Несмотря на стремительный технологический прогресс, транспортировка грузов морским транспортом успешно выдерживает конкуренцию с такими современными средствами перемещения, как трубопроводы или самолеты. В чем причина такого долголетия? Казалось бы, что строительство нефтепроводов должно было снизить актуальность водного транспорта, но морская транспортировка нефти по-прежнему занимает важное место в международной экономике. Актуальность судов различного типа подтверждают следующие статистические данные:
1) Морская транспортировка различных товаров и сырья в общем мировом грузообороте занимает более 60%;
2) Транспортировка грузов морским транспортом и перевозки пассажиров судами - это 90% всего объема международных перевозок;
3) Морская транспортировка – без преувеличения лучших вариант трансконтинентального транспорта для ведущих стран. К примеру, на долю Соединенных Штатов приходится 90% перевозок, а для Японии и Великобритании еще больше - 98%;
4) Для многих мировых государств морская транспортировка является основной отраслью экономики, связывающей со всем миром (Япония, Новая Зеландия, Австралия, Индонезия и т.д.);
|
|
5) Транспортировка грузов морским транспортом служит единственным вариантом доставки товаров на некоторые территории;
6) Выход к морю с обустроенными портами есть у большей половины мировых государств (120 стран);
7) Морская транспортировка может использоваться для всех категорий грузов – жидких, сыпучих, наливных, хрупких, твердых и товаров, требующих соблюдения особого режима при перемещении. Для этих целей судостроители разработали специализированный морской транспорт – лихтеровозные, танкеры, баржи, рефрижераторные суда LO-RO, RO-RO и т.д.;
8) Средняя дальность морских перевозок намного выше, чем у других видов транспорта. Сегодня она составляет около 3,5 тыс. км.
9) Порядка 80% международных внешнеторговых отношений обслуживает транспортировка грузов морским транспортом;
10) Дальняя морская транспортировка товаров, благодаря Суэцкому и Панамскому каналам сокращается по протяженности морских путей в несколько раз;
11) Основные пункты на карте морских международных перевозок – Юго-восточная Азия и прилегающие к ней государства – Китай, Индия, Япония, которые входят в число наиболее густонаселенных регионов с интенсивной экономикой. Для государств этого региона морская транспортировка является наиболее доступной и выгодной.
Государство | Обеспечение перевозок грузов морскими судами | Импорт | Экспорт |
Великобритания Япония США Индонезия Китай Австралия Россия | 98% 97% 90% 80,9% 79,5% 78,5% 68% | 69% 90% 80% 68% 69% 85% 45% | 38% 86% 77,9% 35% 65% 66% 35% |
Тип судов. Основные типы морских судов:
|
|
1. Контейнеровозы. Предназначены для транспортировки продукции в контейнерах стандартных размеров. Отличительная особенность контейнеровозов, это большая открытая палубная площадь над трюмами. Конструкция трюмов представляет собой вертикально расположенные помещения со специальными установленными направляющими (cellguides) для закрепления и размещения контейнеров.
2. Ролкеры (трейлерные суда, RORO, Roll-On/Roll-Off) – категория судов для транспортировки грузов, которые могут разгружаться горизонтальным вариантом. Применяют такие суда в основном для морской транспортировки машин, трейлеров, контейнеровозов с полуприцепами и товаров, укомплектованных на европоддонах, при погрузке и выгрузке которых требуются ролкерные вилочные погрузчики. Ролкеры своей конструкцией и внешним видом очень напоминают паромы, но без наличия жилого пространства. Разгрузочно-погрузочные работы ролкеровосуществляются с помощью рампы с хорошей грузоподъемностью и надежно соединяет борт корабля с причалом. В некоторых случаях при загрузке контейнеров в ролкеры их верхнюю палубу используют по принципу контейнеровозов, что способствует увеличению количества и объемов транспортировки груза.
3. Лихтеровозные — категория судна, специально предназначенного для транспортировки в лихтерах (одна из разновидностей несамоходной морской баржи, используемой для транспортировки при помощи буксирного судна). Свое применение лихтеровозные суда нашли в смешанном перемещении груза море – река. Лихтеры с тяжелым грузом с малой осадкой можно отбуксировать по неглубоким рекам и каналам на большие расстояния вглубь материка, а по завершению разгрузки таким же способом вернуть лихтеровозом. Они считаются достойной альтернативой грузовых судов и способны повысить производительность разгрузочно-погрузочных работ более чем в пять-десять раз. Также использование лихтеровозов уменьшает время стоянки судна и снижает материальные затраты на сооружение портовых конструкций.
4. Балкер - судно, предназначенное для транспортировки насыпных грузов (цемент, уголь, руда, зерно и другие сыпучие сухие грузы, которые можно перевозить без тары). Конструкция балкеров состоит из нескольких трюмов с большим объемом и специальных крышек. Основное преимущество балкеров - это универсальность и небольшие расходы на перемещение грузов по морю.
5. Сухогрузы – категория судов, используемых для транспортировки штучной продукции в упаковках, не требующей специальных условий, и поэтому считается генеральным грузом. В практике сухогрузы используют для транспортировки тяжелых и малогабаритных грузов. Конструкция сухогрузов схожа с балкерами - здесь также имеются трюмы со специальными люками. Отличие сухогрузов от балкеров состоит в наличии на палубе собственного погрузочно-разгрузочного крана манипулятора, установленного непосредственно на палубе.
6. Танкер – большое судно, используемое для транспортировки жидких грузов (химические и нефтепродукты, сжиженный газ, вино и даже цементный раствор). Для погрузки-выгрузки товара на танкерах используется специальная насосная система и имеются емкости для перевозимого груза – танки. Корпус такого судна обшит специальными металлическими листами, которые придают форму танкеру и разделяют его на отдельные отсеки, заполняющиеся наливными грузами. Безопасные условия транспортировки и защиту груза от разлива, порчи и проникновения воды обеспечивает двойное металлическое дно и толстый борт судна.
Основная часть танкеров для транспортировки жидких грузов универсальна, что дает возможность одновременно транспортировать различные наливные грузы. Суда с большой грузоподъемностью могут транспортировать около 320 000 тонн нефти за один раз, что приравнивается более чем к пяти ЖД-цистернам.
|
|
7. К узкоспециализированным судам относятся газовозы со сферической формой грузовых помещений, возвышающихся над палубой судна. Они наделены необходимыми техническими характеристиками и способны удерживать высокий уровень давления.