Города классифицируются по следующим признакам:
1. хозяйственному профилю:
а) промышленные
б) портовые
в) курортные
г) железнодорожные узлы
д) научные центры и т.д.
2. по административному, политическому и культурному значению (столичные, административные центры и т.д.)
3. численность населения:
- малые
- средние
- большие
- крупные
- крупнейшие
Крупнейшие и крупные города – самые большие потребители городских земель из-за свойственного им самого высокого показателя удельного расхода городской территории на душу населения.
4. время возникновения, существования и развития (старый и новый город)
Планировка новых городов и реконструкция существующих – две тесно сопряженные и влияющие друг на друга стороны единого процесса развития методологии градостроительства.
Основные градостроительные принципы.
1. Архитектурно-планировочная структура города – означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров отдыха, создание систем связей между ними и структурную организацию каждой из зон. В одно целое это объединяется архитектурной композицией плана города.
|
|
2. Интегрированное функциональное зонирование.
Ни одна из функций города, взятая в отдельности не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха – основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру города нельзя свести к структурной организации функциональных зон и их элементов.
В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность размещения на территории города и объединение зеленых насаждений в целостную систему – одно из средств формирования структуры города как одного целого.
3. Система общественных центров.
1. общегородской (главный архитектурный ансамбль города)
2. специализированные (общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные)
3. центры планировочных и жилых районов, промышленных районов, зон отдыха)
4. общественные центры местного значения (микрорайонные).
3 и 4 системы общественных центров формируют социальную инфраструктуру города.
4. Транспортно-планировочная организация города.
задачи:
- организация пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между собой
- с наименьшими затратами времени и комфортом
- с сокращением объема работы городского транспорта
- безопасность городского движения
средства решения:
- оптимальное взаимное расположение всех функциональных зон города
- формирование единой системы магистральных улиц и дорог
|
|
- рациональный выбор видов общественного городского транспорта
- взаимная согласованность планировочной организации и транспортной системы города.
Улично-дорожная сеть – важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный комплекс.
Система магистральных улиц – каркас всей транспортно-планировочной организации города, имеющей выходы на связь с другими городами.
5. При проектирование городов возникают задачи планировочной организации ГСНМ.
6. Город – развивающаяся структура и наиболее жизнеспособными оказываются схемы обладающие способностью развития и гибкостью, называемые открытыми архитектурно-планировочными структурами. Например, схема города с параллельным размещением основных функциональных зон.
7. Архитектурная композиция города.
Понятия: структура города
композиция города
Архитектурная композиция сосредотачивает внимание на особых приемах планировки, отвечающих уникальным условиям местности.
Структурный принцип «природосообразности планировки» служит ресурсом архитектурно-художественного своеобразия.
Архитектурная композиция города – явление материальной и духовной культуры, которая всегда конкретно-исторична, связана с национальными традициями.
Принцип «культуросообразности» архитектурной композиции современного города соединяет его с национальной и со всей мировой культурой.
Лекция 3