Назовите героя, произведение и его автора

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ»

 

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

(школьный этап)

 

2017-2018 учебный год

 

Класс.

 

Максимальное количество баллов – 80

Время выполнения – 3 астрономических часа

Напишите отзыв о стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Щи».

 

Щи.

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.

Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.

Она застала ее дома.

Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви.

«Господи! — подумала барыня. — Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!

А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела наконец.

— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!

— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.

Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

Май, 1878 (25 баллов)

По определениям, данным ниже, узнайте жанры произведений разных «штилей».

1) Торжественное стихотворное произведение, выражающее патриотическое, религиозное и философское воодушевление. _____________________________________

 

2) Драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героя.

___________________________________________________________________________

 

3) Небольшое стихотворение, осмеивающее какое - либо лицо или общественное явление.

__________________________________________________________________________

 

4) Драматическое произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. __________________________________________

 

5) Краткий рассказ, чаще всего в стихах, цель которого - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. ______________________________________________

(5 баллов)

Назовите средства художественной выразительности, которые выделены в следующих строках.

а) Ветер завыл; сделалась метель.

б) В одно мгновенье темное небо смешалось со снежным морем.

в) И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

г) И перед младшею столицей

Померкла старая Москва.

д) И кудри их белы, как утренний снег,

Над славной главою кургана…

(5 баллов)

4. О каких поэтах идет речь ниже:

1) «Изо всех времен года он любил более всего осень, и чем хуже она была, тем для него была лучше. Он говорил, что только осенью овладевает им бес стихотворства…» (М.В.Юзефович)

 

2) «В детстве он часто болел. И бабушка три раза возила его на Кавказ, к Кислым водам. …. Природа одарила его разнообразными талантами. Виртуозно играл на скрипке, на рояле, пел арии… даже сочинял музыку. Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи». (И.Л.Андронников)

 

3) «Самого себя величал в своих письмах то Гудияди Янос, то Бокль, то граф Черномордин, то Повсекакий, то Дон Антонио, то академик Тото, то Шиллер Шекспирович Гёте..» (К.И.Чуковский)

(5 баллов)

Допишите часть пословицы.

 

а) Пень не околица - _______________________________________________________.

б) Своя земля и ____________________________________________________________.

в) Век живи - ______________________________________________________________.

г)_____________________________________________________, так и в лес не ходить.

д) ________________________________________________ лучше большого безделья.

(5 баллов)

Назовите героя, произведение и его автора.

1) «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»

 

2) «Вдруг оба взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещих огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновенье ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье…»

 

3) «.. весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве».

(5 баллов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: