Содержание и структура профессиограммы, психограммы

На основании целей и задач, для решения которых предназна­чены те или иные описательные системы профессий. Е.М. Ивано­ва[13] выделяет следующие типы профессиограмм:

ü информационные профессиограммы предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес;

ü ориентировочно-диагностические профессиограммы служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности;

ü конструктивные профессиограммы служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;

ü методические профессиограммы служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направ­лены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание кон­кретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие про­фессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;

ü диагностические профессиограммы, целью которых является под­бор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кад­ров (например, организация работы по схеме составления анали­тической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократиче­ском» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходи­мый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются со­ответствующие психодиагностические методики.

А.К. Маркова[14] анализирует и выделяет следующие основные под­ходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (со­циальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оцен­ки результатов и т. п.

Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), рас­крывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики тру­да и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволя­ет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Психологически ориентированная профессиограмма выделяет: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж ра­бочего времени при выполнении конкретных заданий, времен­ная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутреннюю картину труда: типичные реакции лично­сти на определенные профессиональные ситуации, интеграль­ные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, пси­хомоторика).

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:

ü четкое выделение предмета и результата труда (на что направ­лены главные усилия человека);

ü не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описа­ние целостной профессиональной деятельности;

ü демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

ü показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

ü направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессиональ­ного обучения, рационализации труда и др.);

ü выделение и описание различных некомпенсируемых профес­сиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Составляющей профессиограммы является психограмма.

По В. Штерну психограмма является результатом профессиграфирования и может быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение состав­лялось по обширной программе – полной психографической схеме. Во втором случае, при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для об­суждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составля­лась при разовом обследовании личности, продольная – при со­поставлении результатов психологического обследования лично­сти несколько раз во времени. Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях раз­вития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

С.Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психо­граммы, составленные в 20-е гг. для профотбора летчика и вагоново­жатого: психограмма успешного летчика (составленная итальянским психологом Джемелли); психограмма успешного.вагоновожатого (составленная берлин­ским психологом К.Траммом).

Психограмма, являясь описанием человека труда в профессии, включает две группы характеристик[15]:

1. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста. К ним относят:

ü мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;

ü профессиональные притязания, профессиональная само­оценка, самоосознание себя как профессионала;

ü эмоции, психические состояния, эмоциональный облик;

ü удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

2. Характеристики операциональной сферы специалиста:

ü психологические знания о труде, о профессии;

ü психологические действия, способы, приемы, умения, тех­ники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей);

ü профессиональные способности, профессиональная обу­чаемость, открытость к профессиональному росту;

ü профессиональное мышление, в том числе креативность, возможность обогатить опыт профессии;

ü профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста;

ü психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с про­фессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере;

ü линии профессионального роста и линии распада про­фессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Э.Ф. Зеер[16] дает более подробную структуру психограммы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: