прием методологического плюрализма ученые используют для получения более четкой картины социальной действительности за счет комбинации исследовательских подходов и данных различного типа, зная, что каждый подход, метод или тип данных имеет свои преимущества и недостатки.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: