Система расселения населения рациональна, если радиус расселения (среднее расстояние между местом жительства и труда) наименьший.
Закономерности расселения:
- чем меньше затрачивается время на передвижение, тем больше вероятность расселения
- чем ближе (по времени доступности) расположен жилой район к крупному промышленному предприятию, тем больше среди жителей района процент трудящихся указанного предприятия
Основные градостроительные факторы влияющие на расселение
1. Величина и профиль города
2. Ёмкость промышленных предприятий по количеству работающих, их число взаимное расположение по отношению к селитьбе
3. Конфигурация, площадь селитебной зоны, плотность населения, размещение. центров и планировочных районов.
4. Время сообщения и доступность промышленных предприятий от жилых районов.
5. Система магистральных улиц и общественного транспорта, влияющая на время сообщения между промышленными и жилыми районами.
Чем крупнее предприятие и чем ближе к селитебной зоне расположено, тем сильнее выражено «поле тяготение».
|
|
Совокупность «полей тяготения» от больших и малых предприятий, промышленных зон, накладываются друг на друга, образуют сложную систему расселения города.
При расчётной структуре города в каждом крупном планировочном районе часть трудовых передвижений замыкается внутри района, образуя замкнутый баланс расселения, а часть реализуется в межрайонных перекрёстных связях, образуя открытый баланс расселения.
Принципиальные схемы планировочной организации города по условиям расселения
1. Разделение города на промышленную и селитебную зоны без привязки групп жилых районов к тому или иному промышленному району. Трудовые связи имеют открытый характер и направлены из селитьбы к промышленным районам.
2. Образование комплексных селитебно-промышленных районов. Трудовые связи не замыкаются внутри района; определённая часть их всегда носит перекрёстный, межрайонный характер.
3. Интегрированный тип – размещение производственных (промышленных, научно-производственных или научно-исследовательских) районов среди жилых районов в виде упорядоченной сети без выделения комплексных селитебно-производственных звеньев.
Трудовые связи города имеют единый характер и в основном осуществляются в пределах селитебной зоны.
1 и 3 схемы – единая транспортная система
2 схема – ряд локальных, но взаимосвязанных транспортных подсистем.
Характерной закономерностью в динамике процессов городского расселения является циклическая смена этапов развития, в которой чередуются внутренние и межрайонные связи.