Включить питание комплекса сетевым переключателем. Включить блоки в следующем порядке: блок системный, монитор и принтер. При этом в системном блоке включается режим самотестирования, в котором на экран монитора выводится ряд служебных сообщений, относящихся к работе системного блока и операционной системы. Далее выбрать нужный режим работы в главном меню.
ПДУ работает без выключателя питания.
Комплекс готов к работе после пятнадцатиминутного прогрева.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Каждое рабочее место должно быть оснащено исправным технологическим оборудованием, инструментом и принадлежностями; технологическими картами и инструкциями; описью поста и краткой инструкцией по технике безопасности; противопожарными средствами и правилами их применения.
На рабочих местах запрещено: работать учащимся, не прошедшим инструктаж; пользоваться открытым огнём; включать приборы и установки без разрешения преподавателя; хранить горюче-смазочные материалы; включать двигатели и приборы, минуя заводские выключатели; пользоваться неисправным инструментом, заводными рукоятками.
Все рабочие места и вентиляторы двигателей должны иметь индивидуальные металлические ограждения и трафареты с надписями «Двигатель не пускать».
Электропровода должны иметь надёжную изоляцию. На клеммах и розетках необходимо указать напряжение.
Отделение лаборатории по диагностированию двигателей должно иметь надёжную вентиляцию с кратностью обмена воздуха не менее 1:1; достаточную освещённость рабочих мест 500 лк, уровень громкости шума не более 75 дБ. Установки и приборы с электропитанием от сети должны иметь общее заземление, а рабочие двигатели - выводы отработавших газов в атмосферу через специальные глушители.
Назначение и общее устройство аккумуляторной батареи.
АКБ является электрохимическим устройством, в котором электрическая энергия, поступившая в процессе зарядки, затрачивается на образование химических соединений, а в процессе разрядки – химическая превращается в электрическую.
Рис. 16. Устройство свинцово-кислотной стартерной аккумуляторной батареи.
Рис. 17. Устройство АКБ, нетребующей обслуживания.
Маркировка АКБ.
Пример: 6-СТ-75
6- количество (шесть) секций;
СТ - стартерного типа;
75 А*ч - емкость АКБ;
А- с общей крышкой;
Н - несухозаряженная;
З - необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная.
Плотность электролита-1,22 – 1,30 г/см³.
15. Основные эксплуатационные неисправности АКБ.
1.Загрязнение крышек и мастики.
Вызывает окисление выводов, наконечников проводов и разряд аккумуляторов. Пыль и грязь на крышках и мастике пропитывается электролитом, который замыкает выводы аккумуляторов, и батарея разряжается.
2.Трещины в мастике, крышках и стенках бака.
Возникают вследствие старения мастики, а также из-за вибрации аккумуляторной батареи при неплотном ее креплении в гнезде. Трещины в мастике и крышках аккумуляторов и неплотное прилегание пробок заливочных отверстий вызывают выплескивание электролита па поверхность крышек. Электролит замыкает выводы, что вызывает разряд аккумуляторов.
3.Окисление выводов батареи и наконечник стартерных проводов.
Это явление ускоряется при попадании на них электролита, отсутствии смазки и неплотном креплении проводов на выводах батареи. При этом повышается сопротивление внешней цепи, особенно цепи стартера, что, ухудшает работу потребителей.
4.Ускоренный саморазряд аккумуляторов.
Нормальный (естественный) саморазряд новых аккумуляторов при бездействии в течение первых 14 суток (для батареи 6СТ-55А— 90 суток) соответствует потере первоначальной емкости не более 10%. Причиной ускоренного саморазряда является образование местных (паразитных) токов в активном веществе электродов. Местные токи появляются в результате возникновения ЭДС между свинцовыми окислами активного вещества и металлическими примесями в решетках электродов или примесями, попавшими в аккумулятор с электролитом или водой. Саморазряд ускоряется при большой загрязненности электролита высыпавшимся из электродов активным веществом и попадании в аккумуляторы посторонних примесей, недистиллированной воды и химически не чистой серной кислоты. Саморазряд ускоряется также при загрязненности крышек аккумуляторов батареи. После длительного бездействия аккумуляторной батареи при вывернутых пробках наблюдают выделение пузырьков газов из электролита.
Вследствие образования местных токов в активном веществе электродов происходит электролиз воды, поэтому из электролита выделяются водород и кислород, что и является признаком ускоренного саморазряда аккумулятора.
5. Пониженный уровень электролита в аккумуляторах.
Уровень электролита понижается вследствие испарения и электролиза воды, а также при утечках через трещины в мастике, крышках, наружных стенках бака и через неплотно завернутые пробки. Активное вещество верхней части электродов, не покрытых электролитом, соприкасаясь с воздухом, сульфатируется и разрушается. Кроме того, происходит нежелательное уплотнение активного вещества минусовых электродов. В результате этих дефектов снижается емкость аккумуляторной батареи.
Проверяют уровень электролита в аккумуляторах (не реже чем через 10—15 дней, а в жаркое время года еще чаще) стеклянной трубочкой диаметром 3—5 мм (рис. 18), пластмассовым или деревянным стержнем. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм (у батарей типа 6СТ-55 — 5—10 мм) выше предохранительного щитка.
6. Повышенная или пониженная плотность электролита.
Плотность электролита понижается в основном при разряде аккумуляторов и сульфатации электродов. При понижении
плотности электролита увеличивается внутреннее сопротивление батареи и снижается ее емкость. В результате падает сила тока в цепи работающего стартера, а поэтому уменьшаются частота вращения якоря и мощность стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно в зимнее время. Кроме того, в зимнее время может произойти замерзание электролита.
Плотность электролита повышается при испарении воды во время перезарядка аккумуляторов или в результате доливки в аккумуляторы электролита, а не воды. В случае повышения плотности электролита больше нормы ускоряется разрушение активного вещества и решеток электродов, а также ускоряется сульфатация активного вещества, что снижает емкость и срок службы батареи.
Рис. 19. Проверка плотности электролита АКБ.
Плотность электролита измеряют денсиметром или плотнометром (рис 3). Денсиметр имеет цену деления 10 кг/м3 (т. е. 0,01 г/см), а плотномер 0,02 г/см3. Показания приборов зависят от температуры, поэтому измерение плотности необходимо производить совместно с измерением температуры. Если температура электролита значительно отличается от +25 0С, то к показаниям прибора
необходимо прибавить или отнять поправку (см. табл.1)
Для измерения плотности электролита денсиметром необходимо с помощью резиновой груши несколько раз (для удаления пузырьков воздуха со стенок колбы) набрать электролит до всплытия поплавка. Не вынимая денсиметр из аккумулятора и не допуская касания поплавком стенок колбы, по впадине мениска электролита в колбе и по шкале поплавка определяют плотность электролита.
В корпусе плотномера помещены семь пластмассовых поплавков различной массы. Поплавок, регистрирующий плотность 1,27 г/см3, окрашен. На корпусе против каждого поплавка выполнена надпись наименьшей плотности, при которой всплывает поплавок. Плотность определяют по тому всплывшему поплавку, против которого выполнена надпись с большей цифрой.
Определение плотности производят по положению поплавков через некоторое время после заполнения корпуса электролитом, что необходимо для выравнивания температуры электролита и поплавков. После этого поплавки займут определенное положение, т. е. опустятся или поднимутся.
Таблица 1. Температурные поправки к показаниям денсиметрадля приведения плотности электролита к 25 0С.
Плотность электролита в проверяемых аккумуляторах батареи не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3 (10 кг/м3), в против-ном случае батарею необходимо зарядить и произвести коррек-тировку плотности электролита доливкой в аккумуляторы воды в случае, когда плотность будет больше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, когда она будет ниже нормы, предварительно отобрав из аккумуляторов нужное количество электролита. После доливки в аккумуляторы воды или электролита плотностью 1,40 г/см3 нужно продолжить заряд батареи в течение 25—30 мин для полного перемешивания электролита и снова измерить плотность его. Значения плотности электролита в аккумуляторах батареи в зависимости от климатического района эксплуатации и времени года приведены в табл. 2.
Таблица 2. Нормы плотности электролита*.
* Допускается отклонение плотности от приведенной не более +0,01 г/см3.
По плотности электролита в аккумуляторах судят о степени разряженности аккумуляторов и о пригодности всей батареи к эксплуатации.
Снижение плотности электролита на 0,01 г/см3 по отношению к плотности у полностью заряженного аккумулятора соответствует разряду аккумулятора примерно на 6%. Например, если плотность электролита в заряженном аккумуляторе была 1,28 г/см3, а измеренная при +25 0С — 1,22 г/см3, то плотность понизилась на 36%.
Степень разряженности всей батареи определяется по степени разряженности аккумулятора, имеющего самую низкую плотность электролита. Батареи, разряженные более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с эксплуатации и заряжают.
Для определения пригодности батареи к эксплуатации удобно использовать табл.3.
Таблица 3. Плотность электролита (г/см3) при 250 С и различной степени разряженности аккумулятора.
7. Сульфитация электродов; преждевременное разрушение электродов.
Это явление заключается в образовании крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности электродов и на стенках пор активного вещества. Кристаллы сульфата забивают поры активного вещества плюсовых и минусовых электродов, что препятствует проникновению электролита в глубь активного вещества. В результате не все активное вещество будет участвовать в работе, что снизит емкость аккумулятора. Сульфатация электродов ускоряется при длительном хранении батареи без подзарядки, длительном хранении новых сухозаряженных батарей, повышенной плотности электролита, большом разряде, соприкосновении электродов с воздухом при пониженном уровне электролита. Сульфатированная батарея из-за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.
8. Разрыв цепи в меж аккумуляторных перемычках.
За время эксплуатации батареи происходит окисление решеток и разрыхление активного вещества, особенно плюсовых электродов. Изменение объема активного вещества при заряде и разряде батареи вызывают отслаивание его от решеток.
В период эксплуатации могут возникнуть и другие причины, которые приводят к ускоренному разрушению электродов. К ним относят: непрочное крепление батареи на автомобиле, длительный перезаряд батареи, замерзание воды в электролите, понижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов, короткое замыкание батареи, неумелый пуск двигателя стартером и др.
Короткое замыкание батареи, а также частое и длительное включение стартера способствуют короблению электродов, что ускоряет разрушение массы активного вещества, особенно плюсовых электродов. Включать стартер следует не более чем на 5 с и не более 2—3 раз подряд. Между включениями рекомендуется делать паузу на 15— 20 с.
Разрушение электродов ускоряется при повышении плотности и температуры электролита, применении химически не чистой серной кислоты и не дистиллированной воды.
При длительном перезаряде аккумуляторной батареи происходит электролиз воды электролита на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки плюсовых электродов, что вызывает разрушение их. 'Одновременно в порах активного вещества электродов будет напиливаться большое количество газов (кислорода и водорода). Давление газов в порах увеличивается, что выбывает разрыхление и выкрашивание активного вещества. Характерным признаком перезаряда являются сильное газовыделение из электролита и быстрое уменьшение уровня его. Во избежание перезаряда аккумуляторных батарей на автомобиле требуется систематически проверять напряжение генератора и при необходимости регулировать в допустимых пределах.
Разрушение электродов вызывает уменьшение емкости
батареи и короткое замыкание разноименных электродов. В аккумуляторных батареях с разрушенными электродами, даже если они полностью заряжены и не имеют сульфатации, напряжение под нагрузкой (особенно стартерной) будет быстро снижаться.
Признаком разрушения плюсовых электродов является бурый цвет электролита, который можно наблюдать при измерении плотности или уровня электролита после заряда батареи.