Тема 4. Основы регулирования налоговых отношений

  1. Система налогового законодательства РФ
  2. Налоговое регулирование и направление налоговой политики
  3. Налоговый контроль
  4. Виды налоговых право нарушений и ответственность за их совершение
  1. Система российского законодательства – совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Система налогового законодательства включает:

  1. законодательство РФ (НК РФ и принятые в соответствии с ними федеральные законы о налогах и сборах)
  2. законодательство субъектов РФ
  3. нормативно-правовые акты органов местного самоуправления
  4. нормативны акты органов государственных внебюджетных фондов

 

Общие понятия российского законодательства закреплены Конституцией РФ. В ст.57 гл.2 закреплено: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

С 1 января 99г. правовое обеспечение в сфере н/о руководствуется ч.1 НК РФ.

С 1.01.01 введена 2ч. НК РФ, которая дополняется по настоящее время.

 

НК устанавливает:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2. основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления введения в действие и прекращения действия введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов и др. лиц;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (без действий) и их должностных лиц.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогов законодательства толкуется в пользу налогоплательщика.

Органы исполнительной власти в предусмотренных налоговым законодательством в случаях издают нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Государственный таможенный комитет РФ при изменении налоговых актов руководствуется таможенным законодательством РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ), Мин. Фин РФ, ГТК РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам налогообложения, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Если международным договором РФ по н/о установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные и приняты в соответствии с ним нормативные акты о налогах и сборах, то применяется правила и нормы международных договоров РФ.

 

  1. Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие права.

Налоговая политика – система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

 

Методы налогового регулирования:

  1. изменение массы налоговых поступлений в бюджет;
  2. дефференцация налоговых ставок;
  3. замена одних способов обложения другими (н/о доходов или н/о расходов)
  4. налоговые льготы, кредиты и скидки
  5. введение косвенных налогов
  6. система ускорения амортизации основных фондов предприятия
  7. изменение сферы распределения налогов.

Направление налоговой политики государства:

  1. политика максимизации налогов характеризуется принципом «взять все, что можно»
  2. политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивает благоприятный налоговый климат
  3. налоговая политика, предусматривая высокий уровень н/о при значительной социальной защите

 

 

Налоговый контроль

Налоговый контроль - это особая разновидность контроля, реализуемого в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы, в специфическом правовом поле, в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля, при соблюдении установленных условий для выполнения контрольных процедур.

Содержание налогового контроля включает:

- наблюдение за подконтрольными объектами;

- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

- выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его цели и основные задачи имеют четко выраженный налоговый характер, а их непосредственное достижение и руководство самим процессом налогового контроля становятся возможными посредством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера.

Формами проведения государственного налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов в государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции являются:

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

- проверка данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

- другие формы, предусмотренные Кодексом.

Виды налогового контроля рассматривать по различным основаниям.

Оперативный контроль – проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль – проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный контроль – проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов.

Фактический контроль – проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т.д.

Внутренний контроль – первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит – негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение – лицензию Минфина Российской Федерации. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.

Одни из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены статьями 83-85 Кодекса.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

- по месту нахождения организации, мусту нахождения ее обособленных подразделений;

- по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуальный предприниматель подает в налоговый орган в течение 10 дней после своей государственной регистрации. Обязанностью налогового органа является постановка налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях с налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

В зависимости от места проведения налогового контроля выделяются такие его разновидности, как камеральная и выездная налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, его должностным лицом в течение 3 месяцев со дня представления соответствующих документов. В качестве разновидности камеральной налоговой проверки можно назвать также и осуществление налогового контрольного производства в рамках налогового поста (пп. 15 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика и выражается в детальной проверке исполнения налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством, за определенный период.

Существует и встречная проверка. Согласно абз. 2 ст. 87 НК РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

 

4. Виды налоговых право нарушений и ответственность за их совершение

Налоговыми правонарушениями признаются виновно-совершенное, противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц за которое установлена ответственность по налоговому законодательству.

 

Различаются 3 вида налоговых ответственности:

  1. ответственность налогоплательщиков за нарушении порядка исчисления и уплаты налогов;
  2. ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления налога
  3. ответственность банков и иных кредитных органов за неисполнение платежных поручений налогоплательщиков.

Виды ответственности за нарушения налогового законодательства:

- административная

- уголовная

- дисциплинарная

- материальная (выделяется в некоторых источниках)

Финансовая ответственность

  1. нарушение срока постановки на учет более 90 дней – штраф 10 т.р.
  2. введение деятельности без постановки на учет 10% дохода, но не менее 20т.р.
  3. введение деятельности без постановки на учет более 3-х месяцев – 20% доходов, получаемых в период деятельности без постановки на учет более 30 дней.
  4. нарушение срока представления информации об открытии и закрытии счета в банке – 5 т.р.
  5. не предоставление в срок налоговой декларации – 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации за каждый месяц со дня установленного для ее предоставления (не менее 100р. и не более 30% суммы налога)
  6. не полная уплата или неуплата налога в размере заниженной налогой базы 20% неуплаченных сумм налога. Если совершено умышленно – 40%.
  7. не перечисление суммы налога налоговым агентом 20% суммы подлежащей перечислению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: