Для эффективного достижения целей, стоящих перед предприятием, необходима система управления, планирующая и координирующая деятельность всех его звеньев.
Система управления (СУ) представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
Существуют следующие общие принципы построения СУ:
1) необходимость знания цели
2) наличие возможности оценки степени приближения к цели
3) требование максимальной простоты структуры управления с минимальным количеством ступеней
4) адаптивность, т.е. способность изменения структуры управляемой системы в соответствии с меняющимися условиями и целями.
СУ базируется на трех основных составляющих:
· информационной поддержке процессов разработки и реализации решений
· наборе типовых процедур для решения поставленных задач
· системе мотивации персонала
Оптимизация этих составляющих является основным направлением совершенствования СУ.
|
|
Система управления
Методология Процесс Структура Техника
управления управления управления управления
Управленческая деятельность Механизм управления
Методология управления включает: цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Процесс управления представляет: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Техника управления включает: компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутренние или внешние типа Internet), систему документооборота.
Структура управления включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм профессионала.
Структура управления тесно взаимосвязана с функциями. При создании новой организации функции выступают основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой служит структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом структура принципиально не меняется, т.е. ключевые подразделения и должности сохраняются.
Функции, выполняемые в организации, можно разделить на 3 большие группы:
¨ производственные - функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства (например, ведение бухучета);
|
|
¨ управление производственными функциями - планирование, прогнозирование, организация, координация, стимулирование и контроль деятельности работников, занятых в основном, вспомогательном и обслуживающем производствах (например, управление бухучетом);
¨ управление управленческой деятельностью - стратегическое планирование, внешнее представительство и консультационная деятельность (данная функция направляет деятельность предприятия в соответствии с целью и миссией организации).