Эконометрика
Методические указания по выполнению курсовых работ
для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 38.04.01 Экономика
Магистерская программа – Экономика и управление финансами
Квалификация (степень) «магистр»
Факультет: ИПГиМС |
Категория обучающихся: студенты |
Курсы: 1-й (очная форма обучения), 1-й (заочная форма обучения) |
Рязань 2015
ББК 65р30
Э40
Рецензент:
В.В. Теняев, кандидат физико-математических наук, доцент (Академия ФСИН России)
Автор-составитель: М.И. Купцов, кандидат физико-математических наук, доцент
Э40 | Эконометрика: метод. указания по выполнению курсовых работ – Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 33 с. методические рекомендации и темы курсовых работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры математики и информационных технологий управления 25 апреля 2015 г., протокол № 10. |
Начальник обеспечивающей кафедры
кандидат физико-математических наук, доцент М.И. Купцов
Учебно-методическое издание
ЭКОНОМЕТРИКА
Методические указания по выполнению курсовых работ
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать 22.04.15. Формат 60 х 84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л.1,8. Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 65р30 © Купцов М.И., 2015 © Академия ФСИН России, 2015 |
Пояснительная записка
Эконометрика входит в число базовых дисциплин современного экономического образования. Для успешного применения на практике эконометрических методов требуется точное моделирование поведения экономических объектов и правильное понимание происходящих в них процессов, породивших имеющиеся статистические данные. Поскольку экономические модели всегда неполны, а данные несовершенны, значительная часть эконометрики посвящена методам, которые могли бы работать с такими данными. Качество построенных моделей и данных, а также правильность их использования определяются результатами проводимого анализа.
Целью освоения дисциплины «Эконометрика» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих способность магистра оперировать различными технологиями построения теоретического и экспериментального исследования, владеть основными методами, способами и средствами сбора данных, их систематизации и последующего анализа, уметь логически верно и аргументировано обосновывать выбор эконометрической модели, интерпретировать полученный при моделировании результат.
Основные задачиосвоения учебной дисциплины:
– изучение значения эконометрических методов в формировании экономических знаний, в развитии российской и мировой экономик;
– изучение особенностей математического описания экономических явлений и процессов;
– изучение основных эконометрических методов и моделей, используемых в настоящее время в экономике;
– овладение основными методами, способами и средствами получения, систематизации и анализа количественных данных, в том числе и с помощью современных компьютерных пакетов программ;
– формирование умения эконометрического моделирования и прогнозирования для решения практических задач;
– выработка умения принятия оптимальных управленческих решений на основе построенной модели.
Дисциплина «Эконометрика» (Б.1.Б.02) относится к базовой части учебного цикла (Б.1.Б) и её изучение основывается на сведениях, содержащихся в таких дисциплинах, как «Математика», «Информационные системы в экономике», «Экономическая теория», «Статистика» и т.п., которые должны быть освоены студентами до поступления в магистратуру.
Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:
Знать:
– методы проведения прикладных научных исследований;
– систему математических методов и инструментов, необходимых для формирования экономических показателей, экономико-математических методов и моделей, эконометрических методов, необходимые для анализа экономических процессов и прогнозирования;
– содержание и показатели прогнозов динамики основных экономических и социально-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов.
Уметь:
– анализировать во взаимосвязи экономические явления, применять методы экономико-математического моделирования для оптимизации решения профессиональных экономических и управленческих задач;
– исследовать на адекватность и значимость эконометрические модели, осуществлять прогнозирование развития экономических процессов;
– строить на основе описания ситуаций стандартные эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; прогнозировать на основе стандартных эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;
– строить статистические модели состояния и динамики социально-экономических процессов и явлений, исчислять на их базе прогнозные оценки и интерпретировать полученные оценки.
Владеть:
– методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных эконометрических моделей;
– методикой анализа потоков социально-экономической информации о состоянии и развитии рынков, деятельности корпораций, подготовки целевых обзорных статистических материалов;
– методикой прогнозирования на основе моделей временных рядов с различными типами исходных данных;
– современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методикой построения, анализа и применения математических и эконометрических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов.
В качестве форм контроля по итогам обучения предусмотрены:
для очной формы обучения 1 семестр – курсовая работа, зачет;
для заочной формы обучения 1 курс – курсовая работа, зачет.
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ с целью изучения обучающимися методов исследования, проверки и оценивания количественных закономерностей и качественных утверждений (гипотез) в экономике на основе анализа и обработки статистических данных. Эконометрический анализ дает возможность определить и уточнить форму зависимостей и взаимосвязей показателей в рассматриваемых экономических объектах, а значит, анализировать, контролировать, прогнозировать и управлять возникающими экономическими ситуациями, принимая не интуитивные, а обоснованные экономические решения.