Градостроительная типология городов

 

Города классифицируются по следующим признакам:

1. хозяйственному профилю:

а) промышленные

б) портовые

в) курортные

г) железнодорожные узлы

д) научные центры и т.д.

 

2. по административному, политическому и культурному значению (столичные, административные центры и т.д.)

3. численность населения:

- малые

- средние

- большие

- крупные

- крупнейшие

Крупнейшие и крупные города – самые большие потребители городских земель из-за свойственного им самого высокого показателя удельного расхода городской территории на душу населения.

4. время возникновения, существования и развития (старый и новый город)

 

Планировка новых городов и реконструкция существующих – две тесно сопряженные и влияющие друг на друга стороны единого процесса развития методологии градостроительства.

 

Основные градостроительные принципы.

1. Архитектурно-планировочная структура города – означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров отдыха, создание систем связей между ними и структурную организацию каждой из зон. В одно целое это объединяется архитектурной композицией плана города.

2. Интегрированное функциональное зонирование.

Ни одна из функций города, взятая в отдельности не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха – основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру города нельзя свести к структурной организации функциональных зон и их элементов.

В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность размещения на территории города и объединение зеленых насаждений в целостную систему – одно из средств формирования структуры города как одного целого.

3. Система общественных центров.

1. общегородской (главный архитектурный ансамбль города)

2. специализированные (общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные)

3. центры планировочных и жилых районов, промышленных районов, зон отдыха)

4. общественные центры местного значения (микрорайонные).

3 и 4 системы общественных центров формируют социальную инфраструктуру города.

4. Транспортно-планировочная организация города.

задачи:

- организация пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между собой

- с наименьшими затратами времени и комфортом

- с сокращением объема работы городского транспорта

- безопасность городского движения

 

средства решения:

- оптимальное взаимное расположение всех функциональных зон города

- формирование единой системы магистральных улиц и дорог

- рациональный выбор видов общественного городского транспорта

- взаимная согласованность планировочной организации и транспортной системы города.

Улично-дорожная сеть – важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный комплекс.

Система магистральных улиц – каркас всей транспортно-планировочной организации города, имеющей выходы на связь с другими городами.

5. При проектирование городов возникают задачи планировочной организации ГСНМ.

6. Город – развивающаяся структура и наиболее жизнеспособными оказываются схемы обладающие способностью развития и гибкостью, называемые открытыми архитектурно-планировочными структурами. Например, схема города с параллельным размещением основных функциональных зон.

 

 

7. Архитектурная композиция города.

Понятия: структура города

композиция города

Архитектурная композиция сосредотачивает внимание на особых приемах планировки, отвечающих уникальным условиям местности.

Структурный принцип «природосообразности планировки» служит ресурсом архитектурно-художественного своеобразия.

Архитектурная композиция города – явление материальной и духовной культуры, которая всегда конкретно-исторична, связана с национальными традициями.

Принцип «культуросообразности» архитектурной композиции современного города соединяет его с национальной и со всей мировой культурой.

 

 

Лекция 3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: