Свойства организационных систем

Существуют следующие важнейшие свойства организационных систем, позволяющие выделить их в самостоятельный класс систем.

1. Проблемная ориентация. Как правило, каждая организационная система ориентирована на удовлетворение определенной общественной потребности. Организационная система в целом - это механизм, осуществляющий деятельность по производству товаров и услуг, удовлетворяющий материальные потребности общества. Однако не всегда эта проблемная ориентация четко выражена. Некоторые организационные системы имеют многоцелевой характер.

Например, машиностроительный завод может выпускать непрофильную для него продукцию легкой промышленности.

Свойство проблемной ориентации наиболее ярко выражено у только что созданных организационных систем.

Организации создаются для удовлетворения потребностей организаций более высокого порядка (общества), т.е. для достижения внешних целей. Однако, организация может иметь и удовлетворять также свои собственные потребности (внутренние цели).

2. Преобразование ресурсов для достижения целей организации. Основные ресурсы, используемые организацией - это человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология и информация.

3. Зависимость от внешней среды. Организации зависимы от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей их продукции или услуг. Внешняя среда включает: экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурентов и др.

4. Единый центр управления. Для предприятий и организаций, например, управляющими органами являются их аппараты управления. Централизация управления не исключает, а, наоборот, предполагает относительную самостоятельность подразделений (подсистем), входящих в состав организационной системы.

Например, холдинг включает в себя различные предприятия, банки... Все дочерние предприятия обладают правами юридического лица и имеют практически полную самостоятельность.

5. Наличие объекта управления, т.е. совокупности исполнителей, осуществляющих производственный процесс вместе с их орудиями труда. При этом исполнителями (участниками) организационной системы могут быть как физические, так и юридические лица.

6. Интеграция цели. Организационные системы состоят и элементов, осуществляющих деятельность, необходимую для достижения поставленной цели. Удаление хотя бы одного из этих элементов неизбежно приводит к нарушению работы или снижению эффективности организационной системы.

Например, если один из цехов, входящих в состав промышленного предприятия и образующих технологическую цепочку, перестанет выпускать продукцию, это приведет к сбою в работе всего промышленного предприятия.

Интеграция цели достигается двумя путями:

n жестким административным управлением из одного центра

n сочетанием самостоятельности подразделений с регулированием их деятельности из единого центра.

7. Иерархическая структура. Любая организационная система обладает своей, только ей присущей организационной системой управления. Наибольшее распространение получили линейная, функциональная, линейно-функциональная структуры.

8. «Вложимость». Организационная система может включать множество других организационных систем, являясь при этом частью организационной системы более высокого уровня. Например, отрасль включает множество объединений и предприятий, являясь при этом частью народного хозяйства.

Некоторые организационные системы могут одновременно входить в состав нескольких организационных систем.

Например, учреждения торговли, общественного питания, здравоохранения входят в состав соответствующих отраслей и одновременно в состав территориальных систем.

9. Изменчивость. С течением времени структура и функции организационной системы изменяются. Частота изменений может быть различной. Причины изменений могут быть как внешними, так и внутренними.

Например, внутренняя - внедрение новой технологии производства, внешняя - изменение спроса на продукцию.

10. Инерционность. Организационные системы обладают большой инерционностью: организационные системы появляются не сразу в момент возникновения проблем, а со значительной задержкой во времени и продолжают существовать уже после того, как породившие их проблемы исчезли. Это объясняются необходимостью некоторого времени для выявления и изучения проблемы (или потребности), а также выбора средств ее решения. Инерционность в значительной степени зависит от размеров предприятия.

Например, кооперативы более мобильны, быстрее возникают, переориентируются на выпуск новой продукции, ликвидируются.

 

Организация и управление

 

1. Сущность управления

2. Понятие и виды организационных полномочий

3. Система управления организацией

4. Субъекты организаторской деятельности

 

Сущность Управления

Управление это совокупность скоординированных действий, направленных на достижение определенной цели.

Следует различать управление объектом и управление сложной системой, например, предприятием, организацией.

Управление объектом не предполагает вмешательство в объект с целью изменения его структуры и основных характеристик.

Т.е., например, управление самолетом - это управление объектом на одной из стадий его эксплуатации, т.е. это всего лишь управление полетом.

Управление организацией предполагает многократное принятие решений по изменению ее состава, структуры.

Кибернетика выделяет особенности управляемых систем, присущие организациям.

1. Движение как способность изменять свое состояние под влиянием управляющих воздействий.

2. Многовариантность движения. В процессе управления всегда существует множество альтернатив для достижения целей. Считается, что где нет выбора, там нет и не может быть управления.

З. Связи со средой.

4. Наличие органа управления (субъекта управления).

5. Иерархичность, то есть многоступенчатость построения систем, когда функции управления распределяются по вертикали. Управляющие воздействия элементов более высокого ранга носят обобщенный характер и конкретизируются в подчиненных элементах.

Перечисленные выше особенности управляемых систем являются одновременно и принципами их построения.

Управление различают как функцию и как действие.

1) управление как функция системы различной природы (биологической, социальной, технологической) обеспечивает:

· сохранение определенной структуры

· поддержание режима деятельности

· реализацию программы и целей системы

2) управление как действие

· осуществляется на основе анализа определенной информации и

· направлены на поддержание или улучшение функционирования системы в соответствие с имеющейся целью и программой (алгоритмом) ее достижения.

Проблемы социальных организации состоят в том, что их сложность превышает возможности управления по контролю за организационными процессами. Поэтому решение проблемы может быть как в сторону сужения диапазона управления, так и в сторону упрощения устройства системы.

По первому способу происходило развитие социалистической системы: попытка с помощью гигантомании уменьшить количество объектов управления до одного-двух предприятий- гигантов в отрасли, не смогло решить (оптимизировать) по общегосударственному критерию эффективности деятельность социосистемы-государства.

По второму способу происходила оптимизация государства через упрощение, стандартизацию, нормирование объектов (технических, социальных). Например, введение (одной) государственной собственности в промышленности и государственно-коллективной в сельском хозяйстве.

Развитие же любой системы, в том числе и социосистемы, происходит путем усложнения, то есть повышения множественности (количества) элементов и разнообразия элементов (закон перехода количества в качество), что неизбежно увеличивает сложность управления, кроме этого на сложность влияет разнообразие связей.

Границы, содержание, цели и принципы управления определяются назначением системы, условиями ее применения, информационными факторами.

Принятие решений в организациях носит динамический характер, т.е. представляет собой развернутую во времени последовательность управляющих воздействий.

Процессы управления могут быть:

1) дискретными, когда воздействия осуществляются в некоторые фиксированные моменты времени

2) непрерывными, для которых изменения управляющих воздействий может происходить в любой момент времени.

Дискретность процессов управления характерна для верхних уровней управления, что связано с задержками передачи информации о состоянии управляемых элементов и сложностью задач управления, требующих значительного времени на решение, согласование, доведение до исполнителей.

Непрерывное управление обычно осуществляется на нижних уровнях управления, непосредственно связанных с материальными процессами (техническим, производственными, физическими и т.д.).

Основными задачами управления являются:

1) маркетинговые исследования - изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование сбыта продукции, перспективное планирование выпуска продукции, определение предполагаемого дохода, налаживание хозяйственных связей с потенциальными заказчиками

2) рациональный подбор, расстановка кадров и социальные программы - анализ профессиональной подготовки специалистов и их рациональное использование, учет распределения социальных благ (например, пособий), стабильность кадров

3) обеспечение производственного цикла материальными ресурсами - определение поставщиков, заключение договоров, учет и контроль рационального использования материальных ресурсов

4) планирование - формулирование целей управления, выбор оптимального варианта плана, оценка технико-экономических показателей

5) рациональное обеспечение производственного цикла - сокращение производственного цикла, использование производственных мощностей и выработка предложений по их развитию

6) финансы и сбыт - прогнозирование объема реализации, оперативное реагирование на покупательскую способность заказчика, координирование производственных и финансовых планов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: