РАССТАНОВКИ И аттестации КАДРОВ
13.1. Психологическая сущность и структура профотбора. Термины и определения
13.2. Содержание цели и функции аттестации
13.3. Психологические основы профессионального обучения
Психологическая сущность и структура профотбора.
Термины и определения
Можно выделить несколько направлений, на которых основывается успешная деятельность современных предприятий[1]:
1. Ориентация всех частей предприятий на рыночное поведение (технологии, дизайн продукции, подбор и найм работников, использование инициативы и идей сотрудников в текущей практике).
2. Построение партнерских отношений и баланс интересов (с сотрудниками, клиентами, смежниками, другими организациями).
3. Создание условий повышения эффективности совместной и индивидуальной деятельности сотрудников (персональные компьютеры, ноутбуки, автомобили, гибкие графики работы и др.).
4. Децентрализация управления, расширение управленческих полномочий для все большего числа работающих.
|
|
Понятно, что реализация этих основополагающих моментов в русле кадровой политики предполагает особое отношение к подбору и найму сотрудников, признанию их права на выбор организации, заключение обоюдовыгодного соглашения, права на адекватное взаимное информирование о характере предстоящей деятельности, перспективах карьерного роста, индивидуальных предпочтениях и пожеланиях.
Психологический профотбор персонала и психологическое консультирование по выбору профессий стали ведущими направлениями индустриальной психологии первой половины XX в. не только в США, но и во всех развитых странах мира (в том числе и в России 20–30-х гг.).
В 80–90-е гг. XX в. подбор наиболее подходящего персонала и его систематическая оценка стали органической составляющей TQM (Total Quality Management) – концепции всеобщего управления качеством производства и продажи товаров и услуг.
Английские психологи Доминик Купер и Айвен Т. Робертсон (2003) приводят данные об экономической эффективности психологического отбора персонала. Экономическая выгода от приема наиболее подходящих сотрудников в производственную организацию может составить 6–20 % от существующего уровня эффективности производства. Так, в Великобритании при отборе старших офицеров полиции специально организованные методы оценки позволили получить финансовую выгоду в размере 800 тыс. фунтов (по сравнению с традиционными методами отбора).
Психологический отбор в военной авиации США позволил снизить отсев курсантов по непригодности с 75 до 36 % и сэкономить около 1 млн.$ на каждые 100 успешно закончивших обучение военных летчиков.
|
|
В литературе с 1970-х гг. уже появлялись публикации о том, что даже в массовых рабочих профессиях встречаются виды труда, которые тяжело осваиваются молодыми работниками, и поэтому для таких профессий был рекомендован профессиональный подбор лиц, наиболее подходящих по своим психофизиологическим качествам (табл. 1).
Таблица 1
Данные о степени пригодности кандидатов к различным
гражданским профессиям [2]
Вид профессиональной деятельности | % лиц, не пригодных к работе |
Сборка мелких деталей на конвейере | 7-8 |
Работа аппаратчика химического производства | 15-20 |
Работа монтажника-высотника | 20-40 |
Работа слесаря-инструментальщика и шлифовальщика-полировщика деталей | До 80 |
В целом психологический профотбор персонала оправдан в условиях, когда число претендентов на вакансию превышает число вакансий. В экономических условиях нашей страны психологический профотбор получил распространение в 1980-е гг. и значительно расширился с переходом на рыночные способы хозяйствования в 1990-е гг.
Введем определения понятийного аппарата данной темы:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ [3] – совокупность психофизиологических и психических особенностей индивида, необходимых и достаточных (при условии соответствующего обучения) для достижения общественно приемлемых показателей в конкретном виде трудовой деятельности; мотивационное принятие индивидом данного вида труда, склонность к данному виду деятельности, соответствие его психических качеств требованиям, предъявляемым к данной профессии.
Е.А. Климов разработал классификацию профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности[4]:
а) годность к деятельности – при отсутствии каких-либо противопоказаний;
б) непригодность (временная или постоянная, практически непреодолимая) – наличие отклонений в состоянии здоровья, несовместимых с требованиями профессии;
в) соответствие определенной области деятельности – нет противопоказаний по здоровью и имеются некоторые личные качества, которые указывают на возможность выбора определенной профессии;
г) призвание человека к конкретному виду (видам) деятельности – высший уровень профессиональной пригодности, который характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям деятельности.
Как отмечалось в лекции 10 по показателю возможности или трудности формирования эффективного ИСД (подготовки эффективных работников) К.М. Гуревич[5] выделил два вида профессий:
Профессии первого типа – виды деятельности, в которых
А) отсутствует зона неопределенности, т.е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения);
Б) деятельность выполняется в экстремальных условиях;
В) деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности.
Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезен профессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда К.М. Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.
Профессии второго типа, где:
А) деятельность имеетневысокую степень разнообразия профессиональных задач, и может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач.
Б) деятельность, имеющая известную «зону неопределенности», позволяющую выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта.
|
|
Для профессий второго типа К.М. Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.
Под профессиональным отбором [6] понимают процесс практического выделения из имеющихся кандидатов тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное исполнение некоторого круга обязанностей. Отбор становится актуальной задачей, если имеет место избыток претендентов или высокая стоимость профессиональной подготовки либо же если для выполнения определенной деятельности к ее субъекту предъявляются высокие требования (например, требуется наличие таких психологических качеств, как способность противостоять стрессогенным факторам, оперативно принимать ответственные решения и т. п.). Особый аспект проблемы – отбор под задачу, под руководителя, в управленческую команду, при реальной или субъективной значимости для руководителя его безопасности и т. п.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР [7] – процедура исследования и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной специальностью.
Профессиональный отбор состоит из четырех компонентов: медицинского, физиологического, педагогического, психологического. Таким образом, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – это медико-биологическое и психолого-педагогическое обследование индивида, определение результатов соответствия этих обследований критериям данной профессии.
Профессиональный отбор основывается на следующих принципах [8]:
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
- установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
|
|
- определение продолжительности периода работы в одной должности и на одном и том же участке работы;
- возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
- состояние здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации. Застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.
В психологическом отношении ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – психологический отбор, состоящий из применения системы стандартных процедур обследования, соотнесенных с профессиограммой данной профессии, и математического аппарата верификации[9] прогноза. В отборе персонала выделяют ряд последовательных шагов[10]:
1. Оформление анкетных и биографических данных;
2. Анализ рекомендаций и послужного списка;
3. Собеседование;
4. Диагностика профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества;
5. Медицинский контроль;
6. Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности;
7. Принятие решения о найме на работу.
ПЕРСОНАЛ [11] – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
ПЕРСОНАЛ [12] – полный личный состав наемных работников.
ПЕРСОНАЛ [13] – личный состав или часть сотрудников организации, представляющая собой по профессиональным или другим признакам единое целое (управленческий, обслуживающий, технический). В широком смысле слова под персоналом понимается совокупность всех работников, актуально задействованных в жизнедеятельности организации (постоянные сотрудники, временно не работающие лица, совместители, работающие по договору и др.).
КАДРЫ [14] – часть персонала, которая состоит в штате организации.
ШТАТЫ [15] – перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей, которые имеются в организации с указанием соответствующих должностных окладов.
Таким образом, понятие «штаты» отражает формальную структуру (реальную или планируемую, прогнозируемую), «кадры» – основной состав работников, «персонал» – все человеческие ресурсы организации, людей, так или иначе сотрудничающих с организацией. Очевидно, что за понятиями «персонал» и «человеческие ресурсы» скрывается более разнообразное и динамичное содержание, это – область творчества специалистов по персоналу
ПОДБОР И РАССТАНОВКА ПЕРСОНАЛА [16] – рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы – с другой.
НАЙМ [17] – ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.
Подбор персонала реализуется посредством разных технологий:
1) организация информации кадровой службы о плановом убытии сотрудника (ожидаемое увольнение, длительная командировка, уход на пенсию и др.) или неплановом увольнении;
2) оценка вакантного рабочего места, пересмотр должностных обязанностей и инструкций, должностных требований к специалисту. Нередко бывает, что в процессе деятельности предшествующего работника сложились новые функциональные обязанности или, напротив, некоторые из них стали неактуальными;
3) принятие решения о наборе новых сотрудников;
4) действия отдела кадров по организации приема (поиск внутри фирмы, объявление внутреннего конкурса, рекламные объявления о внешнем наборе, отбор специалистов, оценка их ПВК, рекомендаций и пр.)
Найм как сложный процесс принятия решения о зачислении кандидата на работу в штат организации, в отличие от отбора, предполагает многостороннее согласование интересов кандидата и организации, их актуальных и долгосрочных целей. Здесь должны быть учтены такие критерии, как удовлетворенность работой, социальный контекст должности, здоровье и личные планы (обучения, создания семьи и пр.), индивидуальные особенности человека и корпоративной культуры, взаимное принятие и др. Этот процесс учета некоторые специалисты даже отождествляют с процедурой заключения брака. Именно поэтому акт согласования интересов работодателя и работника принимает характер сложных и достаточно формализованных процедур.
Можно выделить три основные стратегии найма персонала:
1) для обеспечения функционального соответствия должностным требованиям или привлечения «новой крови»;
2) для текущей работы или долгосрочной карьеры в организации;
3) найм с ориентацией на уровень подготовленности.
После заключения трудового соглашения реализуются стандартные программы психологического сопровождения (включения) нового сотрудника:
1. Реалистичное приглашение сотрудника (оценка фирмы, рабочего места, перспектив роста и др.).
2. Выдача информационных ознакомительных материалов. Знакомство со сводом основных правил поведения и работы («кодексом», принципами корпоративной культуры).
3. Ритуал посвящения.
4. Ознакомительный семинар в Учебном центре.
5. Определение наставника (определение срока, системы оплаты, ответственности старшего коллеги).
6. Включение в программу мероприятий фирмы (в «ткань» корпоративной культуры).
7. Решение комиссии (за неделю до окончания испытательного срока)
РОТАЦИЯ [18] – назначение работника («по горизонтали») на должность одного должностного уровня, как правило, с дополнительными мотивациями морального и материального порядка.
РОТАЦИЯ [19] – способ управления персоналом, заключающийся в периодическом или эпизодическом «горизонтальном» перемещении работников, – частичном или полном изменении их трудовых функций, служебных обязанностей и прав без изменения положения в служебной иерархии. Ротация используется как для стимулирования трудовой активности работников, практической оценки их потенциала, так и для оперативного замещения вакантных должностей с целью решения актуальных задач организации.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА [20] – вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Следует различать понятия «высвобождение» и «увольнение».
УВОЛЬНЕНИЕ [21] – прекращение трудового договора (контракта) между администрацией (работодателем) и сотрудником. Можно выделить три вида увольнений:
- увольнение по инициативе работника (в отечественной терминологии – по собственному желанию);
- увольнение по инициативе работодателя (в отечественной терминологии – по инициативе администрации);
- выход на пенсию.
АНАЗИЗ РАБОТЫ персонала[22] – совокупность процедур сбора и анализа информации о содержании, условиях работы и требованиях, предъявляемых к работникам. Анализ предполагает оценку эффективности и оплаты труда, планирование деятельности, обучения, карьеры работников, решение вопросов безопасности труда и включает четыре основных этапа:
- анализ существующей документации;
- согласование технологий работы с линейными менеджерами и другими экспертами;
- разработка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик;
- периодический анализ и корректировка обязанностей и квалификационных характеристик.
В результате таких процедур определяются актуальные функциональные обязанности и квалификационные требования к работникам.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ [23] – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ [24] – перечень знаний, навыков, умений, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.
ОРИЕНТАЦИЯ [25] – спланированное ознакомление новых работников с организацией, ее сотрудниками и содержанием работы.
АДАПТАЦИЯ [26] – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Задачи адаптации:
- ускорение достижения приемлемых показателей в работе;
- облегчение вхождения в коллектив;
- снижение чувства тревожности, неуверенности в себе;
- сокращение текучести кадров;
- экономия затрат времени окружающих на помощь и консультации;
- повышение удовлетворенности работой;
- достижение в результате общей экономии затрат.
Процесс адаптации включает несколько этапов.
1. Ознакомительный, длящийся примерно месяц (знакомство сотрудника с организацией, обязанностями, правами, требованиями, возможностями; одновременно происходит оценка подготовленности нового сотрудника к работе.
2. Этап вхождения продолжительностью до года (достигается овладение системой знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных требований, освоение в новом коллективе).
3. Интеграционный, в течение которого постепенно происходит приобретение, углубление и совершенствование необходимых навыков и знаний, формирование их единого комплекса. Работник приобретает квалификацию соответствующего уровня, превращается в специалиста, способного самостоятельно и заинтересованно работать, получать удовлетворение от своего труда, стремиться к совершенствованию.
