Классификация предметов ведения

К предметам ведения органов местного самоуправления относятся:

1) предметы исключительного ведения.

Во-первых, это организационные вопросы, касающиеся формирования органов местного самоуправления, закрепления структуры и пр.

Во-вторых, вопросы, связанные с организацией финансово-экономической сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:

- формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью;

- бюджетная сфера;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

В-третьих, вопросы, связанные с развитием социально-культурной сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:

- организация, содержание и развитие муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры и социальной поддержки населения;

- создание условий для деятельности средств массовой информации.

В-четвертых, вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения, это, например:

- охрана общественного порядка;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- обеспечение экологической безопасности.

2) предметы совместного с органами государственной власти ведения.

Громадное большинство областей общественной жизни в силу их сложности нельзя однозначно отнести к сферам исключительной компетенции ни органов местного самоуправления, ни органов государственной власти. Этот факт предопределяет наличие так называемых предметов совместного ведения.

Законодательством не определен перечень вопросов совместного ведения, его необходимо определять методом сравнительного исследования норм Конституции и законодательства.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на:

а) органы общей компетенции, к которым относятся представительные органы местного самоуправления и местная администрация, поскольку предметы их ведения охватывают практически все сферы местной жизни;

б) органы специальной компетенции, к которым относятся структурные подразделения органов местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни, например, комитеты, управления или отделы городской администрации.

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

Вопросы местного значения:

· владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

· местные финансы;

· комплексное социально-экономическое развитие территории;

· содержание и использование муниципального жилого и нежилого фонда;

· содержание и развитие муниципальных учреждений образования и здравоохранения;

· охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

· планирование и застройка населённых пунктов;

· создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

· контроль за использованием муниципальных средств;

· регулирование использования природных ресурсов на территории муниципального образования;

· организация, содержание и развитие муниципальных систем электро-, газа-, тепло- и водоснабжения, канализаций;

· снабжение топливом;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог;

· благоустройство и озеленение территорий муниципального образования;

· организация утилизации и переработка бытовых отходов;

· организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

· муниципальные архивы;

· транспортное обслуживание населения, услуги связи;

· создание условий для развития услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

· создание условий для деятельности учреждений культуры и образования;

· сохранение памятников истории и культуры;

· создание и содержание муниципальной информационной службы;

· создание условий для развития СМИ;

· создание условий для организации зрелищных мероприятий;

· развитие физической культуры и спорта;

· обеспечение социальной поддержки и занятости населения;

· участие в охране окружающей среды;

· обеспечение пожарной безопасности.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством.

Специфические черты полномочий органов местного самоуправления:

1) Представляют собой неразрывное единство прав и обязанностей, закрепленных в законе.

2) Полномочия ОМС закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах, вопросы местного значения, для решения которых ОМС наделяются полномочиями, определяются в законе.

3) Всякое полномочие ОМС реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустоновительного характера.

4) ОМС располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.

5) ОМС могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Первый критерий классификации: Собственные полномочия – такие полномочия, которыми наделяются исключительно ОМС, которые собственно принадлежат им в силу закрепления в законе и в силу того, что с их помощью решаются вопросы местного значения.

Собственные полномочия подразделяются:

· на собственные обязательные – такие полномочия, которые прямо законом закреплены за ОМС и которые они обязаны осуществлять в своей деятельности самостоятельно, без делегирования их кому-либо, в т.ч. и государственным органам.

· на собственные добровольные – это такие полномочия ОМС, которые также принадлежат ОМС, однако они прямо в законе за органами МС не закреплены, но и не исключены из их ведения. Кроме того, эти полномочия не отнесены к ведению госорганов или других муниципальных органов. Эти полномочия носят добровольный характер и ОМС могут принять их к своему ведению, при наличии материально-финансовых ресурсов.

Делегированные полномочия – наделение ОМС отдельными государственными полномочиями (см. п. 4 ст. 54 Земельного кодекса ПМР, ч. 3 ст. 1 Закона ПМР «О государственном нотариате ПМР»). Наделение осуществляется только законами с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Кроме того:

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Делегированные полномочия не теряют характер государственных полномочий и могут быть в любое время возвращены в компетенцию соответствующих государственных органов. Эти полномочия могут делегироваться ОМС лишь в каждом конкретном случае. Каждое делегированное полномочие должно быть обязательно предварительно определено законом.

Для реализации переданных полномочий ОМС соответствующими государственными органами должны быть одновременно переданы необходимые материальные и финансовые средства, ресурсы. Без этого ОМС вправе не принимать к своему ведению передаваемые государственные полномочия.

Второй критерий (по принадлежности их тем или иным ОМС и выборным должностным лицам местного самоуправления):

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Местный Совет утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляет контроль за деятельностью главы администрации.

Полномочия представительного ОМС – исключительные полномочия, т.е. относятся к ведению только исключительно представительному ОМС и эти полномочия Совет не вправе передавать каким либо другим органам местного самоуправления или должностным лицам. Этот перечень полномочий носит исчерпывающий характер:

1.принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования,

2.утверждение местного бюджета и отчета о его выполнении;

3.принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4.установление местных налогов и сборов;

5.установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6.контроль за деятельностью ОМС и должностных лиц местного самоуправления.

Третий критерий (по конкретным областям их деятельности):

1.в области планирования, бюджета, финансов, учета;

2.в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями;

3.в области аграрного сектора, использования земли, других природных ресурсов, охраны природы;

4.в области строительства, транспорта и связи;

5.в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения;

6.в области социально-культурного обслуживания и социальной поддержки и занятости населения;

7.в области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, по объему реализуемых прав и исполняемых обязанностей, а также по широте регулируемых общественных отношений подразделяются на:

а) полномочия общего характера. Контрольные полномочия Совета, например, реализуются в различных формах и затрагивают практически все сферы жизнедеятельности местного сообщества;

б) полномочия конкретного характера. Финансовое управление администрации, например, обязано подготовить проект бюджета на следующий финансовый год, сведя сметы доходов и расходов структурных подразделений администрации.

 

2.

«Полномочия органов местного самоуправления в различных сферах».

 

Прежде всего, хотелось бы отметить, что у каждого органа местного самоуправления есть свои собственные полномочия. При этом, в некоторых областях и сферах жизни общества осуществляют свою деятельность как местные Советы народных депутатов, так и государственные администрации. Таким образом, в одной и той же сфере данные органы могут осуществлять каждый свою деятельность, реализуя собственную компетенцию.

В других же сферах компетенцией обладают только тот или иной орган. В отношении местных Советов Закон «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» выделяет даже исключительную компетенцию, тем самым подчёркивая, что никакой иной орган данной компетенцией не обладает.

Исключительная компетенция Совета (Статья 19.)

Исключительно на сессиях Совета народных депутатов решаются следующие вопросы:

1) признание полномочий депутатов, решение вопросов о досрочном прекращении полномочий;

2) избрание председателя районного, городского Совета народных депутатов, заместителя (заместителей) председателя Совета и освобождение их от должности или принятие их отставки;

3) образование и избрание постоянных комиссий Совета, изменение их состава, избрание председателей комиссий;

4) утверждение регламента, плана работы Совета;

5) заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, государственной администрации, других органов, образуемых или избираемых Советом, а также избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц;

6) заслушивание сообщений депутатов о работе в Совете, выполнении ими решений и поручений Совета и его органов;

7) рассмотрение запросов депутатов и принятие решений по запросам;

8) принятие решений о проведении местного референдума;

9) отмена распоряжений председателя Совета.

10) приостановление действий актов органов территориального общественного самоуправления, предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности, если эти акты нарушают права и законные интересы граждан, проживающих на территории Совета, а также ограничивают установленные законом полномочия Совета;

11) утверждение планов и программ экономического и социального развития территории Совета и отчетов об их выполнении;

12) утверждение бюджета и внесение в него изменений, утверждение отчетов об исполнении бюджета;

13) по предложению государственной администрации, осуществляет перераспределение собственности и отдельных полномочий в области хозяйственного и социально-культурного строительства между Советом и Советами других звеньев, по их взаимному согласию, а также передача отдельных полномочий органам территориального общественного самоуправления; передача им части финансовых средств, ресурсов и собственности;

14) рассмотрение и утверждение плана мероприятий по выполнению наказов избирателей;

15) установление размеров местных налогов и сборов, объявление местных добровольных займов, установление льгот по местным налогам и платежам, установление размера платы за аренду имущественных объектов, входящих в состав местной собственности, установление льгот по республиканским налогам в части, подлежащей зачислению в городской (районный) бюджет в случае, если бюджет города (района) не является дотационным;

16) формирование Президиума городского, районного Совета народных депутатов;

17) установление дополнительных норм расходов на содержание учреждений здравоохранения и социального обеспечения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, определение дополнительных пособий отдельным категориям граждан;

18) рассмотрение и утверждение проектов планирования и застройки населенных пунктов;

19) рассмотрение и решение вопросов административно-территориального деления в пределах своей компетенции;

20) согласование вопросов о создании или преобразовании другими государственными органами, предприятиями (объединениями), организациями и учреждениями экономических и социальных объектов на территории Совета, использовании ими природных ресурсов, а также мероприятий, которые могут привести к изменению экологического, демографического состояния и другим последствиям на его территории;

21) определение количества округов для выборов депутатов Совета, образование соответствующих избирательных комиссий;

22) созыв районным, городским Советами соответственно первых сессий Советов во вновь образованных районе, городе, поселке, селе;

24) учреждение средств массовой информации соответствующего Совета и утверждение их руководителей.

 

В общих сферах деятельности Советы и государственные администрации осуществляют собственную компетенцию.

Полномочия в области планирования, материально-технического обеспечения и учета (Статьи 9, 35.).

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов:

1)рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития территории, программы по вопросам жилищного строительства, благоустройства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы, контролирует их выполнение, утверждает отчеты о выполнении планов и программ;

2) в пределах своей компетенции рассматривает и утверждает планы размещения, специализации и развития предприятий (объединений), организаций и учреждений, независимо от их подчинения и форм собственности, расположенных на территории Совета, заслушивает их руководителей о выполнении планов социально-экономического развития. В необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие органы управления по корректировке этих планов.

Государственная администрация:

1) рассматривает и согласовывает представленные предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, находящимися на ее территории, проекты планов и мероприятий, которые связаны с обслуживанием населения, а также могут привести к изменению экологического, демографического состояния и другим последствиям на ее территории;

2) осуществляет контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, находящихся на ее территории; оказывает содействие органам государственной статистики, предоставляет им и получает от них необходимые данные;

3) составляет планы и программы экономического и социального развития территорий Советов, а также вносит предложения к планам предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности, находящихся на ее территории, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения;

4) имеет право на распределение части товаров народного потребления продовольственной и непродовольственной групп, производимых расположенными на ее территории предприятиями, по нормативам, утвержденным Правительством, для нужд соответствующей территории, а также для обмена по прямым договорам с другими регионами, на основе договоров с предприятиями;

5) осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий, предусмотренных в плане экономического и социального развития его территории и программах;

6) обеспечивает составление необходимых для управления экономическим и социальным развитием соответствующей территории балансов трудовых ресурсов, земельного фонда, местных строительных материалов, топлива, денежных доходов и расходов населения.

Полномочия в области бюджета и финансов (Статьи 10, 36).

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов:

1)рассматривает и утверждает бюджет, при необходимости вносит в него изменения; утверждает отчет об исполнении бюджета;

2) устанавливает местные налоги, сборы и пошлины в пределах, определенных законом.

3) вносит предложения и дает согласие на замену платежей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в бюджет с передачей в распоряжение гос. администрации определенной продукции, материалов, выполнения работ или предоставления услуг;

4) по представлению государственной администрации, создает в составе бюджета резервный фонд, а также утверждает размеры оборотной кассовой наличности для покрытия временных кассовых разрывов, предусматривает в бюджете выделение сумм, необходимых для возвращения кредитов и оплаты процентов по ним, а также субсидий;

5) вправе увеличивать сверх установленных норм расходы на содержание социально-культурных учреждений, включая надбавки к заработной плате их работников, на охрану природы, устанавливать дополнительные льготы и пособия малообеспеченным гражданам, многодетным семьям, престарелым и инвалидам, а также лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и аварий;

6) может объединять на договорных началах средства бюджетов других территорий для решения общих вопросов;

7) рассматривает и утверждает предложения государственной администрации о выпуске местных займов, проведении денежно-вещевых лотерей и иных мероприятий по привлечению средств населения.

Государственная администрация:

1) организует через государственную налоговую инспекцию взимание налогов, сборов, поступление других финансовых средств, предусмотренных законом;

2) финансирует выполнение предприятиями, не входящими в состав местного хозяйства, на договорной основе местных заказов на производство продовольственных и непродовольственных товаров, предоставление услуг населению, а также связанных со строительством и реконструкцией объектов социальной и производственной инфраструктуры;

3) может получать средства из других бюджетов в виде дотаций, субвенций или субсидий, которые имеют целевой характер или направлены на сбалансирование бюджета, исходя из нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя;

4) осуществляет финансирование из бюджета расходов на содержание принадлежащих Совету организаций и учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, своего аппарата, а также расходов, связанных с развитием жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и бытового обслуживания населения, увеличением производства товаров народного потребления, проведением природоохранных мер и мер по укреплению охраны общественного порядка;

5) осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины и обязательствами по платежам в бюджет предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности;

6) вправе выдавать займы в целях содействия социально-экономическому развитию территории, принимать участие имеющимися в его распоряжении средствами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или долевой основе;

7) может с согласия предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и населения, объединять их средства, а также бюджетные и внебюджетные средства Совета на строительство, расширение, ремонт и содержание на долевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры и на природоохранные меры.

Полномочия в области управления местной собственностью, развития местного хозяйства (Статьи 11, 37).

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов:

1) владеет на праве местной собственности:

- имуществом соответствующего Совета и передает его в оперативное управление государственной администрации. Изменение формы собственности может быть произведено только по решению Совета;

- имущественными фондами жилищно-коммунального хозяйства, созданных им или переданных в собственность соответствующей территории предприятий, организаций, учреждений, и другим имуществом для удовлетворения потребностей и запросов населения;

2) решает вопросы создания, приобретения, ликвидации, продажи, или бесплатной передачи имущественных объектов, находящихся в его собственности.

