Психологические основы профессионального обучения

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА [31] – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. Существует три основных вида обучения (табл. 2): подготовка кадров; повышение квалификации кадров; переподготовка кадров.

Таблица 2

Характеристика видов обучения [32]

Виды обучения Характеристика видов обучения
1. Подготовка кадров:     1.1. Профессиональная начальная подготовка 1.2. Профессиональная специализированная подготовка Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осу­ществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь)
Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фунда­мента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров)
Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладе­ния определенной профессией (например, специалист, магистр)
2. Повышение квалификации кадров     2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей 2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью при­ведения их в соответствие с современными требованиями производ­ства, а также для стимулирования профессионального роста (обучают­ся занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)
Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализация и углубление их. Обучаются специалисты (го­ризонтальная мобильность)
Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)
3. Переподготовка кадров (переквалификация) Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обуче­ния (поведения) для освоения новой профессии и качественно дру­гой профессиональной деятельности (обучаются занятые в произ­водстве работники или безработные, имеющие практический опыт)

 

Обучение может осуществляться:

на рабочем месте (табл.3); вне рабо­чего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение) – таблица 4.

Таблица 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: