Произведенные в предыдущих разделах расчеты затрат на производство рекомендуется свести в таблицу 27.
Себестоимость необходимо определить по каждому виду продукции (услуги).
Таблица 27 - Калькуляция себестоимости
| Показатели | Период планирования | |||||
| 1-й при объёме производства, шт. | 2-й при объёме производства, шт. | … при объёме производства, шт. | ||||
| на единицу продук-ции (отпускная цена) | всего | на единицу продук-ции (отпускная цена) | всего | на единицу продук-ции (отпускная цена) | всего | |
| 1.Объём продаж, выручка от реализации (без НДС) – всего | ||||||
| 2. Себестоимость | ||||||
| 2.1. Сырьё и материалы (или закупочная цена) | ||||||
| 2.2. Затраты на оплату труда | ||||||
| 2.3. Начисления на заработную плату | ||||||
| 2.4 Общепроизводственные и общехозяйственные расходы | ||||||
| Амортизация (износ основных производственных фондов) | ||||||
| Расходы на рекламу | ||||||
| Арендная плата | ||||||
| Затраты на запасные части | ||||||
| Заработная плата вспомогательных рабочих с отчислениями | ||||||
| Прочие затраты | ||||||
| Полная себестоимость (итого по разделу 2) | ||||||
| 3. Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности | ||||||
| 3.1. Налог на имущество | ||||||
| Итого по разделу 3 | ||||||
| 4. Балансовая прибыль (разд.1 – итог разд. 2 – итог разд. 3) | ||||||
| 5. Налог на прибыль | ||||||
| 6. Чистая прибыль (разд.4 – разд.5.) |
5 Инвестиционный план
В данном разделе бизнес-плана отражаются этапы, источники и объемы финансирования работ по подготовке предприятия к производству. В разделе указываются:
- потенциальные источники инвестиций и условия их привлечения (собственные средства, заемные средства, процентная ставка, сроки);
- прогноз затрат по направлениям и этапам реализации проекта;
- планируемый график возврата заемных средств (процентные платежи, погашение кредита).
Информацию необходимо представить в таблицах 28-29.
Таблица 28 - План затрат по этапам реализации проекта
| Направления затрат | Источники финансирования | Условия финансирования | График финансирования и возврата | |||||
| срок | % ставка | …… | ||||||
| 1. Покупка оборудования | ||||||||
| 2. Монтаж и наладка оборудования | ||||||||
| 3. Финансирование оборотных средств | ||||||||
| 4. Подготовка кадров | ||||||||
| ……… |
Таблица 29 - График возврата заемных средств
| Платежи | Период планирования | |||||
| …. | т.д. | |||||
| Процентные платежи | ||||||
| Погашение кредита | ||||||
| Итого |
6 План по рискам
Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального, довольно сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов.
Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично.
. В связи с этим:
· первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков;
· второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всей совокупности;
· третьей задачей является оценка вероятностей наступления события, относящихся к каждому простому риску;
· четвертая задача - дать балльную оценку наступления риска по всем стадиям проекта.
При составлении перечня рисков особое внимание надо уделить финансово-экономическим рискам (таблица 30).
Таблица 30 - Финансово-экономические риски
| Виды рисков | Отрицательное влияние на прибыль |
| Неустойчивость спроса | Падение спроса с ростом цен |
| Появление альтернативного продукта | Снижение спроса |
| Снижение цен конкурентов | Снижение цен |
| Увеличение производства у конкурентов | Падение продаж или снижение цен |
| Рост налогов | Уменьшение чистой прибыли |
| Снижение платёжеспособности потребителей | Падение продаж |
| Рост цен на сырьё, материалы, перевозки | Снижение прибыли из-за роста цен на сырьё, материалы, перевозки |
| Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы | Снижение прибыли из-за роста цен |
| Недостаток оборотных средств | Увеличение кредитов или снижение объёма производства |
Риск из-за потери прибыли (падения рентабельности) в результате неустойчивости спроса (положение на новом рынке) на планируемую продукцию может быть рассчитан с использованием статистических методов.
Все разделы должны быть органично связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта) с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий






