Общая характеристика категории «принцип»

КАТЕГОРИЯ «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

 

Курсовая работа студентки 52 группы Ососковой Юлии Александровны Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Васьковская Елена Владимировна

 

Красноярск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика категории «принцип»…………………………………..5

2. Принципы организации государственной власти

2.1. Принципы организации государственной власти, закрепленные в Конституции Российской Федерации ……………………………………………...7

2.2. Принципы организации органов государственной власти …………………12

Заключение …………………………………………………………………………39

Список использованной литературы ……………………………………………..41

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ. Основой для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения. В связи с чем, особую значимость приобретает изучение принципов организации государственной власти.

Конституция Российской Федерации определила Россию, как демократическое, федеративное, правовое государство. Впервые в истории Российского государства на конституционном уровне было закреплено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением самостоятельности органов каждой из них (ст. 10). В то же время федеративное устройство предполагает единство системы власти, способной обеспечить государственную целостность на основе разграничения предметов ведения и полномочий между ее уровнями (ст. 5).

Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа во многом изменила существовавшие ранее приоритеты строительства Российской государственности. Это затронуло и основные направления формирования системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые, в той или иной мере, испытывают трудности переходного периода, объективно сопровождающегося поиском оптимальных путей демократического обновления российского общества.

Эффективная реализация демократических принципов во многом зависит от рациональной организации власти, достигаемой благодаря ее разделению «по горизонтали» на законодательную, исполнительную, судебную и «вертикали» – на федеральную, субъектов федерации и местного самоуправления, при тесном взаимодействии всех ее ветвей и уровней на основе единства и целостности.

В качестве основных идей построения и функционирования правового государства принципы организации государственной власти имеют основополагающее значение, и поэтому их исследование всегда представляется актуальным и значимым. Помимо этого, актуальность темы настоящей курсовой работы объясняется тем, что в условиях развития российского государства принципы действия государственной власти длительное время не соответствовали международным стандартам и требованиям. Начало же демократических преобразований в стране существенно повлияло на содержание принципов государственной власти, и одна из проблем государственного строительства сегодня – проблема создания эффективного механизма организации органов государственной власти.

Цель настоящей работы состоит в исследовании такой категории как принципы организации государственной власти в современном законодательстве и политической практике.

Задачами данной работы являются следующие:

1) раскрыть сущность категории «принцип»;

2) проанализировать принципы организации государственной власти;

3) показать проблемы реализации принципов государственной власти на практике.

Основными методами, используемыми при исследовании принципов организации государственной власти, являлись: диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общетеоретические и специальные методы (системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, историко-правовой метод, логический метод), а также такой частный метод как сравнительно-правовой.

Для раскрытия темы использована законодательная база, учебная, научная и научно-практическая литература.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ «ПРИНЦИП»

Слово "принцип" означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.)[1]. То есть, можно отметить, что принцип – цель, к которой необходимо стремиться.

В правоведении выделяются, прежде всего, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов права. Помимо этого существуют обособленные принципы права, под которыми следует понимать исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Как правильно отмечают кандидаты юридических наук В.Г. Румянцева и Ю.Е. Ширяев, основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению и развитию[2].

Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права. Принципы права в отличие от конкретных юридических норм больше зависят от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном "с появлением развитого юридического мышления, в то время как правовые нормы в ряде случаев возникали стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей"[3].

Сегодня, более чем когда-либо, очевидно, что права человека, относительно которых существует угроза их неисполнения, должны получить закрепление в юридических нормах. Однако такое закрепление не ведет к автоматическому их соблюдению. Для этого необходимо решение другой важной проблемы - обеспечение в обществе режима законности. Там, где требования законности не реализуются, вообще бессмысленно говорить о праве и правах человека.

От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной деятельности. Они служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, но и критерием оценки их деятельности.

Нравственная природа права, проявляясь в его социальном назначении и функциях, выступает активным инструментом преобразования общества, достижения социальной солидарности на основе поддержания моральных ценностей и приоритетов.[4]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: