Проектирование механизмов и машин, с которым студент сталкивается в процессе выполнения курсового проекта, требует определенной последовательности выполнения действий. Процесс проектирования обычно разбивается на ряд этапов. Несмотря на то, что содержание этапов и последовательность их выполнения являются условными, работу по курсовому проекту рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
1. Ознакомиться с заданием на проект и методическими указаниями.
2. Подобрать необходимую техническую и справочную литературу.
3. Вычертить кинематическую схему машинного агрегата.
4. Выполнить структурный, кинематический и динамический анализ
механизмов и машинного агрегата.
5. Выполнить расчет приведенного момента инерции агрегата и определить
момент инерции маховика.
6. Выполнить проектный расчет редуктора и произвести его эскизную
компоновку.
7. Выполнить проектный расчет валов и подбор подшипников редуктора.
8. Оформить графическую часть проекта и составить спецификацию.
9. Оформить пояснительную записку.
При знакомстве с техническим заданием на проект студент должен проанализировать задание, уяснить работу и назначение агрегата, разобраться в особенностях работы гидравлического двухпоршневого насоса двойного действия.
Для качественного выполнения курсового проекта студент должен располагать всей необходимой информацией по разработке и проектированию составных частей машинного агрегата. Для этого следует выбрать необходимую справочную и техническую литературу. На данном этапе очень полезно ознакомиться с типовыми конструкциями редукторов, приведенными в технической литературе.
Кинематическая схема позволяет уяснить взаимосвязь составных частей и принцип работы агрегата. Кинематическая схема вычерчивается с использованием условных графических обозначений, установленных в ГОСТ 2.703-68, ГОСТ 2.770-68. В дальнейшем схема с исходными данными является основной для исследования и расчета параметров машинного агрегата.
Структурный, кинематический и динамический анализ выполняется в соответствии с методическими указаниями, приведенными в соответствующих разделах. На данном этапе также определяется мощность движущих сил и подбирают электродвигатель.
Определение приведенного момента инерции и момента инерции маховика выполняется на основании полученных геометрических и кинематических параметров после эскизной компоновки. При расчете моментов инерции составных частей реальных деталей (ступенчатых валов, зубчатых колес и т.п.) их формы представляются в виде простых тел вращения.
Проектный расчет основных параметров редуктора и выполнение эскизной компоновки позволяет разработать конструкции составных частей и редуктора в целом с учетом технологичности сборки, удобства обслуживания и регулировки осевых зазоров в опорных узлах.
Завершающим этапом работы является оформление графической части проекта, составление спецификации и расчетно-пояснительной записки. Более обстоятельные пояснения по оформлению графической части, по порядку расположения содержания расчетно-пояснительной записки приведены в конце настоящего пособия.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МАШИННОГО АГРЕГАТА
Структурный анализ
Структурный анализ машинного агрегата выполняется по кинематической схеме, в которой звенья должны быть изображены с указанием всех геометрических связей, соответствующих виду и классу кинематических пар.
При нумерации звеньев на кинематической схеме рекомендуется обозначать ведущее звено первым, а стойку – последним номером. Для обозначения кинематических пар (мест соприкосновения звеньев) рекомендуется применять прописные буквы латинского алфавита.
В тексте пояснительной записки следует перечислить все звенья с указанием наименований элементов, входящих в эти звенья; все кинематические пары с указанием вида и класса. Затем необходимо определить степень подвижности агрегата по формуле П.Л. Чебышева
,
где
- число подвижных звеньев; р 5, р 4- число кинематических пар соответственно 5-го и 4-го классов.