Государственная администрация:

1) вправе создавать за счет имеющихся у нее средств предприятия, организации и учреждения, утверждать их уставы или положения о них, наделять их уставными фондами, назначать руководителей или определять порядок их назначения, преобразовывать эти предприятия в акционерные, принимать участие на долевых началах в создании и эксплуатации совместных предприятий;

2) принимает по согласованию с собственниками решения о включении в состав местного хозяйства соответствующей территории предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с обслуживанием населения; решает вопросы о предоставлении им преимущественного права пользоваться местными земельными и другими природными ресурсами;

3) вносит предложения собственникам по передаче или продаже в местную собственность Совета предприятий и других объектов, принадлежащих им и имеющих важное значение для обеспечения потребностей населения соответствующей территории;

4) содействует созданию на своей территории предприятий;

5) выдает разрешение на занятие предпринимательской деятельностью; содействует созданию крестьянских (арендных) хозяйств, малых предприятий;

6) координирует деятельность предприятий (объединений), организаций и учреждений местного хозяйства;

7) заключает договоры на выполнение работ (услуг) на своей территории с предприятиями, организациями и учреждениями, не находящимися в его местной собственности, и гражданами;

8) координирует в пределах своих полномочий формирование планов предприятий (объединений), организаций и учреждений местного хозяйства, решает вопросы их размещения, специализации и развития;

9) дает согласие на размещение и развитие на своей территории предприятий (объединений), организаций и учреждений, не находящихся в местной собственности Советов;

10) формирует и размещает на договорных началах заказы для предприятий (объединений), организаций и учреждений, независимо от их подчинения и форм собственности, на производство продукции, в том числе товаров народного потребления, разработку конструкторской и технологической документации, методических рекомендаций;

11) организует на договорных началах предоставление предприятиями, организациями и учреждениями, которые не относятся к местной собственности, временно свободных производственных мощностей, оборудования и складских помещений другим предприятиям, организациям и учреждениям;

12) заключает договоры о взаимных обязательствах, связанных с созданием либо преобразованием промышленных объектов, не относящихся к местной собственности.

Государственная администрация регистрирует создаваемые на ее территории предприятия.

Полномочия в области использования и охраны земли, других природных ресурсов, окружающей среды (Статьи 12, 38)

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов:

1) осуществляет контроль за использованием и охраной земли, ее недр, водоемов, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на соответствующей территории в пределах и в порядке, установленных законодательством ПМР; дает заключения в отношении проектов решений государственной администрации о выделении в пределах своей территории части земель в их ведение;

2) контролирует соблюдение всеми землепользователями природоохранного законодательства, выполнение ими обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивацией нарушенных земель, насаждению полезащитных лесополос; организует проведение экологической экспертизы как проектов, так и возводимых объектов, работы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, загрязняющих воздушный и водный бассейны; приостанавливает действие актов любых органов на своей территории, принятых с нарушением законодательства об охране природопользования, а также работу предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которая ведет к ухудшению экологического состояния;

3) по предложению государственной администрации, устанавливает размеры штрафов за причиненный ущерб природной среде, загрязнение улиц, тротуаров, газонов, порчу собственности местного Совета и т.д.;

4) принимает решения или вносит предложения в соответствующие органы об объявлении природных и других объектов, представляющих собой экологическую, историческую, культурную или научную ценность, памятниками природы, истории или культуры, охраняемыми законом.

Государственная администрация:

1) предоставляет земельные участки в пределах своей территории, изымает их, передает в аренду и другие виды временного пользования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности в порядке, предусмотренном земельным законодательством ПМР;

2) регистрирует право землевладения, договоры на аренду и другие виды временного землепользования;

3) ведет государственный земельный кадастр;

4) принимает решения по вопросам создания на соответствующей территории дачных кооперативов, садово-огородных товариществ, регистрирует их;

5) организует проведение землеустроительных работ, дает разрешение на проведение изыскательных работ, осуществляемых на его землях;

6) ведает водными ресурсами, предоставляет в пользование водные объекты, контролирует строительство и эксплуатацию ирригационных и мелиоративных сооружений на своей территории;

7) обеспечивает соблюдение всеми пользователями лесного законодательства, осуществляет предусмотренные этим законодательством полномочия по вопросам лесопользования, лесоразведения и лесоохраны;

8) предоставляет отводы для разработки полезных ископаемых, контролирует соблюдение при их разработке законодательства и проведение необходимых природовосстановительных мероприятий;

9) обеспечивает соблюдение всеми землепользователями природоохранного законодательства, выполнение ими обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивацией нарушенных земель, насаждению полезащитных лесополос; организует проведение экологической экспертизы как проектов, так и возводимых объектов, работы предприятий (объединений), организаций и учреждений, загрязняющих воздушный и водный бассейны; приостанавливает действие актов любых органов на своей территории, принятых с нарушением законодательства об охране природопользования, а также работу предприятий (объединений), организаций и учреждений, которая ведет к ухудшению экологического состояния;

10) отменяет разрешения на хозяйственную деятельность или приостанавливает работу предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности в случае нарушения ими законодательства об охране природы, землепользования и использовании местных природных ресурсов, санитарии и здравоохранении, безопасности в использовании трудовых ресурсов, в иных случаях нарушения законодательства;

11) устанавливает правила водопользования и пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и других нужд населения, установление зон санитарной охраны водных объектов; ограничение или запрещение использования предприятиями питьевой воды в промышленных целях из водопроводов;

12) организует работу по ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, привлекает к участию в ней предприятия (объединения), учреждения и организации независимо от их подчинения и форм собственности;

13) информирует население об экологически опасных авариях и ситуациях и состоянии окружающей среды, а также о мерах, принимаемых с целью его улучшения;

14) предъявляет иски соответственно в суд или Арбитражный суд о возмещении материального ущерба, а также ущерба здоровью граждан, причиненного нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

Полномочия в сфере строительства (Статьи 13, 39).

