На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий. Е.М. Иванова[13] выделяет следующие типы профессиограмм:
ü информационные профессиограммы предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес;
ü ориентировочно-диагностические профессиограммы служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности;
ü конструктивные профессиограммы служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;
ü методические профессиограммы служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;
|
|
ü диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики.
А.К. Маркова[14] анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.
Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.
Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.
|
|
Психологически ориентированная профессиограмма выделяет: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутреннюю картину труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:
ü четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
ü не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;
ü демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
ü показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
ü направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
ü выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.
Составляющей профессиограммы является психограмма.
По В. Штерну психограмма является результатом профессиграфирования и может быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение составлялось по обширной программе – полной психографической схеме. Во втором случае, при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составлялась при разовом обследовании личности, продольная – при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени. Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.
С.Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психограммы, составленные в 20-е гг. для профотбора летчика и вагоновожатого: психограмма успешного летчика (составленная итальянским психологом Джемелли); психограмма успешного.вагоновожатого (составленная берлинским психологом К.Траммом).
Психограмма, являясь описанием человека труда в профессии, включает две группы характеристик[15]:
1. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста. К ним относят:
ü мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;
ü профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала;
ü эмоции, психические состояния, эмоциональный облик;
ü удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
2. Характеристики операциональной сферы специалиста:
ü психологические знания о труде, о профессии;
ü психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей);
ü профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;
ü профессиональное мышление, в том числе креативность, возможность обогатить опыт профессии;
ü профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста;
ü психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере;
|
|
ü линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Э.Ф. Зеер[16] дает более подробную структуру психограммы.