double arrow

Тема 3. Буддизм за пределами Индии: основные направления

Цель занятия: Данное занятие является логическим продолжением предыдущего, поскольку посвящено дальнейшему развитию буддизма после его «исхода» из Индии. Главная цель – выявить изменения и дополнения первоначального учения Будды по мере его распространения на другие территории восточного мира. Уделить особое внимание таким основным направлениям в буддизме, как хинаяна, ваджраяна, махаяна, дзэн, ламаизм, тхеравада, гелугпа.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части:

Знать:

- фактический материал по истории буддизма и его основных направлений (с учетом уже имеющихся исторических знаний) (ПК-13);

- теоретический материал (специфика отдельных течений и направлений буддизма) (ПК-11).

Уметь:

- квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса (ПК-14);

- толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, строить межконфессиональный диалог (ОПК-2).

Владеть:

- понятийным аппаратом;

- познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов (ПК-11);

- способностью работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).

Актуальность темы. Связана сширокой географией распространения буддизма, который, решительно переступив этно-конфессиональные и этно-государственные границы, стал религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями: буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке.

Теоретическая часть. Что касается путей распространения буддизма, то план семинара предусматривает рассмотрение этого процесса в хронологическом порядке: Шри-Ланка, Юго-Восточная Азия, Китай, Япония, Тибет.

Процесс подготовки к занятию предполагает деление магистров на малые группы, каждая из которых занимается отдельным регионом: анализирует время и пути проникновения буддизма в соответствующий регион, выделяет основные этапы его развития, отмечает и характеризует особенности в интерпретации буддистского учения и наиболее значимые школы (направления) буддизма, появившиеся (бытовавшие) в данном регионе; кроме того, завершить анализ следует характеристикой положения буддийских общин в данном регионе на современном этапе. Итогом занятия должно стать формирование общей картины распространения буддийского учения вширь, а также уяснение времени и места появления его основных интерпретаций (и их сущностных особенностей). Для большей четкости усвоения материала возможно составление сравнительной таблицы различных направлений буддизма и составление карты его распространения.

Подготовка вопросов практического занятия должна начинаться, прежде всего, с изучения справочных изданий, поскольку, чтобы разобраться в сути этих учений, необходимо точно уяснить их терминологию, отличающуюся крайним разнообразием и сложностью. Затем следует приступать к изучению специальной литературы, относящейся к тому или иному региону.

Вопросы и задания

1. Распространение буддизма на Цейлоне, особенности развития учения, общины и государства.

2. Проникновение буддизма в Юго-Восточную Азию (Индонезия. Вьетнам. Малайзия. Таиланд. Бирма), его региональные особенности.

3. Буддизм в Китае: столкновение буддизма с конфуцианством и даосизмом, китаизация буддизма, религиозный синкретизм; возникновение новых направлений буддизма.

4. Буддизм в Японии, его синтез с местными культами. Специфические особенности японских школ буддизма.

5. Буддизм в Тибете (ламаизм): время и пути проникновения буддизма в Тибет; синтез махаяны, ваджраяны и архаических культов; учение Падмасабхавы («красношапочные») и реформы Цзонхавы («желтошапочные»), создание ортодоксального ламаизма; иерархия ламаизма: Далай-лама, система монашеских общин, общины мирян.

 

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Литература.

1. Абаев Н. В.Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. М., 1983.

2. Буддизм в Японии. М., 1993.

3. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

4. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М., 2001.

5. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. СПб,. 1919.

6. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994.

7. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.

8. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.

9. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни Азии. М., 1983.

10. Корнев В.И. Тайский буддизм. М., 1973.

11. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973.

12. Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 2003.

13. Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.

14. Судзуки Д. Основы Дзэн-буддизма. Канцуки С. Практика Дзэн. Бишкек, 1993.

15. Тэнзин Гьяцо. Далай-Лама XIV Тибета. Буддизм Тибета. М.-Рига, 1991.

16. Шпажников Г.А. Религии стран ЮВА. М.: Наука, 1980.

Интернет ресурсы

Ассоциация «Буддизм в интернете»http://buddhist.ru/: основы буддизма, история, течения, новости современного буддизма.

Буддийская библиотека д-ра Александра Берзинаhttp://www.berzinarchives.com/web/ru/ Александр Берзин — американский буддолог, тибетолог, историк, доктор философии Гарвардского университета. Сайт содержит статьи, книги и аудиозаписи лекций А. Берзина.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: