double arrow

Тема 5. Византийское богословие и его влияние на русскую православную традицию

Цель занятия: рассмотреть эволюцию восточного - византийского богословия, от восточных отцов Церкви до падения Византии; охарактеризовать его основные направления и выявить его значение для христианской мысли, но в первую очередь, – в регионах православного вероисповедания, прежде всего в России.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части:

Знать:

- фактический материал по истории православной Церкви (с учетом уже имеющихся исторических знаний) (ПК-13);

- теоретический материал (специфику византийского богословия: в ранний (классический) период IV–VI вв., в поздний период XIV – первой половины XV вв.) (ПК-11);

- основы межкультурных коммуникаций и взаимовлияния религиозных систем (основные аспекты влияния византийского богословия на отечественное Православие) (ПК-14);

- концептуальные модели и подходы к проблеме формирования межконфессиональной толерантности (ОПК-2).

Уметь:

- квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса (ПК-14);

- толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, строить межконфессиональный диалог (ОПК-2).

Владеть:

- понятийным аппаратом (ОПК-3);

- познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов (ПК-11).

Актуальность темы: занятие позволяет обратиться к вопросу специфики восточной, православной Церкви.

 

Теоретическая часть. При подготовке особое внимание следует уделить корпусу источников – писаний учителей Православия, разобраться в которых – это отдельная задача.

План занятия условно делит развитие византийского богословия на самые важные его этапы: ранний (классический) период IV–VI вв., в который произошло оформление основ учения и самой Церкви; период иконоборчества, явившийся важнейшим этапом в истории Православия, «спровоцировавшим» все его дальнейшее развитие (при изучении этого периода необходимо уделить внимание связи иконоборчества с нехристианскими культами и выявить причины его поражения и победы иконопочитания); постиконоборческий период и эпоха Комнинов отмечены новым витком богословской мысли, базирующейся как на внутренних потенциалах, так и находящееся под влиянием западного христианства (это эпоха, приближающая зрелость осознания восточным богословием христианской идеи); поздний период XIV – первой половины XV вв. представлен двумя главными направлениями: исихазмом и его оппонентами, что особенно важно для понимания, поскольку в России данное противостояние повторится в споре нестяжателей и иосифлян.

Проблема влияния византийского богословия на отечественное Православие имеет три объекта для изучения: монастырский устав, уходящий в эпоху иконоборчества, породивший в России устав киновии, доведенный до высшей точки развития Сергием Радонежским и его учениками; связь исихазма и учения Нила Сорского; византийский канон как идейная основа реформ патриарха Никона.

При подготовки к занятию следует начать работу со словарей и энциклопедий, затем ознакомиться с общими трудами по истории Православия (В.В. Бычков, Болотов В.В, Л.П. Карсавин, Л.П. Карташев и пр. Особое внимание следует уделить фундаментальным работам А.Н. Лебедева.), а затем переходить к трудам частного характера. При работе над сочинениями русских философов православного толка (С. Булгаков, И. Мейендорф, В.Н. Лосский) следует учитывать их конфессиональную и авторскую позицию.

Вопросы и задания

  1. Отцы Восточной Церкви IV-VI вв.:

- Александрийская богословская школа: Климент Александрийский и его оценка античной философии; вера и знание в учении Климента. Ориген, его судьба и судьба его философии. Афанасий Великий и его роль в утверждении тринитарного догмата.

- Антиохийская богословская школа: Иоанн Златоуст – судьба и сочинения.

- Каппадокийская богословская школа: Василий Великий и его роль в христианской церкви (монашество, литургия). Григорий Богослов – судьба и сочинения. Григорий Нисский и его антропология.

  1. Зрелая патристика и поздневизантийские мыслители.

- Максим Исповедник и его учение о воле и личности человека. Византийское богословие эпохи иконоборчества: Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры». Фотий и его место в истории Церкви.

- Борьба с платонизмом в XI—XIV вв. Николай Мефонский и решения Собора 1157 г.

- Церковное право и труды византийских богословов XII в.: Алексей Аристин (толкования на «Синопсис») Феодор Вальсамон (толкования на «Номоканон»), Иоанн Зонара (толкования на «Синтагму»).

- Исихазм (Григорий Синаит, Григорий Палама) и «паламитские споры».

  1. Влияние византийского богословия в России:

- Феодосий Печерский и Федор Студит (практика монашеского устава).

- Нил Сорский и исихазм Григория Синаита и Григория Паламы как основа нестяжательства.

- византийское богословие как основа реформы патриаха Никона.

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Источники.

1. Афанасий Великий. Творения. В 4 тт. М., 1994.

2. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийския. Творения. Ч. I -V. Репр. М., 1991-93.

3. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1996.

4. Восточные отцы и учители церкви IV века. Антология. В 3 тт. / Сост. Иером. Иларион (Алфеев). М., 1999.

5. Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 тт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

6. Григорий Палама. Беседы. В 3 тт. М., 1994.

7. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.

8. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону, 1992.

9. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1993.

10. Иоанн Златоуст, св. Полное собрание творений: В 12 т. М., 1991.

11. Иоанна Златоустаго, архиеп. Константинопольскаго. Избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. В 2 тт. (Собр. творений. Т. IV. СПб., 1898.). М., 1993.

12. Св. Григорий Богослов. О началах/Пер., коммент. Т.Сидаша//Вестник РХГИ. – СПб., 1997. №1. С.167-176.

Литература.

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7-9.

2. Аверинцев С. С. Философия. // Культура Византии. Вторая половина VII—XII вв.М., 1989.

3. Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли. // Культура Византии.IV—первая половина VII вв. М., 1989.

4. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов: история богословской мысли. М., 2007.

5. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4-х т. Т.1. Введение в церковную историю. Т.2. История церкви в период до Константина Великого. Т.3. История церкви в период вселенских соборов. Ч.1. Т.4. История церкви в период вселенских соборов. Ч.2. М., 1997.

6. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной Церкви. М., 1991.

7. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. Т.1. Раннее христианство. Византия. Т.2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. – СПб.,1999.

8. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М., 1996.

9. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994.

10. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1991.

11. Крестный путь Иоанна Златоуста/Сост. и общ. ред. О.В.Орловой. М., 1996.

12. Лебедев А.Н. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX и XI веках (от конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г.). СПб.,1997.

13. Лебедев А.Н. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.). СПб., 1997.

14. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

15. Лосский В.Н. Богословские труды. Т.8. – М., 1972.

16. Лосский В.Н. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник /Пер. с фр.//Альфа и Омега.1995.№3.С.83-95.

17. Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001.

18. Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб.,1997.

19. Мейендорф И. Историческое значение учения св. Григория Паламы. // Вестник РСХД. № 46.

20. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. Париж, 1990.

21. Флоровский Г. В. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1990.

22. Флоровский Г. Св. Григорий Палама и традиция Отцов. // Альфа и Омега. М., 1996. № 2/3 (9/10).

23. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 тт. М., 1993-1995.

24. Янг Ф.М. От Никеи до Халкидона. Введение в греческую патристическую литературу и ее исторический контекст. Перевод с англ. П. Б. Михайлова, А. В. Серегина, М. В. Егорочкина и др. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

Интернет ресурсы.

http://antology.rchgi.spb.ru/autor_list.rus.htm Библиотека христианских авторов от апостольских мужей до XIV в.

Библиотека святоотеческой литературыhttp://www.orthlib.ru/authors.html имеются труды Отцов Церкви.

Библиотека Якова Кротоваhttp://www.krotov.info/ Один из крупнейших и сайтов посвященных истории христианства. Источники по теме занятия и исследовательскую литературу можно найти здесь. Помимо библиотеки имеются подробные справочники и хронологии.

Проект «Biblical Studies»http://www.biblicalstudies.ru/ Тексты научных исследований, источники (ВЗ, НЗ, тексты христианских авторов от апостольских мужей до XIV в.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: