double arrow

Тема 2. Генезис буддизма. Основные категории и система ценностей классического буддизма

Цель занятия: занятие посвящено становлению и развитию первой из мировых религий – буддизма и призвано раскрыть базовые идеи буддизма, которые в том или ином виде присущи для всех его течений и направлений.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части:

Знать:

- фактический материал по истории буддизма и его основных направлений (с учетом уже имеющихся исторических знаний) (ПК-13);

- теоретический материал (основы учения, основные нравственные заповеди и система ценностей буддизма, специфика организации общин верующих, а также особенности двух направлений буддизма: хинаяны и махаяны) (ПК-11).

Уметь:

- квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса (ПК-14);

- толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, строить межконфессиональный диалог (ОПК-2).

Владеть:

- понятийным аппаратом (ОПК-3);

- познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов (ПК-11).

Актуальность темы. Буддизм (на что еще в 1918 г. обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Поэтому, как отметил в свое время Е.А. Торчинов, всегда следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще», но, при этом следует допустить, что «тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным)». Именно этот круг базовых идей можно назвать «основами учения буддизма» и им посвятим данное занятие.

 

Теоретическая часть. Первый вопрос состоит в характеристике основных источников буддийского вероучения – Дхаммапады и Трипитака (Типитаки): время возникновения (записи), структура, основное содержание.

Далее следует рассмотреть вопрос о формировании комплекса предпосылок возникновения буддизма в Индии в середине I тыс. до н.э.: уделить особое внимание характеристике социально-политической ситуации в регионе, а также кризису древней ведической религии, хранителями которой были брахманы и возникновению альтернативных учений (появлению новых неортодоксальных аскетических движений - шраманов). Смотреть работы Л.С. Васильева, А.Н. Кочетова, Е.А.Торчинова.

Чрезвычайно важным является изучение личной судьбы основателя буддизма, – судьбы, в полной мере отражающей его учение. Подготовиться к данной части занятия можно с опорой на работы Г. Бекка, С. Ольденбурга, Р. Пишеля.

При изучении догматических основ буддизма необходимо обратить внимание на такие понятия, как дхарма, скандха, карма, сансара. Характеристика Четырех Благородных Истин должна также сопровождаться обращением к анализу нравственных основ буддизма (последнее возможно путем обращения к анализу 183 стиха «Дхаммапады»). В этом разделе, кроме уже названных, чрезвычайно полезными окажутся труды в первую очередь классиков отечественной ориенталистики – С.Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербацкого и О.О. Розенберга.

После изучения буддийских догматов логично перейти к рассмотрению и характеристике специфики двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны. Информацию по этому вопросу можно найти, как в словарях по буддизму, так и в указанных выше изданиях.

 

Вопросы и задания:

1. Основные источники вероучения: Дхаммапада (изречения Сиддартхи Гаутамы), Трипитака («Сутра-питака», «Винайя-питака», «Абдхидхарма-питака»).

2. Исторические условия возникновения и распространения буддизма в Индии.

3. Сиддхартха Гаутама: жизненный путь и преображение (Будда).

4. Основные положения учения буддизма:

- Четыре Благородные Истины;

- учение о причинно-зависимом происхождении и карме;

- доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности);

- буддийская космология.

5. Особенности двух направлений буддизма: хинаяны и махаяны.

Задания:

Составить словарь основных философских категорий и понятий по разделу занятия «Основные положения учения буддизма».

 

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Источники.

1. Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2 /Ред.-сост. Е.А.Торчинов. СПб., 1993.

2. Дхаммапада /Пер с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Отв. Ред. Ю.Н.Рерих. М., 1960 (Рига, 1991).

Литература.

1. Буддизм: карманный словарь / Е.А. Торчинов. СПб., 2002.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М, 2006.

3. Категории буддийской культуры. СПб., 2000.

4. Ольденбург С. Ф.Будда. Его жизнь, учение и община. М., 1900.

5. Ольденбург С.Ф. Буддизм и массовые культы // Основы индийской культуры. М., 1991. С. 20-40

6. Основы буддийского мировоззрения. М., 1994. Ч. 1. С.18-38.

7. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2005.

9. Торчинов Е.А. Краткая история буддизма. СПб., 2008.

10. Щербатской Ф.И Философское учение буддизма // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып.4. М., 1989. С.224-238.

11. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Интернет ресурсы

Ассоциация «Буддизм в интернете» http://buddhist.ru/: основы буддизма, история, течения, новости современного буддизма.

Буддийская библиотека д-ра Александра Берзинаhttp://www.berzinarchives.com/web/ru/ Александр Берзин — американский буддолог, тибетолог, историк, доктор философии Гарвардского университета. Сайт содержит статьи, книги и аудиозаписи лекций А. Берзина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: