Бюджет как историческая категория

Исторически, именно тогда, когда стали планировать и прогнозировать развитие финансового хозяйства государства, впервые и вводится понятие "бюджет", который выражается посредством иных экономических показателей и является, так же как и категория "финансы" определяемой категорией.

Первые «бюджеты» представляли собой простые отчеты и счета, при том неполные, по главным рубрикам финансового хозяйства.

Главной причиной для их появления, явилось образование ответственного правительства в некоторых государствах. Самый близкий к нему по характеру, это - отчет, составленный Неккером в 1781г. и представленный королю Людовику XVI, который и принято считать первым систематическим брутто бюджетом. Вместе с тем, лишь в 19веке выработался правовой порядок составления бюджета, как общего государственно - хозяйственного закона. Годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (ок. 1296–1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств. Князь оправдал свое историческое прозвище калита, то есть кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени.

В царской России составление государственных смет началось, в отличии от Западной Европы, достаточно поздно – только в XVII веке. Первая в России смета государственных доходов и расходов была составлена в 1645 г., и то исключительно в целях упорядочения финансового хозяйства. Дело в том, что в царской России не существовало каких-либо социальных групп, с которыми властям было бы необходимо бороться, как например на Западе, где именно борьба за право вводить налоги и определять предметы расходов привела к созданию парламентской формы правления. Поэтому созданное "сверху" дворянское сословие всегда находилось в прямой зависимости от царской власти, и ни о каком ограничении деятельности последней, в том числе финансовой, не могло быть и речи. Помещики, дворяне всегда были опорой царя. Известный всем бунт декабристов – одно из редких исключений из общего правила.

Апробацию «бюджета» как финансового плана, впервые было проведено в истории России, в период восшествия на престол Императора Павла, хотя в отечественной истории финансов, представлена другая хронология. Наш вывод основан на том, что именно при царствовании Павла, впервые появилась должность Государственного Казначея, которое было обособлено от должности Генерал – прокурора, и на эту должность был назначен Васильев А.И. При Васильеве А.Н., в 1796г. управление финансами становится самостоятельным делом и впервые было упорядочено составление и планирование «сметы доходов и расходов и отчетов по казначейству». Таким образом, неспешное – в течении столетий – упорядочение государственных финансов привело к учреждению 8 сентября 1802 г. Министерства финансов России и сети финансовых органов на местах: в губерниях – казенных палат, в уездах – казначейств, аналогов современных финансовых управлений в регионах и муниципалитетах, соответственно. На министра финансов было возложено ежегодное составление детальной росписи государственных расходов. В 1811 г. произошло утверждение более подробных правил по их составлению – это так называемый финансовый план Сперанского. Однако, составлявшаяся на основе этих правил государственная смета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что она представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причем не полное, поскольку отдельные доходы и расходы не вносились в нее. Не было единства кассы, существовали разные методики составления смет разных ведомств.

Что любопытно, не всегда структурное подразделение органа власти осуществляло именно те расходы, которые проистекали из его названия. Например, с 1649 г. и в течении длительного времени благоустройство населенных пунктов было возложено на полицию.

Тем не менее, в России до 1862 г. не было систематического, планомерного бюджета, а государственная смета представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств. При ней не было данных, достаточных для проверки, да и вообще не было единого законченного плана финансового хозяйства: многие доходы получались и многие расходы производились отдельными ведомствами самостоятельно, без ведома министерства финансов, так что нельзя было построить никакого общего вывода о направлении государственного хозяйства в ближайшем будущем. С 1862 г. стали составляться правильные бюджеты, благодаря упорядочению государственной отчетности при Татаринове. С начала 1863 г. в России был введен, в общих чертах сохранившийся до сих пор, набор принципов составления государственной росписи доходов и расходов – так называемые принципы построения бюджетов. Этот набор принципов был закреплен “Сметными правилами”, высочайше утвержденными 22 мая 1862 года. Таким образом, говоря с некоторой долей юмора, отечественные финансисты могут отмечать эту дату как день рождения федерального бюджета.

С 1873 г., в нем показываются валовые суммы доходов и расходов. Финансовая смета каждого министерства и главного управления стали составляться на основании "расписаний доходов и расходов", доставляемых подчиненными ведомствами по каждой губернии отдельно. Смета состояло из: а) перечня доходов и расходов, b) подробной сметы доходов и расходов, с) приложений и d) объяснительной записки. Сверхсметные кредиты, определялись как «дополнительные», а непредвиденные расходы как «экстраординарные». Воплощенный в бюджете финансовый закон действует в течение определенного срока, при чем различают периоды: 1) бюджетный или финансовый, и 2) счетный. Под первым разумеется то время, на какое бюджет утвержден, совпадающее обыкновенно с гражданским годом. Счетный период есть, продолженный или отстроченный бюджетный; при невозможности выполнить все сметные назначения к концу бюджетного периода оказалось необходимым отстрочить действие бюджета на некоторое, льготное, время сверх финансового года, в России для окончательных расчетов, после 31 декабря, оставляются еще четыре месяца, а для военного ведомства пять, суммы, оставшиеся свободными ко дню заключения сметы, возвращаются в распоряжение министерства финансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: