Жаргон как социо-культурный феномен современноголитературногорусского языка

Многочисленные исследователи подчеркивали зависимость языка и социо-культурной составляющей социума.

«Своеобразие языка влияет на сущность нации как той, которая говорит на нём, так и той, для которой он чужой, поэтому тщательное изучение языка должно включать в себя всё, что история и философия связывают с внутренним миром человека», - говорил В. фон Гумбольдт. Речь идет о взаимонаправленном влиянии – общество диктует изменения в языке, а тот, в свою очередь, воздействует посредством ряда приемов и рычагов на общество.

Язык лежит в основе культуры. Это, своего рода универсальная знаковая система. Как система номинативных имен, речемыслительная деятельность и совокупность произведений слова язык в равной мере соотнесен с духовной, материальной и физической культурой. Лишь с помощью слова мы можем подвергнуть описанию любое явление или произведение природы,мы можем его описать и понять посредством языковых средств.

Наряду с культурой, язык тоже подвержен развитию. Он выступает, своего рода, инструментом познания и организации человеческой деятельности.

Технологический прогресс и морально-этическое развитие человеческой личности предопределяет появление новых лексем и лексических сочетаний, которые являются своего рода зеркалом системы социума. Язык – это посредник в процессе понимания человеком действительности. Он, наряду с речью, имеет связь с мыслью и дает особое выражение чувствам. Ввиду этого, растет потребность языка в особой силе, гибкости и отчетливости. К примеру, слово, которое раскрывает понятие, красивое по своей сути, должно подчеркивать означающее, и форма его выражения должна соответствовать форме содержания.

Мироощущение и темперамент можно связывать не только с языком народов. Деклассированные элементы, представители различного рода субкультур также могут иметь на вооружении лексические и фразеологические единицы, характерные исключительно для этого узкого круга пользователей. Для образования таких отличительных социолектов используется либо уже существующая лексическая база, либо создаются на ее основе новые элементы. Таким образом рождаются профессиональные и групповые жаргоны. Последние являют собой лексические образования, основанные на социальной дифференциации людей.

Проблема исследования жаргона заключается, прежде всего, в отсутствии его четкой дефиниции в языкознании. Рассматривая жаргон наркоманов как одну из составляющих социальных диалектов, значительное количество лингвистов отождествляет его с термином «сленг», который происходит из английского языка и более присущ западной лингвистической традиции. Другие языковеды разграничивают понятия «сленг» и «жаргон», считая жаргон языковой формой, обслуживающей небольшой круг людей, объединенных совместной деятельностью. По их мнению, жаргон отличается от арго отсутствием криптологических функций, однако, в отличие от сленга, жаргон не выходит за определенные пределы группы, не приобретает широкое распространение. Учитывая размытость границ между сленгом и жаргоном, мы предлагаем разделять социолекты на жаргоны, отождествляя их со сленгом и арго (зашифрованной, тайной и условной лексической системой, настроенной на полное социальное отмежевание).

Жаргон мы рассматриваем как дополнительную лексико-фразеологическую систему языка, единицы которой бытуют в определенной корпоративной среде. По словам Л. Ставицкой, жаргон имеет открытый характер и обычно возникает в сравнительно больших группах носителей языка, объединенных по признаку профессии, положения в обществе. Функционально-стилистический параметр жаргонной лексики прежде всего связан с мощной первоосновой, что является частью культуры как таковой и национальной культуры, в частности.

Как можно предположить, большинство жаргонных элементов содержат негативную коннотацию. Поэтому их популяризация в языке вызывает весьма неоднозначное отношение со стороны ученых. Так, Р. Кись, называя жаргонизмы «блатными словами», которые происходят от российской уличной и уголовной субкультур, указывает на усиления лингвокультурной энтропии: «разжижения» и эрозию коммуникативной среды. Однако мы поддерживаем мнение большинства лингвистов,

таких какТ. Кондратюк, Л. Ставицкая, Н. Третьяк и другие, становясь на защиту экспансии жаргонизмов, признавая в них неисчерпаемый речеобразующий потенциал. Ведь, как отмечает Т. Кондратюк, актуализация ненормативной, в частности жаргонной лексики, и интереса к ней свидетельствует вовсе не об отсутствии культуры и грамотности, а о симптоматических тектонических движениях в культурном пласте. Кроме того, в разнотипных дискурсах жаргонное слово превращается в своеобразный концентрат оппозиционных социально одобренных норм поведения.

А общество, которое проговаривает свой опыт, не является совершенно бездарным в своем языковом самовыражении и, конечно, всоздании того же национального языка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: