Экономическая классификация доходов


Экономическая классификация доходов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию.

Экономическая классификация доходов определяется трехзначным кодом (18-20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

  • 110 — налоговые доходы;
  • 120 — доходы от собственности;
  • 130 — доходы от оказания платных услуг;
  • 140 — суммы принудительного изъятия;
  • 150 — безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
  • 151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 152 — перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
  • 153 — перечисления международных финансовых организаций;
  • 160 — взносы, отчисления на социальные нужды;
  • 180 — прочие доходы;
  • 410 — уменьшение стоимости основных средств;
  • 420 — уменьшение стоимости непроизведенных активов;
  • 440 — уменьшение стоимости материальных запасов.

Экономическая классификация доходов включает операции с нефинансовыми активами. К ним относятся операции с основными средствами, непроизведенными активами и материальными запасами. С теоретической точки зрения доходами являются только те операции, которые приводят к увеличению чистой стоимости активов, и поэтому КОСГУ 410, 420, 440 не должны быть включены в состав экономической классификации доходов.

 

Понятие внебюджетных фондов.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов, счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства бюджет. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась вовсе расходах, требовавших средств покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они закачивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялись: одни возникали, другие аннулировались. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Первый путь это выделения из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, а второй формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. К последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения. Создания других фондов обусловлено с возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в назначении фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формирование фондов специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Внебюджетные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрирующиеся в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают из звеньев общегосударственных финансов. Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяется порядок и направления использования денежных фондов. С помощью внебюджетных фондов, возможно, влиять на процесс производства путем финансирования, кредитования отечественных предприятий, обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды, оказывать социальные услуги и населению путем выплат, пенсий и финансировать инфраструктуру в целом. Направление расходования средств поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием и реализуемых программ

Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительным источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Таким образом, внебюджетные фонды - способ организации государственных финансовых ресурсов. Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности. Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с разрешением деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялись.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определенными задачами, для реализации которых создаются фонды. По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными. В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.

В России действует следующие государственные внебюджетные фонды:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

4. Фонд занятости.

5. Другие внебюджетные фонды.

Доходы внебюджетные фонды включают в себя из таких источников:

1. Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда.

2. Отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организацией.

3. Средства бюджета.

4. Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом.

5. Займы, полученные фондом у ЦБ или коммерческих банков.

6. Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Внебюджетные фонды имеют следующие особенностями, такие как:

1. Внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность.

2. Денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.

3. Формируется, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц.

4. Страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными.

5. На отношение, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ».

6. Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

7. Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Большое место в составе финансовой системы занимают государственные финансы, благодаря которым государство играет и осуществляет важную роль в усовершенствовании социально-культурной области, в охране природы, в создании безопасных условий для страны и граждан.

2.Методы финансового контроля

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональным и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Основное значение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечивать эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

1. Правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения.

2. Соблюдения действующего и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности.

3. Эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях.

4. Выявления резервов роста бюджетных доходов и экономии средств.

5. Успешную реализацию межбюджетных отношений, эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов.

6. Пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий.

7. Улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Помимо этого он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно квалифицировать по различным признакам в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль).

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

1. Предварительный контроль производится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения предварительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия.

2. Текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечения финансовой дисциплины, соблюдения установленных норм налогообложения, выявления и пересечения нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов.

3. Последующий контроль - это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверки подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенным законом о бюджете, а также исполнении смет бюджетных учреждений. Анализирует эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременное зачисление доходов по отдельным источникам, причина отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы:

1. Проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучается смета расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организация. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставляемых предприятиями и организациями, а также иные сведения, имеющихся в его распоряжении.

2. Обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности.

3. Экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу.

4. Ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия - это комплекс взаимосвязанных поверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях, в внебюджетных фондах, на предприятиях и в организациях с государственным участием, в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

В зависимости от того, насколько широко ревизия охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

1. Комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области.

2. Тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений - в следственные органы.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.

В сфере финансового контроля органы правительства имеют следующие права:

1. Производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, проверки денежных документов регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета.

2. Получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений, контролировать их устранение.

4. Приостанавливать операции по счетам организаций, использующих бюджетные средства, при непредставлении ими необходимых бухгалтерских и финансовых документов.

5. Изымать документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета и внебюджетных фондов.

Помимо государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и так называемый внутрихозяйственный контроль. Он производится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации - бюджетополучателями. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.

Для проведения контрольных мероприятий финансовые органы государства и сами бюджетополучатели могут привлекать аудиторские службы. В мировой практике аудиторский контроль распространен очень широко. В настоящее время эта система получает развития и в России. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: