Задачи: развитие вкусового восприятия, мотивации к деятельности.
Оборудование: красивые стаканы, коктейльные трубочки (толстые и тонкие); чай, какао, молоко, сок.
Содержание: ребенку предлагается подуть через трубочку в напитки и называть их.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся удивляется: какие же пряники без чая! Да не только с чаем можно! Вот какао. Вот молоко. Вот сок. Это что? (чай, какао, молоко, сок). Они все горячие, подуй на них. Что ты делаешь? (Дую). А теперь попробуй. Что ты делаешь? (Пью). Я завяжу
тебе глаза, а ты угадай, что ты пьешь?»,
Речевой материал для активизации: чай, какао, молоко, сок; дую, пью.
Приложение 1. примерный перечень заданий для логопедических
квестов
1. Находить лягушек и ящериц, складывать в банку.
Речевая активность: вот, нашел, счет: одна, две...
2. Находить предметы и раскладывать на группы на лавочке: посуда, еда.
3. Находить гладкие и шершавые предметы: например, кора и камень.
4. Находи «следы» и «послания» от зверей, инопланетян.
|
|
5. Собирать природный материал, подбирая его к соответствующему рисунку на листе поиска.
6. Делать гнезда для птиц и найденных веток и перьев в плетеных корзинах.
7. Рисовать на камнях, веточках, сухих листьях.
8. Закладывать кусочки пластилина и раскрашивать раскрытые шишки.
9. Мелом рисовать на крупных кусках коры.
10. Писать первые буквы имен кукол на камнях, рассаживать их, используя камни в качестве гостевых карточек.
11. Взвешивать находки на весах, пробовать утопить их в луже, рассматривать через лупу.
12. Находить парный природный материал: одинаковый по длине, фактуре, весу.
13. Клеить наклейки на листья деревьев.
14. Стричь ножницами листья и ветки.
15. Раскладывать марблс нужных цветов по листьям.
Приложение 2. Пример игрового занятия на формирование навыка употребления винительного падежа
1. Сажаем грядку. Можно использовать овощную грядку из серии Sylvanian Families; можно - муляжи овощей, которые нужно закапывать в черную фасоль; или овощи из пластилина, в зависимости от преследуемых целей. Задача ребенка "сажать" овощи по образцу взрослого, а взрослый комментирует действия ребенка (побуждает ребенка к повторению): сажаем морковкУ, капустУ, тыквУ, редискУ и т.д. Затем ребенок поливает из лейки. И снова: поливаем морковкУ. Взрослый выделяет окончание склоняемого существительного ударением, интонацией, громкостью голоса.
2. Одеваем кукол: одели курткУ, майкУ, рубашкУ, панамУ, сумкУ и т.д, Затем куклы отправляются гулять, "мокнут" под дождем, мы вешаем кукольную одежду на веревку с помощью прищепок, проговариваем что повесили: "кепкУ, шуБУ".
|
|
3. Вешаем магниты на доску (холодильник), называем, сначала в именительном падеже: вода, корова, киска, курица, собака и т.д. Затем: повесили кого? КоровУ, кискУ и т.д.
4. Играем в магазин. Настоящие предметы выставляем на "прилавок": бумага, вода, ложка, вилка, пицца и пр. Комментируем или стимулируем к ответу: "Что ты купил? ВилкУ, пиццУ. Такой же магазин можно устроить по тематическим отделам: овощи-фрукты, одежда, продукты и пр.
5. Играем в поваров, готовим званый ужин. Варим кашУ, жарим рыБУ и т.д.
6. Кормим цветных гномиков конфетками (камушками марблс, соотнесенными по цветам). Дадим конфеткУ, и этому дадим конфеткУ.
7. Кормим животных. Собаке дадим косточкУ, козе дадим травкУ и т.д.
8. Одеваем на пальцы рук пальчиковые куклы: "вот сюда бабУ, вот сюда пандУ, вот сюда акулУ".
9. Моем настоящую посуду с использованием разнофактурных губок, мыла: "помоем мискУ, помоем чашкУ и т.д.
10. Устраиваем игры-квесты (например, на прогулке), взяв фигурки животных и людей, проговаривая, мы встретили: феЮ, волшебницУ, лягушкУ.
Приложение 3 Варианты сенсорных коробок и ванн для использования во время «сенсорной диеты»
1. цветные вареные спагетти;
2. розмарин, залитый кипятком;
3. вода, ароматизированная маслом лаванды с ее сухими цветами;
4. цветные сырые макароны разных форм;
5. птичий корм с птичками для декорирования букетов/мышками;
6. плавающие в воде соцветия хризантем, бутоны роз;
7. коричневый рис, смешанный с корицей в порошке и палочками корицы;
8. ароматизированная соль для ванны;
9. цветной рис;
10. подогретый или наоборот подмороженный сухой песок;
11. кинетический песок;
12. настоящая трава, искусственная трава, бумажный наполнитель в виде травы, сено;
13. молотый/зерновой кофе с анисом и корицей;
14. кружки цитрусовых;
15. ракушки разных форм;
16. клубки ниток;
17. разноцветная вата;
18. шерсть для валяния;
19. бусы для новогодних ёлок;
20. морская галька и камни;
21. соцветия одуванчиков в воде;
22. соцветия разноцветных хризантем;
23. цветной лёд:
24. атласные ленты;
25. пуговицы;
26. зерна для попкорна;
27. еловые ветки;
28. марблс;
29. силиконовые черви;
30. мука со специями;
31. земля для комнатных растений со мхом и камнями;
32. сухоцветы;
33. фактурные мячи;
34. абрикосовые косточки с желудями и шишками;
35. конфетти;
36. ароматизированное попурри;
37. цветные перья
38. разные орехи в скорлупе: фундук, грецкие, кедровые, миндаль;
39. аквагрунт;
40. пряные травы: мята, базилик, тимьян и пр.;
41. шишки от кипариса;
42. вода с порезанной цветной бумагой;
43. пена для бритья;
44. розовые лепестки: настоящие и искусственные;
45. различные крупы: гречка, горох и пр.;
46. овсянка с райскими яблочками и палочками корицы;
47. чай разных форм;
48. помпоны из ниток;
49. цветная вода;
50. коробка с белой фасолью, душистым перцем и анисом.
Рекомендованная литература:
1. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.
2. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование, формирование у детей с недоразвитием речи.
3. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. - М.: Теревинф,2014.
4. Кэрол Сток Крановиц. Разбалансировнный ребенок. - СПб.: Редактор, 2009.
5. Лынская М.И. Формирование речевой неговорящих детей средствами технологий - М.: Парадигма, 2012.
6. Млодик И. Книга для неидеальных родителей - М.: Генезис, 2013
Лынская Марианна Ильинична