Принято различать адаптацию
Первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта), связанную, как правило, с большими трудностями | Вторичную (для опытных работников), обычно протекающую быстрее и не требующую особой помощи со стороны руководителя |
Элементом первичной адаптации можно считать профессиональную ориентацию.
Вопрос подбора и взаимной адаптации работника и работодателя есть процесс реализации множества явных и скрытых тактических и стратегических «ходов» работодателя и субъекта – кандидата на работу, их рефлексии предшествующего опыта, прогноза поведения партнера ивзаимодействия с ним. Это всегда множество когнитивных, поведенческих иэмоциональных актов, складывающихся в более или менее адекватную систему межличностного взаимодействия.
В целом, однако, с развитием общества в процессе становления демократических институтов в государстве, с возрастанием интеллектуально емких технологий труда возможности и «шансы» кандидата на работу вразных организациях поступательно увеличиваются.
Существует несколько стратегий поведения кандидатов:
- человек использует простые ишаблонные сценарии поведения – «игры, в которые играют люди» (по Э. Берну). «У каждого плута свой маневр» – так говорит народная мудрость о возможных вариациях поведения субъекта данного типа в его межличностных взаимодействиях, – грубовато по форме, но верно по существу;
- тщательная заблаговременная подготовка, изучение кандидатом на вакансию всех объективно и субъективно значимых обстоятельств. Характерными примерами второй стратегии – использования «домашних заготовок» в поведении кандидата на работу перед решающей встречей в жизненно значимых для него ситуациях;
- готовность и способность субъекта выделять особенности когнитивной «карты мира» партнера и поэтапно вместе с ним продвигаться к общей цели.
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА [27] – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации.
ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА [28] – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Для оценки профессионального потенциала, профессионально важных качеств, способностей работника используются разные методы:
Интервью |
Тесты достижений |
Тесты интеллекта |
Личностные тесты |
Ситуативные методы |
Суждения коллег |
Биографические методы |
Ассесмент-центр |
Рекомендательные письма |
Способствовать повышению эффективности психологической диагностики может применение комплексного подхода в его различных вариантах. Один из них – кадровый конкурс, предполагающий процедуру профессионального соревнования между несколькими кандидатами на должность. В отечественной практике эта технология успешно используется в научных и культурных учреждениях, в вузах. Другой технологией, приобретающей все больший вес, считают центры оценки (assessment center). Впервые использованная в 1980-х гг. психологами Американской телефонной и телеграфной компании (AT&T) многодневная и многоступенчатая процедура оценки кандидатов в дальнейшем получила широкое распространение. Аналог этого подхода, так называемое ситуативное тестирование использовалось в немецкой армии в 1920-х гг.; с 1940-х гг. – в Управлении стратегических служб США. Отборочные процедуры заключались в том, что кандидаты на должность или на служебное продвижение помещались в условия, имитирующие реальные профессиональные ситуации; это позволяло экспертам наблюдать за действиями кандидатов в условиях стресса.
Эффективность подхода во многом поддерживается техникой структурированного наблюдения, простейшим вариантом которой являются шкальные оценки – все критерии деятельности кандидата трансформируются в отдельные оценочные шкалы, которые в заключение исследования тем или иным способом интегрируются в итоговую оценку.
К числу наиболее популярных процедур оценки принадлежат:
- индивидуальные профессиональные задания (планирование, организация, контроль и анализ, принятие решения);
- групповые дискуссии (с фиксированными или свободным выбором ролей);
- групповые задания (предполагающие кооперацию или соперничество);
- ролевые игры; индивидуальные и групповые интервью и презентации; тесты способностей и достижений;
- тесты интересов и личностные карты.
Типичными методиками являются следующие:
ü «Почтовая корзина»: по отрывкам из документов (корреспонденция в почтовой корзине) необходимо сделать письменное заключение о характере проблемы и предложить вариант ее решения;
ü «Презентация»: доклады на избранную тему или презентация себя как руководителя подразделения, презентация своей организации.
ü «Групповая дискуссия»: свободное обсуждение какой-либо профессиональной темы.
ü «Кейс-метод»: анализ сложных случаев из реальной практики.