Технологии развития художественного творчества

Технология интеграции: интеграция разных видов деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения, музыкально-художественной). Отмеченный синкретизм детского «мировосприятия и познания» ярко проявляется в продуктивной деятельности. Часто создавая рисунок, дети в тот же момент придумывают и обыгрывают сюжеты, имитируют (пластикой, интонацией) действия с нарисованными персонажами. В таких случаях продуктивное и игровое начало тесно переплетены, взаимно активизируют и обогащают друг друга; детская деятельность начинает приобретать качественно новые черты — ее можно назвать художественно-игровой.

Технология художественного экспериментирования. Еще одним современным аспектом художественно-эстетического развития и воспитания детей является обоснование основ художественного/творческого экспериментирования (И. А. Лыкова). Отличие художественного экспериментирования от обычной изобразительной деятельности детей (создание рисунка, лепной работы) заключается именно в моменте «открытий»: обнаружить способы создания изображения, возможности материала. Стимулирует детское экспериментирование сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе, совместное обсуждение выбора материалов, освоение разнообразия материалов и изобразительных приемов (Т. С. Комарова, Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, М. И. Нагибина, А. А. Фатеева), «проблемно-провокационных» ситуаций использования изобразительных материалов (ТРИЗ-технологии).

Понимание особой роли художественной деятельности (как восприятия искусства, созерцания красоты окружающего мира и его изображения) характерно для арт-терапевтического подхода, в рамках которого деятельность выступает не как средство развития творчества, а как средство терапии, коррекции различных особенностей и нарушений личностного развития.

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Современной и эффективной формой художественно-эстетического развития дошкольников являются проекты художественно-эстетической направленности. За основу могут быть взяты интересные и предложенные детьми вопросы, а также темы, предусмотренные образовательной программой. Возможны темы, предполагающие как изучение какого-то узкого ракурса, большего объема информации, так и разный уровень интеграции.

В чем сущность метода проектов?

Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В исследо­ваниях Е. С. Полат определяется сущность этого метода как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практиче­ским результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным дея­телем, который ответствен за результат деятельности, свои поступки. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные пред­ставления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в органи­затора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Какие вилы проектов могут использоваться в педагогическом процессе детского сала?

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-содержательной области разли­чаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности воз­можны проекты (Е. С. Полат):

творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

исследовательско-творческие (дети исследуют, эксперименти­руют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблю­дений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспери­ментов);

информационно-практические (дети осваивают новую инфор­мацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодей­ствии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.);

творческие продуктивные (оформление результата в виде дет­ского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на кон­кретный вид проекта, а можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Примером может слу­жить коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результат которого — конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совмес­тно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Как организуется проектная деятельность в детском саду? Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

1) погружение в проект;

2) организация деятельности;

3) осуществление деятельности;

4) презентация результатов.

Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей (см. табл. 7).

Таблица 7. Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности

Воспитатель Дети
Погружение в проект  
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи Осуществляют присвоение пробле­мы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи
Воспитатель Дети
Организация деятельности  
Создает условия для самостоятель­ной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): — группы детей; — распределяет роли, ответствен­ность; — планирование детской деятель­ности по решению задач проекта; — предполагаемые формы презен­тации результатов, итогов работы Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбира­ют формы и способы презентации полученных результатов
Осуществление деятельности  
При косвенном участии: — при необходимости консульти­рует, отвечает на вопросы, подска­зывает, советует; — деликатно контролирует; — обогащает знания детей, повы­шает их эрудицию; — репетирует с детьми презента­цию, обсуждает, помогает Активно и самостоятельно при кос­венном участии воспитателя: — выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; — консультируются, задают вопро­сы, ищут поддержки и одобрения; — ищут необходимые и недостаю­щие знания; — фантазируют; — готовят презентацию
Презентация  
Обобщает полученные результа­ты проекта и подводит его итога. Оценивает умения детей и сов­местную деятельность дошкольни­ков. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию Демонстрируют: — понимание проблемы, цели и за­дачи; — умение планировать и осуществ­лять работу; — найденные способы решения проблемы; — самоанализ деятельности и ее результата; — взаимную оценку друг друга в де­ятельности, способность выбрать лучших участников
     

 

3. Задачи и содержание работы с детьми

Направление 1. ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему

В теории и практике дошкольного образования уже накоплен опыт работы ознакомления детей с изобразительным творчеством художников. По данной теме работали многие видные ученые, такие как А.В. Бакушинский, корифеи дошкольного образования В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Н.М. Зубарева, Е.Лебедева, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева и т.д. Каждый из них привносил в практику что–то свое, нигде раньше не применявшееся. Так А.В. Бакушинский утверждал, что «Организация художественного восприятия – неизбежный процесс, сопровождающий акты творчества. Эта организация налицо у ребенка в очень раннем возрасте. Уже к концу первого периода детства у него пробуждается радость восприятия художественной вещи, радость творческого преодоления художественного содержания и формы». В.А. Езикеева, В.Б.Косминская разработали методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи в детском саду, в частности с пейзажной живописью и некоторыми жанровыми картинами. Н.М. Зубарева пошла дальше и ввела в методику ознакомления детей с картинами - рассматривание натюрморта, Р.М. Чумичева - портретную живопись. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста получили возможность знакомиться со всеми жанрами живописи в детском саду.

Ранний возраст

Основная задача- создание условий для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

 

Содержание - ознакомление детей с предметами народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, семеновской матрешкой, городецкой лошадкой-качалкой. Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песенок. Развитие интереса, эмоциональной отзывчивости к содержанию литературных произведений, к иллюстрациям в книгах.

Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого,

поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.

Дошкольный возраст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: