Направление «Индустриальные технологии» (5-8 класс). 245 часов

Разделы и темы программы Количество часов
5 кл 6 кл 7 кл 8 кл
1. Технологии обработки конструкционных материалов (144 ч)       -
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов Технологии художественно-прикладной обработки материалов
2. Технологии домашнего хозяйства (28ч)        
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними Эстетика и экология жилища Бюджет семьи Технологии ремонтно-отделочных работ Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
3. Электротехника (26 ч)        
Электротехнические работы в быту Электромонтажные и сборочные технологии Электротехнические устройства с элементами автоматики Бытовые электроприборы
4. Современное производство и профессиональное самоопределение (4 ч)
Сферы производства и разделение труда Профессиональное образование и профессиональная карьера
5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (43ч)        
Исследовательская и созидательная деятельность
Итого: 245 часов        

Класс (70 часов)

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50ч)
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (22ч) Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда.
«Технологии художественно-прикладной обработки материалов»(4ч) Техника проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда
«Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22ч) Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Технологический процесс, его параметры, сырьё, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов
«Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч) Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6ч)
«Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4 ч) Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса
«Эстетика и экология жилища» (2ч) Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой
Раздел «Электротехника» (4 часа)
Электротехнические работы в быту. 4 ч Источники, проводники электрической энергии. Сборка электрических цепей с последовательным соединением с использованием конструктора. Электрическая цепь. Бытовые светильники.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (10 ч)
«Исследовательская и созидательная деятельность»(10 ч) Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес –проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Апробация путей оптимизации технологического процесса. Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации). Использование ПК при выполнении и презентации проектов

Класс (70 часов)

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50ч)
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. 18 час История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Заготовка древесины. Свойства древесины. Породы древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм, Инструкция. Сборочные чертежи, спецификация. Технологические карты. Соединение брусков из древесины. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Отделка деталей и изделий окрашиванием. Контроль качества изделий, выявление дефектов, их устранение. Правила безопасного труда
"Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов" (6ч) Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Токарный станок для обработки древесины: устройство, оснастка, инструменты, приёмы работы. Контроль качества деталей. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов. Правила безопасного труда при работе на токарном станке
«Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч) Виды резьбы по дереву, оборудование и инструменты. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Эстетические и эргономические требования к изделию. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины
«Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч) Робототехника. Система автоматического управления. Программирование работы устройств. Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей. Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ
«Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (18 ч) Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/ механизма, удовлетворяющей его заданным условиям. Моделирование. Функции моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. Чтение сборочных чертежей. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Профессии, связанные с обработкой металлов
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6ч)
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними 2 ч Технологии крепления деталей интерьера Пробивание, сверление отверстий в стене, установка крепежных деталей
«Технологии ремонтно-отделочных работ» (2ч) Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии штукатурных работ; современные материалы. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Технология оклейки помещений обоями. Виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (2 ч) Ассортимент современных смесителей, водопроводный кран. Простейшее сантехническое оборудование в доме. Профессии, связанные с выполнением санитарно- технических работ. Слесарь- сантехник. Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ
Раздел «Электротехника» (4 часа)
Электротехнические работы в быту (4 часа) Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электро монтажных работ. Соблюдение правил электро безопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (10 ч)
«Исследовательская и созидательная деятельность» (10 ч) Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования ). Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целепологания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования, настройки) рабочих инструментов технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). Способы продвижения продукта на рынке Применение ПК при проектировании изделий. Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Основные виды проектной документации. Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов

Класс (70 часов)

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (44ч)
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (14 ч) Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Конструкторская и технологическая документация. Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства). Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Точность измерений, отклонения и допуски на размеры детали. Технология шипового соединения деталей. Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Правила безопасного труда
«Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов» (8 ч) Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий. Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесённых к той или иной технологической стратегии. Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков. Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
«Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (6 ч) Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т.п.) порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Резьбовые соединения. Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную в металлах и искусственных материалах. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов
«Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (10 ч) Технологии сферы услуг. Токарно-винторезный и фрезерный станки: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе, приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на станках. Основные операции токарной и фрезерной обработки, особенности их выполнения. Операционная карта. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы. Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков. Правила безопасной работы на фрезерном станке Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемой программой компьютерного трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве.
«Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч) Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг. Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань). Художественное ручное тиснение по фольге. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Чеканка. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлом. Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч)
«Технологии ремонтно-отделочных работ» (3 ч) Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии малярных работ; инструменты и приспособления. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Правила безопасного труда
«Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации»(3часа) Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод.
Раздел «Электротехника» (6 часов)
Электротехнические работы в быту(6 часов) Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов. Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека; Классы и типы электронагревательных приборов. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройства.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (14 ч)
«Исследовательская и созидательная деятельность» (14 ч) Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Планирование (разработка)материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание) Модернизация материального продукта. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание)

Класс (35часов)

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (10 ч)
«Эстетика и экология жилища» (2 ч) Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
«Бюджет семьи» (4 ч) Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Культура потребления: Выбор продукта /услуги. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания/спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей
«Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации» (4 ч) Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ
Раздел «Электротехника» (12 ч)
«Электромонтажные и сборочные технологии» (4 ч) Освещение и освещённость. Нормы освещённости в зависимости от назначения помещения Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фонетика). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ- инструментов. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электро-монтажных и наладочных работ.
«Электротехнические устройства с элементами автоматики» (4 ч) Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электро-монтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок
«Бытовые электроприборы"(4 ч) Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 ч).
"Сферы производства и разделение труда" (2 ч) Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
«Профессиональное образование и профессиональная карьера» (2 ч) Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности (9часов)
«Исследовательская и созидательная деятельность»(9часов) Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещённости и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запрос групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимися вида проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта. Оценка проекта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: