Организация работы с детьми

Организуя процесс организации образовательной деятельности педагог должен учитывать следующее:

Процесс приобщения ребенка к художественным ценностям, формирование практических изобразительных умений во всей полноте возможно только в том случае, если взрослый:

-выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.

-грамотно сбалансирует репродуктивную (воспроизводящую готовый образец) и продуктивную (производящую субъективно новый продукт) деятельности.

- организует участие семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

-создает развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с общепринятыми принципами (РППС должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной).

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной деятельности детей.

2 младшая

Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений. Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека-мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов

 

Средняя группа

Декоративно-прикладное искусство: знакомство с близкими опыту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность. Своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы. Декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).

Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста;

украшение книги. Ценность книги необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности. Художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.

Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира.

Скульптура: способы создания скульптуры- пластика, высекание. Особенности ее содержания—отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материал. Восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.

Архитектура: представления о том, что окружающие детей сооружения —дома —архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.

 

Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов. Понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник создает выразительный образ. Развитие умений обращать внимание и откликаться на интересные декоративно-оформительские решения: украшение группы, одежду, атрибуты игр, замечать новые красивые предметы в группе.

Проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, предметов народных промыслов, инициировать пояснение детьми выбора; проявление детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, начальный опыт коллекционирования.

Первое посещение музея. Представления о музее, произведениях искусства в

музее, правилах поведения (на примере музея игрушек). Интерес детей к посещению

музея.

Старшая группа

Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации — сопровождение текста. Специфика труда художника- иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы.

Живопись: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.

Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры, средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Специфика труда скульптора, используемые инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.

Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы — красоты-прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитектуры по назначению. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим пространством. Известные архитектурные сооружения региона.

 

Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изображенному. Умения выделять средства выразительности разных видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение.

Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений.

Посещение музея. Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музеев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее.

Подготовительная группа

Задачи образовательной деятельности

-Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

-Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.

-Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно- эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве

-Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.

Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники- анималисты, сказочники-иллюстраторы, иллюстраторы «веселой» книги.

Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности.

Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).

Скульптура: виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.

Архитектура: о собенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве. Понимание типичного, обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий. Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. Известные архитектурные сооружения России и мира. Труд архитектора.

 

Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике используемых средств выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения. Подведение к пониманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов.

Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.

Посещение музеев. Интерес к посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея. Понимание ценности музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в музее, отражать впечатления в деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.

Напрвление 2. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)

 

 

О творчестве

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых - Г.В. Латунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, проведенный Т.С. Комаровой, позволяют нам сформулировать его рабочее определение. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста следует понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.

 

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми образа.

3. Анализ результатов.

Условия развития детского творчества:

создание непринужденной обстановки;

широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

К видам художественной деятельности детей относится изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, конструируют, делают аппликации;


Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом.

Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Аппликация – это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.); изображение, узор, созданный таким способом.

Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование предметов - изображая предметы и явления, ребенок использует умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных материалов; Сюжетное рисование представляет собой объединение в рисунке нескольких предметов, расположенных на листе в соответствии с сюжетом; Декоративное рисование предполагает украшение предмета узором, орнаментом, силуэта игрушки элементами росписи (дымковской, филимоновской, хохломской и т.д.).

Для рисования могут быть использованы разнообразные инструменты: цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, восковые и цветные мелки, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, пластилином, тестом.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природными и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Структура занятия

Первая часть занятия.

Процесс формирования замысла. (в результате ребенок должен понять - Что? и Как? надо делать) Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Одной из главных задач воспитателя - создать атмосферу творчества и сохране­ние у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не сле­дует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Педагог объявляет тему, знакомит детей с предме­том, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в работе что-то свое, только что придуманное. Тема определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных.Эмоциональным моментом может быть и рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного расска­за и т.п. Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать.

В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого её видят все дети. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напо­минает всем, с чего нужно начать работу. Ребята или лепят кукле угощение, или рисуют для неё ленточки.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.

Об­следование предмета, анализ нату­ры - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы имеют свою специфику в каждом виде изодеятельности. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета.

В целях большей орга­низованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Формулировка темы, появившийся у детей игровой мотив деятельности должны помогать решить поставленную задачу. Это позволяет и анализ в конце занятия провести в игровой форме.

Длительность первой и третьей части – они наиболее короткие по времени — 2—5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объясне­ние при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: