Данная тема открывает раздел «Эмоции» в курсе общей психологии. Проводимое семинарское занятие — первое по программе курса. Занятие проводится в ситуации, когда еще не было лекции.
Цель занятия: заинтересовать студентов проблемой эмоций, пробудить их к творческой самостоятельной работе над темой.
Так как данное занятие первое, то у студентов нет предварительной ориентировки в теме. Но у них сформированы основы научного мировоззрения, они знакомы с некоторыми проблемами психологии, могут устанавливать межпредметные связи.
Весь семинар по времени разбивается на 5 частей.
В первой части (15 мин) используется вопросно-ответная форма проведения семинара, студентов просят сесть за «круглый стол». Всем им задается один вопрос: «Какова феноменология эмоций и какую роль они играют в жизни человека?» Ответы даются по желанию. Требования к ответу: ответ должен быть коротким и не повторять предыдущий. Таким образом, в этой части семинара используется наглядно-иллюстративный метод.
|
|
Во второй части семинара (15 мин) всех студентов разбивают на 4 группы, составленные по желанию студентов. Создаются своего рода проблемные группы, которые обсуждают вопросы: 1. Что такое эмоция? 2. Связь эмоций и потребностей, эмоций и деятельности.
Здесь применяется метод проблемного обсуждения. Во время обсуждения преподаватель принимает участие в работе каждой из групп.
До начала второй части семинара преподаватель записывает на доске вопросы, которые должны обсудить проблемные группы, а также в письменной форме ставит перед студентами задачу выработать единое определение эмоции и единое мнение о связи эмоций и потребностей, эмоций и деятельности. На доске фиксируется требование к высказыванию: оно должно быть логичным, не содержать явных противоречий, и его можно высказать за 3 мин.
В третьей части семинара (35 мин) каждая группа отчитывается за свой продукт. После этого перед каждой группой ставится задача оценить высказанное о продукте мнение всех других групп. Оценка должна быть короткой и по сути дела. Оцени-
ваемая группа имеет право защищать свое мнение. В данной части семинара применяется метод групповой дискуссии. Функции преподавателя: следить за регламентом и руководить дискуссией.
В четвертой части семинара (5 мин) преподаватель подводит итог и высказывает свое мнение о проведенном семинаре.
В пятой части семинара (10 мин) преподаватель диктует вопросы и литературу к следующему семинару.
1. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Эмоции, потребности, мотивы, деятельность. 2. Возможные основания классификации эмоций. 3. Соотнесение определения эмоции, данное проблемной группой, с определениями эмоций в научной литературе (этот вопрос позволит студентам проявить творческий подход к теме).
|
|
литература
1. Леонтьев А.И. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. С.16—18,
28, 36-39.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.458—471,
481-487, 490-499.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. С.47—
56, 78-85, 100-106.
4. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоци-
ональных процессов у ребенка // Вопр. психол. 1976. № 6. *