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов утверждает проекты планировки застройки населенных пунктов, их генеральных планов.

Государственная администрация:

1) организует подготовку проектов и титульных списков по стройкам и объектам местного хозяйства, контролирует их осуществление; руководит проектными, строительно-монтажными и ремонтно-строительными организациями, относящимися к местной собственности;

2) осуществляет контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения; приостанавливает строительство объектов производственного или непроизводственного назначения в случае нарушений застройщиком строительного, природоохранного и иного законодательства, угрожающих жизни, здоровью, законным интересам граждан, могущих причинить ущерб окружающей среде либо материальный ущерб;

3) организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, а также принадлежащих ему дорог;

4) привлекает на договорной основе предприятия (объединения), учреждения и организации всех форм собственности к участию в развитии мощностей строительной индустрии и промышленности строительных материалов, а также в создании на этих условиях специализированных предприятий и организаций для производства работ по реконструкции и техническому переоснащению предприятий, строительству очистных сооружений, канализации, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию местных дорог;

5) назначает государственные приемные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приеме в эксплуатацию других объектов, находящихся на соответствующей территории;

6) создает хозрасчетные строительные и ремонтно-строительные предприятия, может передавать их в аренду; содействует созданию и работе строительных кооперативов, малых предприятий строительства и строительных материалов;

7) выступает заказчиком на строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры - местной собственности.

Полномочия в области социального обслуживания населения (Статьи 14, 42).

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов утверждает программы занятости населения и созданный в соответствии с законодательством фонд содействия незанятому населению.

Государственная администрация:

1) осуществляет управление принадлежащими Совету учреждениями народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, организует их материально-финансовое обеспечение; утверждает и освобождает от должности их руководителей, если иное не предусмотрено действующим законодательством; создает за счет собственных средств или на долевых началах новые учреждения социально-культурного назначения для достижения уровня социального обслуживания населения не ниже установленных нормативов;

2) организует оказание методической помощи школам, планирует развитие сети школ и детских дошкольных и внешкольных учреждений, исходя из нормативов обеспеченности в сфере народного образования;

3) создает при школах фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств предприятий, учреждений и организаций; принимает меры к организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников, привлечению их к производительному труду;

4) решает вопросы о предоставлении гражданам льгот по содержанию детей в школах-интернатах, интернатах при школах, а также по оплате за питание детей в школах (группах) с продленным днем; организует работу по предотвращению безнадзорности несовершеннолетних;

5) организует исполнение и контролирует соблюдение действующего законодательства в отношении национально-культурных и языковых прав граждан; обеспечивает всестороннее развитие и функционирование молдавского, украинского и русского языков во всех сферах общественной жизни, создает необходимые условия для развития и использования языков других национальностей; способствует развитию народного творчества и художественной самодеятельности, национально-культурных традиций населения;

6) осуществляет охрану и организует использование памятников истории и культуры, переданных в ее ведение;

7) организует контроль за санитарным и радиационным состоянием окружающей среды, соблюдением правил санитарной охраны на своей территории, осуществляет меры по предупреждению инфекционных заболеваний, эпидемий, эпизоотий и их ликвидации;

8) организует медицинскую помощь населению, предоставляет в пределах своего ведения установленные льготы и пособия, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей;

9) решает вопросы социального обеспечения населения, опеки и попечительства на своей территории; содействует гражданам в необходимых случаях в назначении пенсий; назначает в пределах собственных средств пособия лицам, не имеющим права на получение государственных пенсий, а также доплату к пенсиям и пособиям, выдает единовременную помощь гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий; принимает меры к улучшению жилищных и материально-бытовых условий инвалидов, семей, утративших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому, к устройству в дома инвалидов и престарелых, нуждающихся в этом граждан, размещению детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан; назначает опекунов и попечителей, осуществляет контроль за исполнением ими своих обязанностей; содействует созданию необходимых жилищных условий для демобилизованных в запас военнослужащих и семей военнослужащих;

10) ведет учет и регулирует распределение трудовых ресурсов на своей территории, ведет учет незанятого населения, организует трудоустройство граждан, утверждает планы трудоустройства молодежи, окончившей общеобразовательные школы, и обеспечивает трудоустройство инвалидов, членов семей погибших воинов, демобилизованных и уволившихся в запас военнослужащих, подростков и молодежи, развивает в этих целях сеть предприятий всех форм собственности, их филиалов и цехов, надомничество; принимает решения об образовании за счет средств предприятий всех форм собственности специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью; организует совместно с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности работу по получению гражданами массовых профессий; обеспечивает выполнение планов организованного набора рабочих и переселения; контролирует выполнение предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности обязательств по созданию прибывающим рабочим необходимых производственно-бытовых условий;

11) разрабатывает и осуществляет программы занятости населения, создает в соответствии с законодательством фонд содействия незанятому населению;

12) устанавливает находящимся на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности необходимое число рабочих мест для устройства на работу граждан, нуждающихся в социальной защите (лиц, не достигших 18-летнего возраста, инвалидов, пенсионеров, многодетных женщин, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и других), предоставляет предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности льготы по платежам в местный бюджет за принятие на работу этой категории граждан;

13) контролирует представление предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности данных о наличии свободных рабочих мест (должностей);

14) организует информирование населения о потребности предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности в рабочих и служащих;

15) обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии на предприятиях (объединениях), в учреждениях и организациях всех форм собственности, находящихся на ее территории; принимает участие в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов);

16) решает вопросы усыновления (удочерения).

Полномочия по обеспечению законности, прав, свобод и законных интересов граждан (Статьи 15, 43).

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов:

1) обеспечивает на своей территории соблюдение Конституции ПМР и действующих законов, а также актов вышестоящих органов государственной власти и управления, защищает права, свободы и законные интересы граждан;

2) вправе обращаться в суд или арбитражный суд с иском о признании недействительными актов органов государственного управления, государственной администрации, предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности, колхозов, нарушающих права и законные интересы граждан, а также ограничивающих установленные законом полномочия соответствующего Совета, и до принятия решения судом или Арбитражным судом приостанавливать действия таких актов.

Городской Совет принимает в соответствии с законодательством решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, устанавливает правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по вопросам благоустройства территории города и других населенных пунктов, обеспечения в них чистоты и порядка, торговли на рынках, определяет время, когда запрещается нарушать тишину в общественных местах.

Государственная администрация:

1) осуществляет в случаях стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка, предусмотренные законодательством особые меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранностью материальных ценностей, поддержанием порядка;

2)контролирует соблюдение законодательства о свободе совести и религиозных объединениях;

3) ведет учет граждан, постоянно или временно проживающих на ее территории; обеспечивает соблюдение правил паспортной системы;

4) регистрирует уставы (положения) добровольных общественных, других добровольных объединений граждан, органов территориального общественного самоуправления населения, которые создаются и действуют в соответствии с действующим законодательством в пределах его территории;

5) обеспечивает рассмотрение обращений граждан, рассматривает состояние этой работы в органах территориального общественного самоуправления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях, организациях всех форм собственности, находящихся на ее территории;

6) организует правовую работу на предприятиях, в организациях и учреждениях, относящихся к местной собственности; осуществляет меры по правовому воспитанию населения.

Государственная администрация руководит работой органов записи актов гражданского состояния, нотариата и государственного архива, производит нотариальные действия, регистрирует акты гражданского состояния.

 

Кроме того, как я уже говорил выше, законодательство предусматривает и такие сферы в которых осуществляют свою компетенцию либо Советы, либо государственные администрации. Среди таких можно назвать следующие полномочия:

Полномочия Совета в области награждения государственными наградами (Статья 16).

Сельский (поселковый) городской Совет народных депутатов рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий ПМР в соответствии с действующим законодательством.

Другие полномочия Совета (Статья 17).

Сельский (поселковый, городской) Совет народных депутатов, помимо предусмотренных настоящим Законом, осуществляет и другие полномочия, не противоречащие действующему законодательству ПМР, а также полномочия, переданные ему Советами других уровней.

Полномочия в области агропромышленного производства (Статья 40).

Государственная администрация:

1) осуществляет контроль за рациональным использованием сельхозугодий с учетом государственных интересов на подведомственной территории, содействует укреплению экономической самостоятельности колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных, кооперативных, общественных, государственных предприятий и организаций, крестьянских (арендных) хозяйств, создает необходимые условия для решения вопросов, связанных с приоритетным развитием села.

2) контролирует заключение и утверждение договоров между колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями и хозяйствами и заготовительными и перерабатывающими организациями по выполнению государственного заказа на закупку сельхозпродукции, ее переработку, хранение и реализацию. Контролирует ценообразование на отдельные виды продукции в зависимости от спроса и предложений потребителей и производителей.

3) осуществляет меры по развитию сети предприятий и организаций по заготовке, переработке, хранению и реализации сельхозпродукции.

4) осуществляет контроль и координирует работу всех предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с обслуживанием аграрного сектора на подведомственной территории.

5) организует контроль за соблюдением находящимися на ее территории сельскохозяйственными предприятиями, организациями и крестьянскими (арендными) хозяйствами действующего законодательства по вопросам землепользования, охраны природы, труда, техники безопасности, борьбы с болезнями животных и растений и санитарно-гигиенических требований по качеству продукции.

Полномочия в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи (Статья 41).

