Культура и искусство Византии

Основные достижения Византийской культуры

Когда историки говорят о могуществе и влиянии империи, обычно они имеют в виду политическую составляющую. Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права. Системы и нормативы, разработанные ими во время господства, лежат в основе большинства современных развитых государств. Совсем иначе с восточными римлянами – едва ли при упоминании Константинополя кто-то вспоминает византийское право и принципы гражданственности. Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное.

В эпоху своего расцвета Восточная Римская империя называлась «Ромейской» (по греч. ромей — римлянин). Византией ее начали именовать гораздо позже, взяв за основу первоначальное название столицы – Константинополя.

Формирование основ

Культура Византии является наследницей культуры Римской империи – ромеи заимствовали оригинальные концепции и достижения античного мира в области права, изобразительного искусства, музыки и архитектуры. Но географическое расположение государства, его торговые связи и особенности миграции народов, открыли национальные границы для влияния Востока. Этот симбиоз исторического прошлого античного периода и варварского окружения послужил основой для формирования совершенно особенного образования.

Периодизация

История этого государства напоминает маятник. Расцветы сменялись падениями, провоцируемыми внешним воздействием или внутренними междоусобицами. Схематично, можно выделить следующие периоды:

IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия;

начало VIII — первая половина IX в.период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;

вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;

XI — XIIвв. — два века величайшего расцвета – именно в этот момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершенную форму;

XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;

XIV — начало XV в. — кризис и падение. Завоевание османами.

Если сделать деление более условным, то можно ограничиться всего двумя этапами: ранним (V– начало IXвв.) и поздним (IX-XVвв.).

Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада. По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным – сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере. Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.

Несмотря на могущество, Византия была повержена и разрушена. Однако ее наследие лежит в основе национальных культур многих ортодоксальных стран.

Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви. Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.

С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей. Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.

Таблица – основные достижения византийского искусства кратко

Период Сфера Достижения
VIв., XIII-XV вв. Архитектура – большое внимание уделялось декорированию убранства храма (не только снаружи, но и внутри); – разработан тип купольной базилики (пример – Базиликальный храм св. Софии); – начинается строительство крестово-купольных храмов (Апостольский Храм);
IV-V вв. Скульптура – наследование традиций Рима; – распространение скульптурных рельефов, изображающих повседневность, сцены библейских сюжетов.
V-VIII в.     Живопись и прикладное искусство – расцвет мозаики (смальта); – высокая одухотворенность образов; – иконопись как основная форма живописи; – под влияние иконоборцев замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных
XIII-XV вв. – вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений; – реставрация индивидуализации иконописных изображений
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: