- Система налогового законодательства РФ
- Налоговое регулирование и направление налоговой политики
- Налоговый контроль
- Виды налоговых право нарушений и ответственность за их совершение
- Система российского законодательства – совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.
Система налогового законодательства включает:
- законодательство РФ (НК РФ и принятые в соответствии с ними федеральные законы о налогах и сборах)
- законодательство субъектов РФ
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления
- нормативны акты органов государственных внебюджетных фондов
Общие понятия российского законодательства закреплены Конституцией РФ. В ст.57 гл.2 закреплено: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
С 1 января 99г. правовое обеспечение в сфере н/о руководствуется ч.1 НК РФ.
С 1.01.01 введена 2ч. НК РФ, которая дополняется по настоящее время.
НК устанавливает:
1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2. основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3. принципы установления введения в действие и прекращения действия введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4. права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов и др. лиц;
5. формы и методы налогового контроля;
6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (без действий) и их должностных лиц.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогов законодательства толкуется в пользу налогоплательщика.
Органы исполнительной власти в предусмотренных налоговым законодательством в случаях издают нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Государственный таможенный комитет РФ при изменении налоговых актов руководствуется таможенным законодательством РФ.
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ), Мин. Фин РФ, ГТК РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам налогообложения, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Если международным договором РФ по н/о установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные и приняты в соответствии с ним нормативные акты о налогах и сборах, то применяется правила и нормы международных договоров РФ.
- Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие права.
Налоговая политика – система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.
Методы налогового регулирования:
- изменение массы налоговых поступлений в бюджет;
- дефференцация налоговых ставок;
- замена одних способов обложения другими (н/о доходов или н/о расходов)
- налоговые льготы, кредиты и скидки
- введение косвенных налогов
- система ускорения амортизации основных фондов предприятия
- изменение сферы распределения налогов.
Направление налоговой политики государства:
- политика максимизации налогов характеризуется принципом «взять все, что можно»
- политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивает благоприятный налоговый климат
- налоговая политика, предусматривая высокий уровень н/о при значительной социальной защите
Налоговый контроль
Налоговый контроль - это особая разновидность контроля, реализуемого в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы, в специфическом правовом поле, в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля, при соблюдении установленных условий для выполнения контрольных процедур.
Содержание налогового контроля включает:
- наблюдение за подконтрольными объектами;
- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
- выявление виновных и привлечение их к ответственности.
Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его цели и основные задачи имеют четко выраженный налоговый характер, а их непосредственное достижение и руководство самим процессом налогового контроля становятся возможными посредством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера.
Формами проведения государственного налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов в государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции являются:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
- другие формы, предусмотренные Кодексом.
Виды налогового контроля рассматривать по различным основаниям.
Оперативный контроль – проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.
Периодический контроль – проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.
Документальный контроль – проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов.
Фактический контроль – проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т.д.
Внутренний контроль – первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов.
Внешний аудит – негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение – лицензию Минфина Российской Федерации. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.
Одни из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены статьями 83-85 Кодекса.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
- по месту нахождения организации, мусту нахождения ее обособленных подразделений;
- по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Заявление о постановке на учет организации или индивидуальный предприниматель подает в налоговый орган в течение 10 дней после своей государственной регистрации. Обязанностью налогового органа является постановка налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях с налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.
В зависимости от места проведения налогового контроля выделяются такие его разновидности, как камеральная и выездная налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, его должностным лицом в течение 3 месяцев со дня представления соответствующих документов. В качестве разновидности камеральной налоговой проверки можно назвать также и осуществление налогового контрольного производства в рамках налогового поста (пп. 15 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика и выражается в детальной проверке исполнения налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством, за определенный период.
Существует и встречная проверка. Согласно абз. 2 ст. 87 НК РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).
4. Виды налоговых право нарушений и ответственность за их совершение
Налоговыми правонарушениями признаются виновно-совершенное, противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц за которое установлена ответственность по налоговому законодательству.
Различаются 3 вида налоговых ответственности:
- ответственность налогоплательщиков за нарушении порядка исчисления и уплаты налогов;
- ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления налога
- ответственность банков и иных кредитных органов за неисполнение платежных поручений налогоплательщиков.
Виды ответственности за нарушения налогового законодательства:
- административная
- уголовная
- дисциплинарная
- материальная (выделяется в некоторых источниках)
Финансовая ответственность
- нарушение срока постановки на учет более 90 дней – штраф 10 т.р.
- введение деятельности без постановки на учет 10% дохода, но не менее 20т.р.
- введение деятельности без постановки на учет более 3-х месяцев – 20% доходов, получаемых в период деятельности без постановки на учет более 30 дней.
- нарушение срока представления информации об открытии и закрытии счета в банке – 5 т.р.
- не предоставление в срок налоговой декларации – 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации за каждый месяц со дня установленного для ее предоставления (не менее 100р. и не более 30% суммы налога)
- не полная уплата или неуплата налога в размере заниженной налогой базы 20% неуплаченных сумм налога. Если совершено умышленно – 40%.
- не перечисление суммы налога налоговым агентом 20% суммы подлежащей перечислению.