Государственная администрация:

1) организует эксплуатацию жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, работу предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, относящихся к местной собственности, осуществляет управление ими и контроль;

2) распределяет собственный жилой фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решает вопросы использования жилых помещений, аренды зданий и сооружений, относящихся к местной собственности; осуществляет контроль за состоянием квартирного учета на предприятиях, в организациях и учреждениях;

3) выдает ордера на заселение жилой площади в домах государственных, кооперативных и общественных организаций;

4) ведет учет граждан, желающих приобрести незаселенные квартиры (дома) из его фонда, принимает решение о продаже этих квартир (домов), оказывает помощь владельцам квартир (домов) в их эксплуатации и ремонте: содействует строительству индивидуального и кооперативного жилья;

5) принимает решения об организации жилищно-строительных, гаражных кооперативов, регистрирует уставы этих кооперативов, осуществляет контроль за их деятельностью;

6) организует эксплуатацию электрических, водопроводных, канализационных, тепловых и газовых сетей и сооружений, рассматривает и дает заключения по планам строительства указанных объектов предприятиям, организациям и учреждениям, не находящимся в коммунальной собственности; контролирует строительство и эксплуатацию очистных сооружений и оборудования;

7) организует благоустройство населенных пунктов, привлекая для этого средства, трудовые и материально-технические ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также население; контролирует состояние благоустройства производственных территорий, организует озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создание мест отдыха граждан; присваивает наименования улицам и другим частям населенных пунктов, устанавливает нумерацию домов;

8) ведет учет нежилых помещений на своей территории, имеет право продавать либо сдавать в пользование на основе договора об аренде нежилые помещения, принадлежащие Совету на праве местной собственности;

9) организует местные рынки, дает разрешение на создание и эксплуатацию предприятий торговли и общественного питания, находящихся в частной и коллективной собственности; устанавливает правила торговли на колхозных и других рынках; оказывает помощь в развитии колхозной, кооперативной и индивидуальной торговли, организует ярмарки; защищает интересы потребителей, осуществляет контроль за соблюдением цен, тарифов, ценников, правил торговли и обслуживания, санитарных и технологических правил на предприятиях торговли и общественного питания; контролирует работу организаций государственной торговли и потребительской кооперации по закупке, хранению, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции;

10) осуществляет меры по расширению и совершенствованию сети государственных, акционерных, кооперативных и частных предприятий торговли и общественного питания;

11) создает предприятия бытового обслуживания на праве местной собственности и организует их эксплуатацию, принимает меры по организации бытового обслуживания населения, организует обеспечение населения топливом;

12) обеспечивает содержание в надлежащем состоянии кладбищ, других мест погребения и их охрану;

13) устанавливает удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания;

14) утверждает и освобождает от должности руководителей предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и других, относящихся к местной собственности, либо устанавливает другой порядок их назначения и освобождения в соответствии с действующим законодательством;

15) осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и других, находящихся в собственности предприятий (объединений), учреждений и организаций всех форм собственности и отдельных граждан, приостанавливает их эксплуатацию в случае нарушения экологических, санитарных правил, других требований законодательства, может отменять в таких случаях данные им разрешения на создание и эксплуатацию соответствующих объектов;

16) руководит предприятиями (объединениями) и организациями транспорта и связи, находящимися в местной собственности;

17) осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью предприятий (объединений) и организаций транспорта независимо от их подчинения и форм собственности, а также за организацией обслуживания пассажиров на авто- и железнодорожных вокзалах, причалах (пристанях), в аэропортах;

18) привлекает предприятия (объединения), организации и учреждения, не относящиеся к местной собственности, к участию в обслуживании населения средствами транспорта и связи; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств;

19) обеспечивает развитие на соответствующей территории сети автомобильных дорог общего пользования и их содержание; оборудование техническими средствами регулирования дорожного движения и средствами связи, сооружение домов и помещений для службы ремонта и содержания дорог, а также предприятий общественного питания, автомотосервиса и отдыха пассажиров;

20) осуществляет контроль за состоянием обслуживания населения предприятиями связи, оказывает им помощь в развитии телефонизации, радиофикации и телевидения, почтовой связи, ремонте и охране сети связи на своей территории.

21) утверждает правила пользования городским транспортом, маршруты и графики его движения.

Полномочия в области охраны государственного и общественного порядка и организацию борьбы с преступностью (Статья 44).

Государственная администрация:

1) обеспечивает в пределах своих полномочий охрану государственного и общественного порядка и организацию борьбы с преступностью;

2) содействует органам суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел, государственной безопасности, адвокатуры в их работе;

3) по согласованию с органами внутренних дел, определяет бюджет, штаты, осуществляет контроль за патрульно-постовой, дорожно-патрульной, паспортной службами, участковыми инспекторами милиции и другими службами милиции, содержащимися за счет средств местного бюджета.

Порядок взаимодействия государственной администрации с органами внутренних дел городов и районов определяется Законом ПМР «О милиции» и настоящим Законом;

4) контролирует производственную деятельность исправительно-трудовых учреждений и наблюдательных комиссий и обеспечивает соблюдение законности в их деятельности;

5) координирует работу органов территориального общественного самоуправления, органов, образованных для содействия охране государственного и общественного порядка и борьбе с преступностью, обеспечивает социальную защищенность, моральное и материальное стимулирование их членов за активное участие в правоохранительной деятельности;

6) решает в соответствии с законодательством вопросы проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых общественно-политических мероприятий; контролирует обеспечение организаторами этих мероприятий надлежащего общественного порядка;

7) принимает в случае стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий, массовых беспорядков и т.п. необходимые меры к обеспечению жизнедеятельности предприятий (объединений), организаций и учреждений, всей сферы обслуживания населения, сохранности государственного, общественного и личного имущества граждан, соблюдения государственного и общественного порядка.

Полномочия в области оборонной работы (Статья 45).

Государственная администрация обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение требований Конституции ПМР, законодательства о воинской обязанности всеми должностными лицами и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности; содействует призыву граждан на действительную воинскую службу, проведению учебных сборов и начальной военной подготовки, военно-патриотическому воспитанию населения; осуществляет выполнение законодательства о льготах и преимуществах, установленных для граждан в связи с их участием в военных действиях, службой в Вооруженных Силах, а также для членов семей.

Государственная администрация руководит гражданской защитой населения.

 

Кроме компетенции городских, сельских поселковых Советов народных депутатов и государственных администраций Закон отдельно выделяет компетенцию районных Советов народных депутатов и государственных администраций. При этом подчёркивается, что они обладают всеми вышеперечисленными полномочиями, а кроме того обладают дополнительно следующими полномочиями:

Компетенция районного Совета (Статья 18).

Районный Совет народных депутатов:

1) координирует работу сельских, поселковых Советов народных депутатов при проведении ими межтерриториальных мероприятий, оказывает им методическую помощь и обеспечивает соблюдение законности в их деятельности;

2) созывает первые сессии Советов народных депутатов во вновь образованных в городе (районного подчинения), поселке, селе;

3) рассматривает и решает вопросы о преобразовании сельских поселений (объединение, разъединение, переименование, перевод в другую категорию и т.д.);

4) принимает в соответствии с законодательством решения, предусматривающие административную ответственность за нарушения в сфере борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями: устанавливает правила, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, по вопросам благоустройства территории, обеспечения на ней чистоты и порядка, торговли на рынках, определяет время, когда запрещается нарушать тишину в общественных местах;

5) осуществляет предусмотренные законодательством и отнесенные к его компетенции полномочия, переданные ему по взаимному согласованию сельскими, поселковыми Советами народных депутатов.

Районный Совет народных депутатов вправе решать и другие вопросы общерайонного значения, если при этом не ущемляются самостоятельность и независимость сельских, поселковых Советов народных депутатов в осуществлении ими своих полномочий.

Компетенция государственной администрации района (Статья 46).

Государственная администрация района:

1) обеспечивает сбалансированное развитие своей территории;

2) разрабатывает и представляет Совету народных депутатов на утверждение планы и программы экономического и социального развития и отчеты об их выполнении;

3) разрабатывает и представляет на утверждение Совета народных депутатов бюджет района; содействует в установленных законом случаях сбалансированности бюджетов сельских, поселковых Советов;

4) руководит предприятиями (объединениями), организациями и учреждениями, относящимися к местной собственности;

5) координирует работу сельских, поселковых государственных администраций при проведении ими межтерриториальных мероприятий, оказывает им методическую помощь и обеспечивает соблюдение законности в их деятельности;

6) организует на договорных началах с государственной администрацией поселка, села хозяйственное и социально-культурное обслуживание населения соответствующих территорий;

7) осуществляет государственную регистрацию предприятий (объединений), учреждений, организаций всех форм собственности;

8) создает районные строительные и ремонтно-строительные предприятия и организации для нужд сел и поселков районного подчинения, а также собственных нужд, может передавать их в аренду; содействует созданию и деятельности строительных кооперативов, предприятий строительства и строительных материалов;

9) планирует развитие районной сети школ и детских дошкольных и внешкольных учреждений, исходя из нормативов обеспеченности народного образования;

10) направляет работу местных органов государственного страхования;

11) утверждает маршруты и графики движения местного общественного транспорта;

12) координирует планы розничного товарооборота организаций потребительской кооперации в селе и поселке.

Некоторые полномочия ОМС указаны в иных нормативно-правовых актах, что вызвано комплексным характером муниципального права. Так, полномочия местных органов власти, местного самоуправления по образованию и изменению административно-территориальных единиц и населенных пунктов указаны в ст. 15. Закона ПМР «Об административно-территориальном устройстве ПМР», полномочия местного представительного органа государственной власти и местного исполнительного органа государственной власти г. Тирасполя в связи с осуществлением городом функций столицы ПМР указаны в ст. 6. закона ПМР «О статусе столицы ПМР», Обязанности главы государственной администрации по вопросам проведения собраний изложены в ст. 22 Закона ПМР «Об организации и проведении собраний», основные полномочия народного депутата местного Совета народных депутатов ПМР отражены в статьях 9, 11, 16 Закона ПМР «О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: