Государственный образовательный стандарт

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (филиал)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ им. С. М. КИРОВА

 

 

Кафедра философии и социологии

 

Н. А. Юшкова

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Культурология»

для студентов всех специальностей

и форм обучения

 

 

 

СЫКТЫВКАР 2006

УДК 008

Ю96

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию советом сельскохозяйственного факультета Сыктывкарского лесного института 10 ноября 2005 г.

 

Утверждено к печати на редакционно-издательском совете Сыктывкарского лесного института 18 января 2006 г.

 

 

Рецензент:

И. Л. Жеребцов, доктор исторических наук

(Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН)

 

 

УДК 008

Ю96

 

Юшкова, Н. А. Культурология: учеб.-метод. комплекс по дисц. «Культурология» для студ. всех спец. и форм обуч./ Н. А. Юшкова; СЛИ. – Сыктывкар, 2006. – 48 с.

 

Настоящее издание является учебно-методическим комплексом по дисциплине «Культурология» для студентов всех специальностей и форм обучения. Содержит структуру курса, планы семинарских занятий, темы докладов, ключевые понятия и списки рекомендуемой учебной и научной литературы к каждой теме. Даны основные хронологические даты, описания стилей и направлений в искусстве, проверочные тесты, вопросы и список литературы для подготовки к зачету, а также распределение часов работы студентов по темам и видам занятий.

 

Темплан 2005/06 учеб. г. Изд. № 136.

 

© Н. А. Юшкова, 2006

Ó Сыктывкарский лесной институт (филиал)

Санкт-Петербургской государственной

лесотехнической академии им. С. М. Кирова, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

 

1. СТРУКТУРА КУРСА.. 5

1.1. Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования по культурологии. 5

1.2. Темы и содержание лекций. 5

 

2. ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 9

 

3. ОСНОВНЫЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАТЫ.. 21

 

4. СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ. 22

 

5. ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ.. 29

5.1. Тесты по теоретическим вопросам.. 29

5.2. Тесты по древневосточной и европейской культуре. 32

5.3. Тесты по русской культуре. 35

 

6. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТУ.. 38

6.1. Вопросы для подготовки к зачету. 38

6.2. Литература для подготовки к зачету. 40

 

7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 41

7.1. Курс, семестр и виды занятий. 41

7.2. Распределение часов по разделам программы.. 41

7.3. Самостоятельная работа и контроль успеваемости. 45

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурология – гуманитарная дисциплина, которая появилась в отечественных вузах сравнительно недавно. Идея выделения культурологии в самостоятельную науку возникла в середине XX в. и связана с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта (1900–1975), который рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.

«Культура» – стержневое понятие курса, которое за своей кажущейся простотой наполнено разными смыслами. Слово «культура» пришло в русский язык из латыни. Латинское слово «cultura» означает возделывание, обработку почвы. Позже, в V в. до н. э., знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. Но современное значение слова сложилось лишь в Новое время.

Первую попытку определения культуры, ставшее затем классическим, сделал английский этнограф (или антрополог) Эдуард Тайлор (1832–1917). Это первая фраза из его книги «Первобытная культура», впервые вышедшей в 1871 г.: «Культура, или цивилизация, понимаемая в широком этнографическом смысле, – это то сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества» [2, с. 13]. Суть определения Э. Тайлора состоит в том, что словом «культура» он обозначил совокупность сущностных характеристик любого человеческого общества как такового.

Цель данного пособия – помочь студентам овладеть знаниями о культуре. Курс культурологии закладывает у студентов базовые, ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания проблематики культуры.

Задачи изучения дисциплины: изучение как своей, так и иных культур; получение знаний о методах и теориях изучения культур; знакомство с художественными достижениями разных эпох, имеющими общечеловеческое значение; применение культурологических знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни; умение обосновывать личную позицию по проблемам культуры.

Для усвоения курса по культурологии необходимы знания по философии, истории, этнографии, психологии, политологии, истории искусств, этике, эстетике.

СТРУКТУРА КУРСА

 

Государственный образовательный стандарт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: