Считается, что в момент окончания учебного заведения полученные в нем знания уже отстают от реальных требований работы на 5 – 6 лет, а через 10 лет полностью устаревают. Именно поэтому их необходимо постоянно обновлять и пополнять. Делается это с помощью переподготовки (переобучения) персонала, обучения вторым специальностям, повышения квалификации.
Переподготовка – организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по той профессии, которой они обладают, а также теми кто желает ее сменить с учетом потребности производства.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям – с начальным, либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях повышения профессионального мастерства.
Повышение квалификации – это обучение после получения основного образования. Его цель – это поддержание и совершенствование профессиональных знаний, их углубление, повышение уровня, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности; закрепление новых навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.
|
|
Потребность в повышении квалификации обусловлена:
- изменениями в условиях работы организации;
- усложнением процесса его управления;
- необходимостью освоением новых видов и сфер деятельности.
Существуют следующие разновидности повышения квалификации:
1. Внутреннюю (в рамках организации) – лучше учитывает потребности производства, легче контролируется.
2. Внешнюю – в учебных заведениях и специальных центрах.
3. Организованную и неорганизованную (самообразование). В последнем случае может создаваться группа саморазвития. В нее люди объединяются для совместного анализа проблем, взаимной поддержки, самосовершенствования.
4. Общепрофессиональную или целенаправленно ориентированную на решение реальных проблем, отработку необходимых навыков поведения.
Предназначенную для целевых групп (руководителей и специалистов) или для всего персонала.
Современные программы повышения квалификации имеют цель – научить работников самостоятельно и системно мыслить, решать сложные комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу, работать в команде.
Они дают знания, которые выходят за пределы должности, и побуждаю желание учиться дальше.
[1] Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг. – 2000. - № 1. С. 88 – 101.