Принципы организации государственной власти, закрепленные в Конституции Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации конституционные принципы изложены в гл. 1. Эти принципы определяют федеративное устройство государства. Они отражают тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Часть 3 ст. 5 Конституции РФ должна давать исчерпывающий перечень принципов федеративного устройства. Оно основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. В то же время это не полный перечень принципов. К таковым можно отнести государственный суверенитет (ст. 4), равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5), единство конституционно-правовой системы (ст. 15), разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст.ст. 71-73).[5]

Следует отметить, что и с принятием Конституции РФ к определению системы конституционных принципов федерализма наблюдается разнообразие подходов[6].

Так, например, анализ статей Конституции РФ позволяет выделить такие принципы Российской Федерации, как государственная целостность, единство системы государственной власти, построение Федерации по территориальному и национально-территориальному принципам, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ (ст. 4 и 5 Конституции РФ)[7].

Некоторые исследователи считают, что логично было бы ввести принцип унитаризма, дополняющий принцип федерализма. По их мнению, унитаризм не является абсолютной противоположностью федерализму, а два эти начала обеспечивают гармоническую целостность федеративного государства, и ослабление унитарного начала создает угрозу дезинтеграции государства. Отсутствие этого принципа представляет собой идеологическую основу для сепаратистских тенденций в государстве.[8]

По мнению С.А. Авакьяна, государство всегда остается централизованной субстанцией, централизм органически присущ государству и объективируется в том, что определенные функции могут и должны быть присущи только государству. Но при этом вовсе не исключается наличие и децентрализованных начал.[9]

Централизация и децентрализация – это два вида социального управления, которые взаимно обуславливают друг друга и характеризуют различную степень распределения властных полномочий, ответственности и контроля по вертикали управления.[10]

Тенденция к децентрализации находится в диалектической взаимосвязи с тенденцией к централизации, где при чрезмерности первой порождается сепаратизм и местничество, а при избытке второй происходит отдаление от демократии и наступают авторитарные последствия.[11] Поэтому организация государственной власти демократического государства должна предполагать органическое сочетание централизации и децентрализации.[12]

Следует согласиться с И.А. Умновой в том, что предложенная система принципов не является совершенной. Например, принцип государственной целостности является родовым по отношению к ряду иных принципов - территориальной целостности, единого экономического пространства, единой конституционно-правовой системы и др.[13]

Можно согласиться с Р.В. Знамещиковым, и на основе анализа теоретических изысканий, законодательных и правоприменительных актов принципы российского федерализма можно разделить на принципы формирования федерализма (равноправие и самоопределение народов в РФ, объединение территориальных образований внутри страны в федеративное государство на конституционной основе, организация федерализма на основе территориального и национально-территориального признаков, признание государственного суверенитета Федерации) и принципы функционирования федеративного устройства (равноправие субъектов РФ, единство системы государственной власти, единство правового и экономического пространства и разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ)[14]

При этом необходимо оговориться, что, как и любая классификация, предложенная группировка принципов федерализма России носит условный характер. Она не является универсальной и призвана выделить особенности принципов федерализма, их двойственную природу как принципов статики (построения, формирования), так и принципов динамики (функционирования).

Принципы формирования федеративных отношений в РФ выступают фундаментом федеративного устройства России. При этом из вышеуказанных принципов к принципам организации государственной власти в РФ, на наш взгляд, следует отнести следующие: принцип государственной целостности; принцип единства системы государственной власти; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Принцип единства системы государственной власти. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Наряду с территориальной целостностью единство системы государственной власти является непременным условием государственной целостности. Вместе с этим названный принцип должен учитывать особенности и своеобразие субъектов Федерации.[15]

Принцип единства системы государственной власти - более широкое понятие, нежели принцип единства системы органов государственной власти. Наряду с первым он выражается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации деятельности и институтов представительства. В целом организация государственной власти в Российской Федерации строится на основе целесообразного единообразия систем государственной власти Федерации и ее субъектов, обеспечивающего соблюдение основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, координации деятельности в сферах совместного ведения, взаимоконтроле и взаимоответственности, единой системе законодательного регулирования, правового и судебного контроля.[16]

Требование единства системы органов государственной власти означает их определенную соподчиненность (субординацию). Соподчиненность может выразиться как в полной централизации системы, что характерно только для унитарного государства, так и в наличии отдельных элементов централизации, допустимых, а по определенным вопросам и объективно необходимых и в федеративных государствах. Речь идет об элементах централизации при осуществлении государственного, в том числе судебного и иного правового контроля, о возможности органов государственной власти вышестоящего уровня применять в предусмотренных законом случаях меры государственно-правового воздействия на государственные органы нижестоящего уровня, о нормативно-методическом регулировании и т.п.

В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов государственной власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнительной и судебной власти.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации определяется в Конституции РФ с учетом федеративного устройства России. Особенность единства системы органов исполнительной власти раскрывается в ст.ст. 77 и 78 Конституции России. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ лишь в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, если в унитарном государстве принцип единства системы органов исполнительной власти распространяется на все сферы ведения, то в федеративном - на предметы ведения Российской Федерации и частично - совместного ведения.

Принципы организации государственной власти проявляются также и через принципы организации органов государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: