Игровое упражнение «Лимон-киви»

Задачи: развитие тактильного, вкусового и обонятельного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, хромотерапия.

Оборудование: зеленая и желтая глубокие тарелки с водой, внутри которых плавают соцветия желтых и зеленых хризантем; а также лимон и киви, нарезанные кружками, сложенные вместе в одной мисочке.

Содержание: ребенок по подражанию выполняет действия вслед за взрослым по инструкции, затем раскладывает нарезанные кружки фруктов по тарелкам, называя их.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся нюхает цветочки. И ты понюхай, Муся пробует киви. Попробуй. Понюхай цветочек. Ах, как пахнет! Какой аромат! Попробуй киви. Понюхай - попробуй. Это киви, оно зеленое, положи в зеленую миску. Это желтый лимон. Куда мне его положить?»

Речевой материал для активизации: лимон, киви; ах! (когда нюхаем).

Игровое упражнение «Мешок фруктов»

Задачи: развитие тактильного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Оборудование: непрозрачный мешок, внутри которого лимоны, киви, бананы, личи, дыня, кокосы.

Содержание: Ребенок достает из непрозрачного мешка фрукты, называя их. Взрослый обращает внимание на тактильные свойства: колючий, гладкий,
легкий, тяжелый. В мешок складываются несколько фруктов каждого вида для увеличения объема речевой практики.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся набрал целый мешок фруктов. Посмотрим, что он притащил. Доставай, что там? Вот кокос. Вот кокосЫ.

Речевой материал для активизации: лимон лимонЫ, кокос - кокосЫ, банан - бананЫ, личи, киви, дыня -дынИ.

Игра «Фруктовые бульбульки»

Задачи: развитие понимания речи, произвольных действий в соответствии с инструкцией, вкусового восприятия, длительного выдоха.

Оборудование: соковыжималка для цитрусовых, лимоны, стакан, тонкие и толстые коктейльные трубочки.

Содержание: Ребенок совместно со взрослым выжимает сок из лимона с помощью соковыжималки, стремясь к совместному произнесению слова «сок». Взрослый учит ребенка различать два произвольных движения: пробовать сок через трубочку по инструкции «Пей!» и дуть через трубочку в сок по инструкции «Дуй!»,

Примерное содержание беседы с ребенком: «Приготовим Мусе сок. Вот соковыжималка. Будем выжимать сок. Жми. Слышишь, жужжит? Вот сок. Это тонкая трубочка, эта толстая. Возьми тонкую. Пей сок! Что ты делаешь? (пью). Уф, кислый сок! Он лимонный. Сок из лимона - лимонный. Я умею дуть в сок. Дуй! Дуй сильнее! А теперь слабее. Что ты делаешь? (дую). На, Муся, сок. Пей сок, Муся!»,

Речевой материал для активизации: сок, пью, дую.

Игровое упражнение «Что от чего?»

Задачи: развитие представления о целостности предметов, активизация пассивного словаря, понимания и употребления предлога «от».

Оборудование: поднос с целым ананасом, лимоном, сливой, киви, а также с кожурой, косточками от них и их кусочками.

Содержание: взрослый показывает ребенку целый фрукт и просит найти его части. Ребенок раскладывает фрукты на сортировочный поднос по аналогии: целый, половинка, кожура, кусочки.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся делал салат и перепутал то, что можно кушать, и что нет. Помоги ему убрать лишнее. Вот ананас. Вот половина. Вот кусочек. Вот кожура. Ее не едят. Вот слива. Где ее косточка? А где половина? Половина ОТ (выделяем интонацией) сливы. Это кожура ОТ киви. И т.д.»,

Речевой материал для активизации: ананас, киви, слива, лимон. На более высоком уровне: предлог «от», кожура, половина, кусок, целый.

Игра «Кокос-лимон»

Задачи: развитие зрительного восприятия и внимания, понимания предлога «в», развитие тактильного и обонятельного восприятия.

Оборудование: половинка кокоса, белый аквагрунт, тарелка с кружками лимона, желтый аквагрунт.

Содержание: ребенку предлагается разложить аквагрунт по цвету в лимон в кокос.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот кокос. - нюхай. Что это? (кокос). Вот лимоны (понюхай). Вот такие шарики клади В кокос. А такие - В лимон. Куда положил».

Речевой материал для активизации: кокос, лимон, предлог «в».

 

Поокончанию занятия ребенку выдается в качестве лакомства наиболее понравившийся ему фрукт, а в индивидуальный альбом наклеивается стикер с изображением киви.

 

 


 

Занятие № 3. «Опыты»

Игры в песочнице

Задачи: песочная терапия, развитие тактильного восприятия, понимания разноприставочных глаголов, умения произвольно действовать по инструкции.

Оборудование: песочница (большой таз и т.п.) с разными крупами, которые отделяются линиями из камней, веток и т.п.; различная красивая посуда: из цветного стекла, посеребренная и подобная, имеющая визуальный эффект; сито, воронка, мерные ложки.

Содержание: Ребенок по подражанию в сопровождении речевым комментарием взрослого пересыпает крупы из одной посуды в другую, используя разные приспособления.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся заболел. У него живот болит. Нужно кашу кушать. Будем готовить ему кашу. Вот сито. Вот банка. Что это? (сито, банка). НАсыпай сюда. ВЫсыпай. ПЕРЕсыпаЙ». Вот сюда больше насыпь, сюда меньше. На, Муся, ешь кашу!»,

Речевой материал для активизации: сито, банка, каша.

Игра «Разная посуда»

Задачи: развитие слухового восприятия, умения дифференцировать предметы по материалу, введение во внутренний лексикон относительных прилагательных.

Оборудование: большая стеклянная миска, стеклянный пузырек, стеклянная баночка и пр.; деревянные миска, ложка, кухонный молоточек, скалка и пр.; железная миска, крышка от кастрюли, ложка и пр.; силиконовая форма для выпечки, силиконовый коврик и пр.

Содержание: ребенку предлагается сортировать посуду, сделанную из разных материалов: стеклянную - в большую стеклянную миску, деревянную - в деревянную и т.д, По ходу игры ребенку предлагается угадать звуки, издаваемые с помощью посуды, сделанной из разных материалов, вариант: угадать разные предметы посуды на ощупь с закрытыми глазами.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Помоги Мусе разложить посуду. Вот миска из дерева - деревянная. Вот деревянная ложка. Слушай! Стучит! Вот так: тук-тук. Постучи! А это железная ложка. Слушай! Звенит! Вот так: дзынь-дзынь. Позвени!»

Речевой материал для активизации: названия посуды: банка, доска и пр., а также звукоподражания: бух, тук-тук.

 

Игра «Что пахнет?»

Задачи: развитие операции классификации, обонятельного восприятия, вербально-обонятельных ассоциаций.

Оборудование: графическая карта с реалистичными изображениями (фотографиями) различных веществ и предметов, имеющих яркий и нейтральный запах. Рядом с каждым изображением есть пустой квадрат. К карте подбираются реальные предметы - аналоги изображений. Например: духи, лимон, вода, ягода, вата, бусы и пр.

Содержание: ребенку предлагается понюхать предмет, и в случае наличия запаха - поставить в квадрате напротив изображения галочку или точку. Если предмет не пахнет - крестик.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Помоги Мусе провести опыты с ароматами. Что тут пахнет? Вот духи? Пахнут? Да! Что пахнет? (духи). Вот вода. Не пахнет. А где духи на картинке? Вот они. Духи пахнут, ставим точку. А где вода? Она не пахнет, рисуем крестик».

Речевой материал для активизации: да, нет, вот, тут + названия предметов: духи, вода, бусы и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: